Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 21 из 68)

Так постепенно, отмеренными порциями, шаг за шагом воспитанники шли по пути совершенствования собственной личности и владения собой.

Существенным был добровольный характер пари. Воспитатель выступал лишь в роли советчика и секрета­ря. В данном случае он уже не воспитатель, чья обязан­ность требовать, а человек, который знает, что избавиться от вредных привычек нелегко. И потому хорошо, когда рядом взрослый, опытный и тактичный товарищ, готовый поддержать и предостеречь. В то же время сознание того, что воспитатель знает о пари, заставляло ребенка удер­живаться от необдуманных поступков, а также и от обма­на при рассмотрении выигрыша или проигрыша. Воспи­татель же, естественно, должен быть на высоте в соблю­дении педагогического такта.

Немаловажно и то, что пари заключались с учетом детской психологии. Они удовлетворяли вечному стрем­лению ребенка иметь свою тайну: ведь о пари не говори­ли, не писали, не вели никаких подсчетов. Поэтому тай­на ребенка в детских домах Корчака оставалась тайной и переступать ее не имел права никто, даже сам Старый Доктор. В этом, может быть, и была отгадка удивитель­ной тяги корчаковских воспитанников любого возраста к пари. Особую значимость придавала пари и сама их орга­низация. Проводились они всегда в один день недели и в одно и то же время - никто и ничто не могло отменить это важное дело. Несомненно, на детскую психику влия-97

ла и запись пари в большую, солидную книгу, что под­черкивало серьезность этого дела.

Мудрый психолог и опытный педагог, Корчак знал, что одно пари не может сразу исправить ребенка. От на­чала пари до выработки определенного навыка проходило некоторое время, полное внутренней борьбы. Вступало в игру здоровое детское самолюбие, которое и помогало в преодолении того или иного недостатка.

Гуманизации процесса воспитания, стимулированию самовоспитания детей в немалой степени содействовал использовавшийся Корчаком своеобразный метод пись­менного общения с детьми. Корчак придавал этому мето­ду большое значение, считая, что подобный способ об­щения отнюдь не освобождает воспитателя от устного общения с ребенком. По мнению Корчака, это не бюро­кратизирует процесс общения с детьми, а заставляет внимательно разобраться во всех мелочах детской жизни и в то же время экономит время воспитателя. Формами письменного общения были ведение дневника воспита­теля и почтовый ящик.

Дневник хранился на полке, и каждый ребенок в лю­бое время мог ознакомиться с мыслями и переживаниями своего воспитателя. Через записи в дневнике воспитатель выражал свое отношение к тем или иным событиям дня, поступкам детей. В дневниковых заметках он мог и пору­гать себя и тем самым извиниться перед детьми за свою оплошность. Делалось это всегда исключительно тактич­но: обратим внимание хотя бы на то, что ни в одной за­писи не упоминались имена детей - дети сами разберутся, кто есть кто. Кроме того, эти своеобразные "беседы" не были назойливыми и не носили нравоучительного харак­тера. Именно это способствовало превращению дневника воспитателя в отличное воспитательное средство, осно­ванное на тонком знании и понимании детской психики. Он приоткрывал для детей таинственную завесу в мир чувств и переживаний взрослого, заставлял другими гла­зами взглянуть на известные всем события и вновь осмыслить их.

Гласности в жизни детского дома Содействовала и доска объявлений. Она вывешивалась на видном месте, и на ней прикреплялись кнопками приказы, сообщения и 98

объявления. Объявления, сделанные в устной форме на общих линейках или собраниях, всегда вызывают тысячу вопросов: кто-то не понял, кто-то не расслышал. Рас­спросы, просьбы, толкования после собрания зачастую выводят воспитателя из себя. Нередко он сам может в суматохе что-то просмотреть, забыть. Доска объявлений в этом случае - незаменимый помощник воспитателя. Она организует не только детей, но и его самого, заставляя заблаговременно обдумать план каждого мероприятия и давать всегда продуманные, хорошо разработанные рас­поряжения.

Еще одним важным помощником воспитателя был почтовый ящик. Если доска объявлений вооружает вос­питателя привычным, а значит, не требующим особого труда ответом "прочти", то почтовый ящик дает ему воз­можность отложить любое решение, ответив "напиши".

Подобное общение оправдано и с психологической точки зрения: ведь часто легче написать, чем сказать, а в особенности ребенку несмелому, робкому. С другой сто­роны, и воспитатель вечером, в спокойной обстановке имеет большую возможность внимательно обдумать во­просы, которым не придал бы днем должного значения за неимением времени.

В то же время Корчак предостерегал от возможных ошибок: нельзя постоянно отмахиваться от "хронических надоед" и отсылать их к почтовому ящику, надо найти момент для беседы с ними.

Как видим, каждый отдельный элемент воспитатель­ной системы был частью целого, и каждый из них может быть эффективным лишь при умелом сочетании с остальными средствами в общей системе воспитания.

Воспитательная система Януша Корчака была ис­ключительным явлением в педагогической жизни Европы XX века. Его детские дома были новым типом воспита­тельного учреждения, где организация жизни и быта де­тей была проникнута глубоким гуманизмом, заботой о благе ребенка, о создании условий для его развития и вос­питания, для гарантий защищенности каждого ребенка.

99

ПЕРВАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА В ШТУТГАРТЕ

Теоретические основания вальдорфской педаго­гики заложил австрийский мыслитель, философ и педагог Рудольф Штейнер. Ему же принад­лежит и первенство в создании школы, построенной на идеях свободы и духовного единения с природой. При­ступая к строительству школы, Штейнер имел уже хоро­шо отработанную и годами теоретически выверенную концепцию. Но, как известно, путь от теории к практике долог, труден и далеко не всегда удачен. Попытаемся проследить именно этот путь становления школы, выде­ляя, на наш взгляд, наиболее значимые и существенные шаги, предпринятые ее основателем. Но прежде кратко остановимся на его теоретических позициях, ибо, не осмыс­лив их, нельзя понять и смысл деятельности школы.

В основании разработанного Штейнером философ­ского учения - антропософии (от греч. antropos - человек и sophia - мудрость), которое рассматривалось как путь к раскрытию заключенных в человеке скрытых духовных сил, лежат идеи немецких ученых и поэтов И.Гете и Ф.Шиллера. Последние полагали, что познание природы человеком есть вместе с тем самопознание природы через человека. Сам же человек представляется единством трех ипостасей: души, тела и духа. Развивая эту мысль, Штей­нер предложил обогатить данное триединство психологи­ческими и физическими характеристиками человека, в результате чего выстроилось следующее соответствие по­нятий: мозг и нервная система - интеллектуальная сфера - дух сердце и дыхательная система - сфера эмоций - душа обмен веществ и опорно-двигательная система - дей­ственно-волевая сфера - тело

В этом смысле педагогика рассматривалась как наука о человеке, представленном в трех его аспектах: телес­ном, душевном и духовном. При этом задача педагога сводилась к тому, чтобы привести все названные аспекты к гармонии и единству (ибо, как утверждал Штейнер, обычно они находятся в разбалансированном состоянии).

100

Та же трехчленность была заложена и в основание организации вальдорфской школы: первые семь лет жиз­ни - "раннее детство", следующие семь лет (от 7 до 14) -"детство" и последний этап (до 21 года) - "отрочество и юность". Школа может и должна, по твердому убежде­нию Штейнера, внести свой весомый вклад как в физи­ческое развитие (раннее детство), так и в эмоциональное (детство), и в духовное становление учащихся (отро­чество). Добавим в этой связи, что одно из главных свойств вальдорфской педагогики состоит в отрицание прямого воздействия на волю ученика, предполагая мед­ленное, постепенное формирование его эмоций, а затем интеллекта, что в результате приводит к нормальному развитию и укреплению воли. Повышается, в частности, роль художественного воспитания, которое на начальном этапе должно пронизывать собой весь процесс обучения и опережать интеллектуальное развитие.

Проблемам содержания и методов воспитания Штейнер уделял первостепенное внимание. Воспитание для него не было простым теоретическим отвлечением, оно всегда подразумевало конкретного ребенка и кон­кретного воспитателя. Вот почему среди главных условий эффективного воспитания он называл, с одной стороны, необходимость знания человеческой природы, а с другой — духовно-душевное состояние самого педагога. Штейнер не уставал повторять: проблема воспитания - это прежде всего проблема воспитателя.

Центр воспитательной работы должен быть сосредо­точен, по Штейнеру, на организации нравственного вос­питания, основанием которого служат идеи Платона о Добре, Красоте и Правде. Если культивировать назван­ные качества в детстве и юности, то во взрослом воз­расте, считал Штейнер, они станут прочной основой мо­рали, творчества и мудрости.

При этом одной из специальных задач школы стано­вится воспитание у детей некоего эстетического чувства удовольствия и симпатии к доброму, равно как и отвраще­ния и антипатии к злому. Последние непосредственно смыкаются с религиозными чувствами.

Что же касается религиозного воспитания и препода­вания религии как предмета, то здесь позиция Штейнера

101

была вполне определенной: детей католиков должен об­учать католический священник, детей протестантов - пас­тор евангелической церкви и т.п., но всех вместе должен объединять общий предмет - религия, "который вдох­новляется знаниями Духовной Науки - антропософии". Штейнер не уставал повторять: "Мы преподаем вовсе не антропософию. Вернее сказать, что мы стремимся воспи­тать религиозное понимание жизни, пользуясь символа­ми и употреблениями, которые можно найти в природе. И мы стремимся изучать евангелие так, чтобы дать детям духовное понимание христианского религиозного уче­ния".