Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 15 из 68)

В задачи коллегии учителей - "конференции" - вхо­дило решение вопросов преподавания, учебного плана, распорядка школьной работы и дисциплины, поскольку Виккерсдорф был девятиклассной реальной гимназией, готовившей своих выпускников к поступлению в универ­ситет. Вопросы же воспитания конференция решала со­вместно с советом общины. Так, когда однажды решени­ем учительской коллегии были исключены из школы два ученика, школьная община опротестовала это решение, ссылаясь на нарушение моральных норм и принципов общины и проявление неуважения к ней.

Таким образом, в Виккерсдорфе сложилась дей­ственная система самоуправления, котбрая предоставляла детям значительно больше прав в организации школьной жизни, нежели это было, например, у Г.Литца в Ильзенбурге, где детям поручались лишь незначительные долж-68

ности. Если наша школа, говорит Винекен, "может назы­ваться школой, то в особом смысле: это - община, добро­вольно сплотившаяся вокруг живого центра, а не учебно-воспитательная машина; в таком же смысле говорят о философской или художественной школе".

В Виккерсдорфе существовала оригинальная система первичных коллективов - "товариществ", которые также содействовали в первую очередь осуществлению выше­названных принципов общинности. Виккерсдорфские товарищества представляли собой группы учащихся, доб­ровольно объединившихся вокруг выбранного ими учи­теля или старшего товарища. Каждый новый воспитан­ник через две-три недели после поступления в общину должен был сам найти себе место в одном из товари­ществ. Два раза в год (перед зимними каникулами и в начале учебного года) воспитанник мог перейти из одно­го товарищества в другое. Но эти товарищества не были чем-то обособленным в общешкольной жизни, они при­надлежали к единой школьной общине, решавшей одни задачи.

Еженедельно старшие воспитанники и руководители товариществ собирались на генерельный совет товари­ществ, где они обсуждали текущие дела, интересные на­чинания, находки, планы на будущее, возникающие за­труднения и ошибки.

Товарищества учитывали не только взаимные симпа­тии детей, но и их интересы. Так, возникали товари­щества летописцев, литераторов, актеров, музыкантов, художников, спортсменов, путешественников, биологов, математиков. Тем самым товарищества содействовали обогащению кругозора детей, давали возможность прак­тического общения, постижения многообразия человече­ских отношений. Общение в товариществе носило не­формальный характер, все дети и взрослые обращались друг к другу на "ты". Именно здесь учитель мог вести с детьми задушевные беседы на нравственные темы, об­суждать с ними возникавшие конфликты, проступки и нарушения дисциплины.

В Виккерсдорфе фактически не применялись наказа­ния. Нарушители общественного порядка записывались в журнал, и их фамилии объявлялись на вечерней линейке 69

перед всей школой. Если же кто-то особенно часто на­рушал дисциплину, совершил серьезный проступок, то он должен был загладить свою вину полезным для всей школы делом за счет своего свободного времени.

Как видим, несмотря на то, что Винекен провозгла­шает полное равенство учителя и ученика, он признает и дисциплину, в создании которой участвуют сами учени­ки. Свобода в таком случае становится не только отсут­ствием принуждения, но и подчинением долгу. Поэтому его "свободная школьная община" - это не анархия без­началия, а своеобразная патриархальная демократия. По­добная система отношений благотворно влияла на всех детей - и старших, и младших. Мнение детского сооб­щества помогало формировать у них такие нравственные качества, как честность, принципиальность, ответствен­ное отношение к любому делу.

Тем не менее надо отметить, что Винекен не считал систему самоуправления в Виккерсдорфе универсальным средством, которое необходимо механически переносить в другую среду. По его мнению, эта система "работала" прежде всего потому, что в Виккерсдорфе собрались еди­номышленники - учителя и учащиеся, объединенные общей идеей "юношеской культуры". Кроме того, в его школе-интернате было небольшое количество детей без резких возрастных различий. Они с большим уважением, трепетно относились к своему детищу. В этих условиях детское самоуправление действительно может иметь ши­рокие полномочия. В противном случае самоуправление может иметь обратный эффект: стать органом насилия одних учащихся над другими.

По-видимому, не только общая идея Виккерсдорфа содействовала воспитанию у учащихся чувств уважения к своей школе и гордости за нее, которые Винекен считал основным условием эффективности системы самоуправ­ления. Краеугольным камнем подобного отношения к общине является, кроме того, на наш взгляд, гуманисти­ческая нравственная атмосфера детского учреждения, самочувствие защищенности каждого воспитанника в ребячьем сообществе, чему в немалой степени содейство­вала система опеки старших и уважаемых воспитанников

70

над младшими и особая форма организации первичного коллектива в Виккерсдорфе.

В Виккерсдорфе уделялась большое внимание фор­мированию нравственного идеала учащихся в процессе художественно-творческой деятельности. Винекен счи­тал, что красота стимулирует учащихся к активной ум­ственной деятельности, нравственному и физическому совершенствованию, воспитывает чувства гуманизма, любви к родине и уважения к другим народам. Увлече­ние художественным воспитанием было присуще мно­гим реформаторским школам начала XX века. При этом воспитание при помощи искусств вовсе не означало замены нравственных идеалов эстетическими. Влияя на сферу человеческих чувств, художественное воспитание способствует освобождению от низменных инстинктов, развивает деликатность, уступчивость, смягчает нравы, рождает стремление к достойной жизни. Однако это все возможно лишь при соединении процесса формирова­ния эстетического вкуса с практической художествен­ной деятельностью самих детей. Поскольку Виккерсдорф был своеобразным свободным островом новой культуры молодежи, то вполне понятно обращение чле­нов общины к искусству, которое пронизывало учебный процесс и внеучебное время. Занятиями по искусству руководили талантливые педагоги. Так, занятия по изобразительному искусству вел художник-пейзажист Фриц Хафнер, музыкальными занятиями руководил композитор А.Хальш, литературными чтениями - автор книг по искусству и эстетике Мартин Лузерке.

Формы организации художественно-творческой дея­тельности в Виккерсдорфе были самыми разнообразны­ми. Особое место занимали школьный театр и драмати­зация. Драматизация представляла собой художественное чтение произведений классической литературы. На сцене ставили пьесы Шекспира, Шиллера, Мольера. К подбору произведений относились весьма требовательно, выбирая лишь те пьесы и отрывки, в которых все действие было подчинено какой-то одной благородной мысли или идее, которые могли бы иметь место в реальной жизни. Учиты­валось также требование, чтобы в спектакле участвовало

71

как можно больше учащихся. Иногда дети сами сочиняли пьесы, посвященные жизни Виккерсдорфа.

В процесс постановки пьесы включались все творче­ские товарищества, и плоды их деятельности находили здесь живое воплощение. В стороне не оставался ни один ребенок, всем находилось дело, и каждый в результате знал, что он тоже причастен к этому яркому зрелищу, которое рождалось в конце каждой учебной четверти. Традиционно раз в месяц театральная труппа школы по­казывала новую постановку и для жителей окрестных деревень.

Воспитанию художественного вкуса в Виккерсдорфе в немалой степени служили занятия изобразительным искусством. Особый интерес педагогов вызвал метод ознакомления с произведениями выдающихся художни­ков, который предполагал созерцание, а не обсуждение и критическую беседу по поводу избранных картин. При этом непосредственному рассматриванию картины пред­шествовали собственные наблюдения детей над окру­жающей природой и лишь затем происходил переход к созерцанию картины. Это созерцание сопровождалось беседой учителя, в процессе которой учащимся давалась возможность совершенно свободно высказываться. Учи­тель же старался исправить неточности восприятия. Сле­дующим шагом являлось вторичное обращение к наблю­дению жизни и природы.

Дети в Виккерсдорфе сами много времени отдавали рисованию с натуры, которое было тесно связано с леп­кой, вышиванием, росписью тарелок, подставок и подно­сов, работой по дереву и металлу и другими видами руч­ного труда. Ведь тот, кто сам писал, рисовал или лепил с натуры, сумеет лучше оценить работу художника.

Желающие дать детям художественное воспитание, по мнению Винекена, не должны забывать об использо­вании музыки и пения. Виккерсдорф предоставлял детям широкие возможности музыкального развития. Достаточ­ные сказать, что здесь существовала даже своя "музы­кальная академия", где воспитанники постигали азы му­зыкальной грамоты и обучались игре на каком-либо му­зыкальном инструменте.

72

В пробуждении любви к народной музыке и возрож­дении народных танцев и игр немалую роль сыграло движение "перелетных птиц". В Виккерсдорфе дети учи­лись получать радость от народной песни. С самого осно­вания здесь существовали большой хор и свой оркестр. Каждое воскресенье в школе организовывались музы­кальные утренники, а по четвергам - музыкальные вечера. В остальные дни по группам и товариществам проводились беседы, посвященные жизни и творчеству известных музыкантов и певцов, звучали их произведения. Через воспитание тонкого художественного вкуса педагоги Виккерсдорфа вызывали у своих воспитанников стремле­ние служить правде, добру и красоте. Через постижение красоты в природе, живописи, музыке они шли к осозна­нию красоты в человеческих отношениях. Для этого устраивались своеобразные занятия культурой, что озна­чало обсуждение и драматизацию различных жизненных ситуаций, касающихся культуры поведения.