Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 2 из 68)

Прежде всего это учреждения, которые прошли ис­пытание временем, их имена известны в педагогическом мире. Каждое из них имело яркого руководителя, кото­рый нередко воплощал в реальную жизнь созданную им педагогическую теорию. Конечно, существовавшие в оте­чественной и зарубежной практике школьные воспита­тельные системы не описывались в свое время в поняти­ях современной теории воспитательных систем. Такие попытки стали предприниматься в последние годы. Зна­комясь с описаниями этих систем, сделанными совре­менными исследователями, интересно обнаружить, что многие проблемы воспитания, актуальные для этих школ, не потеряли своего значения и сегодня. Конечно, время внесло коррективы и в сами проблемы, и в их ре­шения, но тем не менее опыт предшественников чрезвы­чайно важен для сегодняшнего дня. Среди таких про­блем: самоуправление в детском коллективе, дифферен­цированный подход к личности, развитие личности детей одаренных и детей с проблемами различного характера,

4

формирование внутришкольных и внутригрупповых от­ношений, коллективное воспитание.

Вторая группа учреждений - это в основном школы, ставшие известными в последние десять-пятнадцать лет. Школы, заложившие свою основу еще в "годы застоя", но и тогда, и теперь являющие уникальный опыт создания воспитательных систем.

И, наконец, образовательные учреждения, чьи вос­питательные системы еще достаточно молоды, их педаго­гические коллективы находятся в поиске, у них еще не все получается. Но их находки, возникающие у них про­блемы, нам кажется, будут интересны для тех педагогов, которые становятся на путь создания воспитательных систем.

Мы старались, чтобы в книге были представлены са­мые разные образовательные учреждения: школы, гимна­зии, школы-интернаты, санатории, находящиеся в круп­ных и малых городах, поселках, деревнях.

Авторами описаний являются как сами создатели воспитательных систем (чаще всего это директора - для современных учреждений), так и исследователи этих си­стем, нередко принимающие непосредственное участие в их создании.

Нам хотелось, чтобы каждый читающий эту книгу почувствовал дух школы, ее обаяние, проникся ее уни­кальностью.

Н.Л. Селиванова, доктор педагогических наук, руководитель Научного центра современных проблем воспитания ИТОиП РА О

ПЕРВЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС КАК ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Термин "гуманистическая воспитательная система" появился в педагогической теории в по­следние десятилетия, однако как феномен педа­гогической действительности такое явление существовало давно. Практически первой гуманисти­ческой воспитательной системой в России явилась вос­питательная система 1-го кадетского корпуса в С.-Пе­тербурге.

Указами Петра I от 1714 и 1723 гг. все молодые дво­ряне обязывались к обучению в школах или дома. Суще­ствовавшие учебные заведения (типа Морской академии, реорганизованной затем в Морской шляхетский кадет­ский корпус) имели практическую и воинскую направ­ленность. Условия обучения, дисциплина и телесные наказания настолько тяготили кадетов, что они пытались избавиться от этого бремени путем побегов. Принудительное обучение под страхом сурового телесного нака­зания, взгляд правительства на школу, как на повин­ность, авторитарный подход педагогов выработали среди кадетов "своеобразную форму противодействия - побег, примитивный способ борьбы школяров со своей школой. Школьные побеги вместе с рекрутскими наборами стали хроническими недугами русского народного просвеще­ния и русской государственной обороны" (В.Ключев­ский). Беглецов ловили, сурово наказывали, били батога­ми, гоняли сквозь строй и не исключали, а водворяли на место. Говорить о гуманистических воспитательных си­стемах в то время не приходится.

Организованный в 1732 году новый сухопутный ка­детский корпус являлся вначале привилегированным учебным заведением, куда принимали исключительно детей дворян от 13 до 17 лет, которых надлежало "обучать арифметике, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочему искусству потреб­6

ным наукам". А поскольку, как говорилось далее в указе Анны Иоанновны, "не каждый человек от природы имеет способности к воинскому делу и к тому же в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обуче­ние", то воспитанники корпуса должны были изучать еще иностранные языки, историю, географии, юриспруден­цию, танцы, музыку и "прочие полезные науки, в зави­симости от своей природной склонности".

Занятия длились по шесть часов в день, а перевод осуществлялся в течение всего года, по мере изучения того или иного предмета. Воспитанники могли учиться по разным дисциплинам в различных классах. Подходы к дисциплине и внутренние нравы в корпусе были значи­тельно свободнее, чем в других учебных заведениях.

Поскольку с самого начала кадетский корпус имел двойное назначение: готовить как офицеров для армии, так и чиновников для государственных учреждений (по сути, элиту общества), то на учебно-воспитательный про­цесс огромное влияние оказывала культурная и обще­ственно-политическая ситуация при дворе.

В царствование Елизаветы Петровны в придворных кругах возрос интерес к литературе, театру, маскарадным и фестивальным действам. Эта мода проникла и в кадетский корпус. Его воспитанники организовали общество любителей русской словесности, в котором они выступа­ли со своими литературными опусами. Руководил об­ществом бывший выпускник корпуса, известный писатель А.П. Сумароков. Кадеты зачитывались его произве­дениями и стремились ему подражать. От обсуждения произведений общество любителей русской словесности перешло к постановке пьес, написанных его членами. Первой в 1749 году кадеты разыграли пьесу А.П. Сумаро­кова "Хорев". Вскоре она была исполнена в придворном театре. Это был первый спектакль на русском языке.

В 1752 году в кадетский корпус вместе с группой придворных певчих были определены братья Волковы, Иван Дмитриевский и Алексей Попов, которые 4 года изучали все предметы, кроме воинских дисциплин. Руко­водителем артистов и певчих являлся Сумароков. В 1756 году Федор Волков создал первый русский общественный

7

открытый театр, прославившийся игрой И.Дмитриевского и других актеров.

Об уровне образования в корпусе в тот период свиде­тельствуют те факты, что кадеты широко пользовались как иностранными учебниками и литературой, так и все­ми новейшими отечественными изданиями. Очень попу­лярной была "Арифметика" Л.Ф. Магницкого. Позднее в корпусной библиотеке появились сочинения М.В. Ломо­носова, В.К. Тредиаковского, А.Д. Кантемира, А.П. Су­марокова. Преподаватели корпуса разрабатывали и автор­ские учебники: "Руководство арифметики" - Я.П. Козельский (изд. 1764 г.), "Практическая геометрия" - И.На­заров (1760), "Артиллерийские предложения" - И.А. Вельяшев-Волынцев (1767). Во времена руководства корпусом И.И. Шувалова (конец 50-х - начало 60-х) в учебный процесс внедряются некоторые положения дидакти­ческой системы Я.А. Коменского.

Весь этот путь развития подготовил почву для корен­ных изменений, произошедших при И.И. Бецком и пре­вративших кадетский корпус в действительно гуманисти­ческую воспитательную систему.

Иван Иванович Бецкой был назначен на должность главного директора кадетского корпуса 17 марта 1765 года. Увлеченный, под влиянием европейских просвети­телей, идеями гуманизма, он пытается воплотить свои взгляды на практике. Подходя к делу с концептуальных позиций гуманизма, Бецкой разрабатывает новый "Устав Императорского шляхетского сухопутного кадетского корпуса, учрежденного в С.-Петербурге для обучения благородного российского юношества". В десяти главах устава не только излагаются правила умственного, нрав­ственного и физического развития воспитанников, но и формулируются требования, которыми следует руковод­ствоваться при отборе воспитателей и преподавателей. По сути дела, это первые в отечественной педагогике зафиксированные с концептуальных позиций требования к педагогу. Один из воспитанников корпуса - С.Н. Глин­ка - вспоминает в своих записках, что в уставе Бецкого были положения из "Эмиля" Руссо. Влияние педагогиче­ских взглядов Бецкого стало на долгие годы определяю­щим в развитии воспитательной системы корпуса. 8

Уставом предусматривалось деление воспитанников на пять возрастов (отделений) (с 5 до 20 лет) и каждому возрасту определялись дисциплины для изучения, общее количество которых, не включая искусства, доходило до 24. Документом закреплялось первоочередное право на определение в корпус детей дворян, пострадавших на войне или не имеющих материального достатка. Этот принцип приема в дальнейшем был еще более усилен. А тот же С. Н. Глинка отмечает стремление Бецкого к "сближению сословий в общем воспитании... мещан на­ряду с графами и князьями".

Начальное отделение (малолетнее) находилось в от­дельном помещении, и руководила им управительница. Все мальчики от 5—6 до 9 лет были разделены на группы по 12—15 человек, к которым прикреплялась воспита­тельница "для смотрения, хождения и для обучения". Она должна была проводить с детьми весь день, играть с ни­ми, развлекать, водить гулять, обучать хорошим манерам и французскому языку. Кроме этого, специально изучал­ся русский язык, проводилось обучение танцам и рисова­нию. В последний год начинали писать цифры. Закон Божий не преподавался вовсе.

Учебный план второго возраста (9— 12 лет) пред­усматривал изучение языков, географии, истории, мифо­логии, геометрии.

В третьем возрасте (12—15 лет) появляются предметы по выбору: латинский язык и "бухгалтерство", "кто захочет".

В четвертом возрасте "предоставлялось, по желанию или по склонности, право выбора - готовить себя или для военной, или для гражданской службы". Соответственно появлялись специальные предметы, которые делились на военные и гражданские. Курс общеобразовательных наук был значительно обширнее специальных и включал в себя: языки (русский, французский, немецкий, итальян­ский, латинский), арифметику, историю, географию, фи­зику, химию, философию, рисование, музыку и танцы.