Смекни!
smekni.com

Всемирная история новейшего времени 1945-2005 Космач (стр. 38 из 47)

и Чандигарха.

Быстрыми темпами развивался индийский ки-

Р. Капур

нематограф. Индия стала крупной кинодержавой мира: на ее киностудиях снимается более 800 филь-

мов в год. Всемирную известность приобрели ре-

жиссеры и актеры Радж и Шаши Капуры. Ш. Азми, Ом Пури, С. Патиль и другие киноактеры стали звездами мирового кино. В 1990-х гг. в десятку попу-

лярнейших зарубежных актеров в России входили

четыре индийских киноартиста — М. Чакраборти,

Говинда, А. Кхан и А. Баччан. Ш. Капур Изменения в образе жизни индийцев. Согласно 15-й статье ин- дийской Конституции 1950 г. было установлено равенство каст, упразд- нена неприкасаемость и запрещена кастовая дискриминация — ущем- ление прав низших каст. Было зарегистрировано 779 угнетенных каст, выполнявших грязную и непрестижную работу. Парламент принял не- сколько законов, ужесточающих наказания за нарушение этой статьи.

Для низших каст было зарезервировано 76 мест в парламенте, пост министра труда, 29 % должностей в государственном аппарате, установлена квота приема в вузы и т. д. Государство выделяет дотации для бывших «неприкасаемых». Однако, несмотря на юридическое равенство, около 120 млн человек остаются неравноправными члена- ми общества, хотя кастовые условности в настоящее время, особенно в городе, не так выражены, как раньше. В индийской деревне и сейчас в основном сохранились традиционные моральные ценности и пред- ставления о мире (--3).

Как и прежде, в Индии отмечают десятки основных индуистских праздников. Наиболее известные из них — встреча смены пор года и дни урожая, праздник весны, любви, цветов и красок, дни рождения Рамы, Кришны и других богов, день поклонения корове, которая счи- тается в Индии священным животным, ночь Шивы и др. По народному поверью, одна из аватар (воплощений) жены Шивы Кали требует только кровавых жертв, в том числе приношения в жертву людей. Индийская пресса в 1950—1960 гг. сообщала о десятках случаев ритуальных убийств детей и взрослых.

Уровень благосостояния в Индии невысокий. Около 40 % насе- ления живет за чертой бедности: менее 3 тыс. рупий в год на семью, состоящую из 5 человек. В стране много безработных и нищих.

Образ жизни основной массы индийских крестьян мало изменился по сравнению с довоенным временем. Остались прежними и главные обряды, связанные с рождением детей, свадьбой и смертью людей. На- пример, как и раньше, большинство браков заключается по воле роди- телей и родственников, соблюдаются кастовые условности и обычаи.

Остро стоит перед страной демографическая проблема. Борьба за снижение рождаемости возведена в ранг государственной полити- ки. Признанной нормой считается 2—3 ребенка в семье. Однако, как и раньше, средняя индийская семья имеет 5—7 детей. При таком быстром росте численности народонаселения Индия может в буду- щем обогнать Китай по количеству жителей.

Дополнительный материал

--1. Дж. Неру о построении социализма

«Если социализм вводится в отсталой и неразвитой стране, он не сдела ет ее менее отсталой. В действительности мы получим отсталый, поглощен ный бедностью социализм. Окончательным лекарством для прихода к со циализму является образование и здоровье человека, и неважно, кто конт ролирует государство и средства производства».

--2. Индийская народная партия (БДП)

БДП создана в 1980 г. на основе националистической индусской партии

Индийский народный союз. БДП борется за возрастание роли индуизма в жизни общества, укрепление кастового строя, индусской общины, созда ние «индусского государства». БДП превратилась в партию индусского фундаментализма. Она провела массовые акции против мусульман. Под ее руководством была разрушена мечеть Бабура в Айодхье в 1992 г. В 1998 г. партия возглавила правящую в Индии коалицию политических сил.

--3. Основные ценности жизни у индусов

На основе индуизма в Индии сложилось представление о трех основных целях, или ценностях, жизни человека. Первая цель состоит в выполнении дхармы — системы религиозных и светских обязанностей и ритуалов во всех сферах жизни, особенно в семейнобытовой области. Вторая цен ность — артха — определяет средства и способы достижения человеком успеха в жизни и накопления материальных благ. Третья цель — кама — предписывает человеку удовлетворение его чувств и инстинктов.

Высшая цель, согласно индуизму, состоит в освобождении души чело века как божественной частицы от эгоистических устремлений, зла и стра стей путем духовного и нравственного совершенствования, чтобы достичь состояния нирваны.

Вопросы и задания

1. Покажите на картосхеме на с. 184 раздел Индии в 1947 г. Расскажите о его последствиях.

2. Охарактеризуйте понятие «курс Неру» в социальноэкономической и поли тической областях. При ответе используйте дополнительный материал к па раграфу.

3. Сравните курс правительства Р. Ганди с политикой И. Ганди.

4. Каковы особенности образа жизни и система ценностей у индусов? При ответе используйте дополнительный материал к параграфу.

§ 24—25. СОЦИАЛЬНО9ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА

Антиимпериалистическая революция в Египте. После

1945 г. в Египте сложились предпосылки для национально-освободи- тельной, демократической революции. Помещичье землевладение, монархия, господство Великобритании в зоне Суэцкого канала, экс- плуатация египетской экономики со стороны иностранного капитала тормозили развитие страны. Крупнейшими помещиками Египта были «друзья короля» Фарука, который получал со своих земель 3 млн египетских фунтов дохода в год. Королевский двор сотрудни- чал с англичанами.

Египетское правительство с помощью английских войск подав- ляло забастовки и демонстрации. Однако национально-освободи- тельное движение за полную независимость Египта не прекраща- лось. Одна за другой следовали массовые акции протеста против политики королевского двора. В зоне Суэцкого канала египтяне- партизаны вели активную борьбу против англичан.

В такой обстановке организация «Свободные офицеры», в кото- рую входили военные, осуществила 23 июля 1952 г. государственный переворот. Король Фарук был отправлен в Италию. В 1953 г. Египет был провозглашен республикой. В 1954 г. Великобритания начала вывод войск из Египта. К руководству страной пришел Г. А. Насер, ставший в 1956 г. президентом страны. Он издал декрет о национали- зации Суэцкого канала, что повлекло за собой Суэцкий кризис 1956 г., во время которого войну против Египта вели Израиль, Англия и Фран- ция. С помощью СССР Египет отстоял свои интересы в зоне Суэцкого канала. «Тройственная агрессия» против Египта потерпела провал. Это укрепило авторитет Г. А. Насера, который стал тесно сотрудни- чать с Советским Союзом.

«Свободные офицеры» сформулировали шесть принципов еги- петской революции: ликвидация империализма, устранение феодаль- ных пережитков, уничтожение монополий, социальная справед-

ливость, демократическая система, сильная национальная армия.

До 1961 г. была проведена демократическая аграрная реформа, установлен максимум владений землей в 200 федданов (50 га). В 1956 г. Египет национализировал Суэцкий канал. Вскоре была проведена

«египтизация» иностранного капитала, т. е. национализированы за- рубежные компании, взят курс на построение «кооперативного, де- мократического арабского социализма». «Кооперативным» его на- звали потому, что рабочие становились совладельцами предприятий и имели долю в прибылях. Президент Насер в своих выступлениях не раз подчеркивал, что египетский социализм в отличие от марксиз- ма-ленинизма признает социалистический характер ислама, отри- цает диктатуру рабочего класса и устанавливает «демократию всего народа».

В октябре 1962 г. сторонники Насера образовали правящую партию — Арабский социалистический союз. Конституция 1964 г. провозгласила Египет демократическим социалистическим государ- ством. Все национализированные предприятия были объявлены соб- ственностью народа.

Советский Союз оказывал огромную поддержку Египту. Он фи- нансировал строительство Асуанской плотины. В 1964 г. Насеру и его соратнику фельдмаршалу А. Х. Амеру было присвоено звание Героя Советского Союза.

Однако сторонникам Насера так и не удалось построить «арабский социализм» в Египте. В 1970 г. после смерти Г. А. Насера пост президен- та занял А. Садат. Он отказался от социалистического курса и стал прово- дить политику «инфитаха» — денационализации промышленности, при- ватизации и привлечения иностранного капитала. Потерпев очередное поражение в октябре 1973 г. в войне против Израиля, Египет взял курс на примирение с этим государством и сближение с США. В 1976 г. был денонсирован (разорван) договор о дружбе и сотрудничестве с СССР. В 1978 г. при посредничестве США А. Садат подписал Кэмп-Дэвидские соглашения по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке. Они послужили основой для заключения израильско-египетского мирного договора 1979 г. Однако многие арабские страны осудили мирную по- литику президента Египта. В 1981 г. он был убит исламистами.

Новый президент Египта X. Мубарак и правящая Национально- демократическая партия в целом продолжают реформаторский курс А. Садата, стараясь устранить отрицательные последствия «инфита- ха» — рост цен, инфляцию, расслоение в обществе, изоляцию в араб- ском мире. Был принят Национальный проект президента Мубарака, который предусматривает соблюдение баланса между госсектором и частным предпринимательством.