Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 29 из 68)

приза в том или ином соревновании каждым мальчиком. Потом проходили конкурсы художественного и литера­турного творчества. Здесь же устраивались выставки уче­нических работ.

Санаторий-школа быстро приобрел известность. Де­ти, пробывшие здесь необходимое время, возвращались в прежнюю среду — семью и школу - окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения.

В 1918 году санаторий В.П. Кащенко был превращен в государственное учреждение. На основе его в том же году был организован Дом изучения ребенка, аналогов которому не было ни в одной стране. Это был комплекс, выполнявший функции лечебно-педагогического, иссле­довательского и учебно-просветительского заведения. Тут же в 1919 году возник Музей детской дефектологии (позднее названный Музеем педологии и исключительно­го детства).

В 1921 году школа Кащенко была преобразована в соответствии с рекомендациями Первого Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью в Медико-педагогическую станцию во главе с ее создате­лем. Можно было бы назвать ее головным учреждением, если бы оно не было единственным центральным и опытно-показательным в системе Главсоцвоса. Сюда по­тянулись со всех концов страны и из-за рубежа специа­листы разного уровня, озабоченные исследованием и устранением причин детской исключительности.

Станция набирала силу, расширялась, популярность ее росла. Этому способствовало и личное обаяние Всево­лода Петровича. Его бывшая сотрудница А.А. Мурашко писала: "Все в нем было гармонично: и прекрасная внешность, и поступки, достойные истинного интеллек­туала. Был он очень собранный человек, его рабочий день всегда был точно регламентирован... Вокруг Всево­лода Петровича всегда царило какое-то необыкновенно чистое, детское настроение".

Осенью 1926 года ученый был освобожден от зани­маемой должности ведомственным решением. В тогдаш­них условиях мотивировок в подобных случаях подчас и не требовалось. Никаких обвинений или критических замечаний высказано Всеволоду Петровичу не было. 136

Пришел новый руководитель Медико-педагогической станции - довольно молодой человек, достаточно само­уверенный и высокомерный.

Одним из первых его решительных действий было уничтожение ставшего популярным в стране Музея ис­ключительного детства. Все экспонаты, стенды, макеты, фотографии, документы были выброшены на мусорную свалку. Погибла, в частности, собранная Всеволодом Петровичем уникальная коллекция портретов всех из­вестных дефектологов мира - прошлого и современности. Восстановить ее уже никогда не удалось...

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 20-х ГОДОВ

Впервые послереволюционные годы, в тяжелей­ших условиях гражданской войны, экономи­ческой разрухи и детской беспризорности, пе­дагогами-энтузиастами были созданы гуманистические воспитательные системы, добившиеся удивительных ре­зультатов в обучении и воспитании детей и подростков. Это "Школа жизни", организованная в Москве Н.И. По­повой, школа для беспризорных и трудновоспитуемых детей и подростков им. Ф.М. Достоевского в Петрограде во главе с В.Н. Сорокой-Росинским, школа-коммуна № 1, созданная в Одессе молодыми тогда педагогами С.М. Ривесом и Н.М. Шульманом, опытная станция по борьбе с беспризорностью, которую возглавила О.В. Кайданова. Опыт этих воспитательных систем - одно из ин­тереснейших явлений отечественной педагогики. Педаго­гические новшества их создателей, неразрывно связанные с породившим их временем, заслуживают внимания и пере­осмысления в наши дни.

Видное место среди гуманистических воспитательных систем 20-х годов занимала школа, созданная Н.И. По­повой. Педагог-гуманист Надежда Ивановна Попова незадолго до революции объединила вокруг себя едино­мышленников, организовав "Кружок московских учи­тельниц". Их поиски легли в основу педагогической си­стемы, которая уже в послереволюционное время была 137

реализована во второй опытной школе МОНО им. Тими­рязева, получившей название "Школа жизни". Деятель­ность педагогов этой школы была направлена на изуче­ние интересов детей, уважение к ним, развитие этих ин­тересов в целях воспитания самостоятельной, активной и ответственной личности. Как и многие представители передовой российской интеллигенции, Н.И. Попова и ее сподвижники верили в идеалы революции и считали своим гражданским долгом воспитать поколение, кото­рому предстоит жить в новом обществе. Назвав свою школу "Школой жизни", ее создатели видели свою задачу в том, чтобы слить весь учебно-воспитательный процесс с современностью, воспитать у молодого поколения ши­рокие общественные интересы, понимание тех, которые им предстоит решить. В те первые послереволюционные годы, когда начала свою работу "Школа жизни" (1919), многим верилось, что после тяжелой и изнурительной гражданской войны начнется новая жизнь, будет создано справедливое и гармоничное общественное устройство. Надежда Попова воспринимала современную ей россий­скую действительность как явление мирового масштаба. "Мы живем мировыми интересами", - писала она и по­этому видела задачу школы в том, чтобы подводить детей к широкой общественной жизни, а не замыкать их "в свой семейный, домашний круг, живущий интересами своей маленькой общины и трудящийся только для своего маленького благополучия". Именно такое понима­ние взаимодействия школы и жизни нашло отражение в известном афоризме, сформулированном Н.И. Поповой, -"жизнь диктует программу".

Программа, которую разрабатывал и осуществлял пе­дагогический коллектив "Школы жизни", была продикто­вана тяжелыми условиями действительности. Как и в других воспитательных коллективах, в школе были собраны трудные дети, поступившие из разных мест. Они не были беспризорными, но, как писала Н.И. Попова, "постоянно были в крайне нервном состоянии, необы­чайно возбуждены и очень неразвиты". Во многом это было вызвано теми трудностями, которые переживали городские семьи в условиях гражданской войны и после-

138

довавшей за ней разрухи. Дети по существу оставались безнадзорными. Их интересы заполняла улица. Чтобы спасти детей, дать им образование и воспитание, школа, по словам Н.И. Поповой, должна была заменить семью. "Она должна стать местом не только ученья, но и разно­сторонней жизни ребенка. Здесь он должен найти удо­влетворение всем своим запросам".

Какие же пути предлагались для решения этих задач? Педагогический коллектив "Школы жизни" считал, что основное звено в их деятельности - это создание системы общественного воспитания, органически слитой с обра­зовательной работой. А для этого необходимо культиви­ровать активное проявление общественной деятельности детей, выводящей их за стены школы, связывающей их с широким миром, дающей сознание своего посильного участия в строительстве жизни. Общие принципы, сфор­мулированные Н.И. Поповой, осуществлялись в подходах к отбору учебного материала, методах его изучения, орга­низации трудовой деятельности детей как одного из ма­гистральных направлений воспитательной системы, по­становке школьного самоуправления и участия детей в общественных организациях. Все это вместе взятое и со­ставляло ту педагогическую систему, которая характери­зовала "Школу жизни". Основой всей педагогической системы, связующей в единое целое ее отдельные состав­ляющие, являлось глубокое уважение к личности ребен­ка, поиск таких средств, которые позволили бы наиболее полно раскрыться индивидуальности, отсутствие какого бы то ни было насилия над личностью детей. В этом и заключался подлинно гуманистический характер той ра­боты, которую проводила "Школа жизни".

"Школа жизни" имела два отделения - городское (в Москве), где проводились занятия зимой, и деревенское (в селе Кожине Рузского уезда), куда дети и педагоги выезжали летом. В зимнее время учебный день строился следующим образом: утренние учебные занятия (с 9 до 12), обед, продолжение учебных занятий (с 13 до 16), отдых детей, внеучебная работа или, по терминологии тех лет, клубные занятия (с 17 до 20). При желании дети могли проводить в школе целый день. В основу учебной работы был вложен исследовательский метод, который, 139

по мнению педагогического коллектива, представлял особую ценность для общественного воспитания детей. В зимнее время дети обследовали целый ряд городских уч­реждений, в зависимости от своих возрастных возможно­стей. Например, на первой ступени — почтамт, хлебопе­карню, вокзал, депо и т.д.; на второй ступени - коопера­тивные мастерские, фабрики, торговые предприятия, различные общества, начиная от спортивных и кончая профессиональными и политическими. Все это давало материал для учебной исследовательской работы и для общественно-политического воспитания.

В летнее время дети принимали участие в сельхозработах - на огороде, в поле, на усадьбе, на вырубке, помо­гали крестьянам села Кожина. При этом исследователь­ская работа продолжалась. Школьники второй ступени посещали все окрестные деревни, завязывали знакомства, изучали быт, хозяйство, обычаи, промыслы, посещали сходки, слушали рассказы стариков, еще помнивших крепостное право, знакомились с общественной жизнью и работой деревни. Весь накопленный материал ложился в основу учебной работы.

Клубные занятия включали работу в столярной и пе­реплетной мастерских, студийное рисование и изготовле­ние декораций, работу библиотеки-читальни, редакции:

журнала, литературного кружка, кружка рассказчиков, кружка любителей природы и просто свободные занятия. В летнее время - постановка спектаклей, организация шествий в дни революционных праздников, просвети­тельная работа среди крестьян.

И в учебной и во внеучебной работе большое внима­ние уделялось развитию детской инициативы, учету ин­тересов детей. "Мы всегда спрашивали мнение детей, серьезно к нему прислушивались или оспаривали его; где только можно, предоставляли детям решать, но имели наготове свое решение в случаях, когда дети не могли сами разобраться".