Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 22 из 68)

Подобное понимание воспитания диктует необходи­мость строго учитывать возрастные этапы и соблюдать соответствующие этим этапам методы воспитания. В раннем детстве особенно сильна роль имитации, вся жизнь ребенка до семилетнего возраста есть непрерывное подражание тому, что происходит вокруг него. В детстве велика роль примера самого воспитателя, для ребенка в возрасте от 7 до 14 лет самое важное не столько то, что ему дается, сколько то, как это дается. Наконец, в отро­честве и юности подросток прежде всего воспринимает элементы разума, логики; их он стремится понять. Отсю­да вытекают и формы поведения педагога, которые Штейнер определял следующим образом: "Итак, в этом третьем периоде жизни ребенка мы должны в общении с ним действовать главным образом силами эмагинации, как во втором периоде - силами инспирации, а в первом -интуиции".

Не будет преувеличением сказать, что главный чело­век в любой вальдорфской школе - это классный учитель, то есть педагог, который работает с классом первые 8 лет. В круг его обязанностей входят ведение всех основных уроков в первой половине дня, забота об интеллектуаль­ном и духовном становлении личности каждого ученика (их обычно бывает около 30 в классе), а также установле­ние прочных и дружеских связей школы с родителями. Роль классного учителя усложняется еще и потому, что в первые годы обучения блок преподаваемых знаний не делится на отдельные предметы, общение ведется по так называемым "эпохам", без учебников и строгих учебных 102

программ. Последнее предполагает, что программу дей­ствий учитель должен каждый раз по-новому "увидеть" и "прочитать" в каждом своем ученике.

Остановимся кратко на организации учебного про­цесса. Основные предметы здесь изучаются в утренние часы, причем обычно первые два урока (в течение 5—6 недель) посвящаются какому-то одному предмету, чем достигается "погружение" в него. Исключение составля­ют иностранные языки. Время после обеда заполнено пением, музыкой и эвритмией. "Эвритмия - это по су­ществу слово, ставшее видимым в жесте; она не мимика, не пантомима, не танец в обычном смысле слова". Она состоит "из движения (основной цвет), эмоциональной окраски - оттенки чувств (второй цвет) и волевого эле­мента, проявляющегося в характере жеста (третий цвет). Эвритмия способна оказывать благотворное влияние не только на физическое тело, но и на духовную и душев­ную жизнь человека, ибо она обладает двоякой цен­ностью: педагогической и художественной".

Возвращаясь к истории создания вальдорфской шко­лы Штейнера, назовем первую знаменательную дату -23 апреля 1919 года. Именно в этот день состоялась встреча Штейнера с рабочими сигаретной фабрики "Вальдорф-Астория" в Штутгарте. Он выступал там по приглашению руководителя предприятия Эмиля Мольта, который с самого начала благосклонно относился к про­екту педагога. Это было первой удачей Штейнера. Бесе­дуя с рабочими, Штейнер добился того, что поначалу сдержанная аудитория стала проявлять большой интерес, как только речь зашла о проблемах обучения и воспита­ния, о контурах новой школы, способной развить духов­ные силы учащихся. Уже на следующий день многие ро­дители обратились к Штейнеру с просьбой организовать такую школу для их детей. Это стало вторым серьезным достижением Штейнера: он добился расположения и уважения родителей. Третье не заставило себя ждать: понимая всю важность происходящего и чувствуя ответ­ственность за это, Эмиль Мольт купил здание ресторана и соответствующим образом перестроил его. Однако все еще не хватало самого главного — педагогов, способных воплотить задуманное в жизнь.

103

Обратим особое—внимание на следующий -факт:

"Условием независимости в свободной духовной жизни Рудольф Штейнер считал право школы самой подбирать себе учителей. Хотя в своих взаимоотношениях с южно-немецкими властями в области народного образования и в ходе своей дальнейшей деятельности он шел на ком­промиссы в вопросах об учебных планах, организации экзаменов, но никогда не поступался принципом подбора учителей. И когда его замыслы в этом отношении осу­ществились, Штейнер понял, что путь к созданию школы свободен".

Утром 21 августа 1919 года состоялась первая встреча будущих педагогов вальдорфской школы со Штейнером. Многие из них, хотя и не все, уже имели педагогический стаж, но при этом ощущали естественную потребность в ознакомлении с принципами разработанной им системы. Начался курс, правда, весьма сокращенного (по сравне­нию с сегодняшним) обучения. И это можно считать чет­вертым завоеванием ученого: он не просто открывал школу, основанную на своих идеях, но уже с самого на­чала (еще до ее открытия!) готовил команду единомыш­ленников. Позже Штейнер неоднократно подчеркивал:

"Я считаю особой милостью судьбы, что мне не пришлось руководить школьным учреждением до 1919 года, когда по инициативе Эмиля Мольта была основана Вальдорфская школа. Раньше я уже занимался педаго­гикой как профессией. Тем не менее я не мог бы тогда почувствовать себя вправе руководить таким значитель­ным заведением. Я не мог бы тогда - как я это сделал теперь - собрать коллегию преподавателей, состоящую из лиц, обладающих уже некоторыми знаниями духов­ной природы человека, а тем самым и природы ребенка. А это как раз - самое существенное, ибо... вся истинная педагогика должна основываться на углубленном знании человеческой природы. Эти предварительные знания необходимы".

Интересно, как строился сам курс педагогического образования. Он состоял из трех взаимосвязанных частей:

лекций по вопросам педагогики ("обшей науки о воспи­тании"), занятий по проблемам дидактики, методов и средств обучения, а также практических семинаров, где 104

отрабатывались отдельные упражнения, формировались практические навыки и умения. Правда, ввиду мини­мального срока обучения (сегодня он составляет не меньше года для лиц, окончивших педагогические учеб­ные заведения) многие премудрости вальдорфской педа­гогики учителям этой первой школы пришлось постигать уже в процессе работы с детьми. Но зато рядом с ними всегда был Мастер - сам Штейнер.

7 сентября 1919 года стало днем рождения штутгарт­ской школы. В своей речи перед педагогами, учащимися и их родителями Штейнер раскрыл основные перспективы, сформулировал ведущие цели и задачи, указал на­правление движения: При этом он неоднократно подчер­кивал: "Тот, кто скажет, что Вальдорфская школа ориен­тируется на антропософскую науку о духе и что в ней будет внедряться только это мировоззрение - я говорю это в день открытия школы, - глубоко ошибается. Мы совсем не собираемся прививать наши принципы, со­держание нашего мировоззрения молодым людям в пери­од их становления. Мы совсем не стремимся к тому, что­бы осуществлять догматическое воспитание. Мы стре­мимся к тому, чтобы все, что может дать духовная наука, стало живым делом воспитания".

Школа начала функционировать, имея в своем соста­ве восемь классов и около двухсот учеников из рабочих семей и семей антропософов из Штутгарта и его окрест­ностей. Как принято на Западе, школе было присвоено конкретное имя, и вполне логично, что им стало имя фабрики, где работало большинство родителей: "Сво­бодная Вальдорфская школа". Что же касается Штейнера, то, несмотря на необходимость постоянно ездить в Штутгарт (он жил в Дорнахе) и перегруженность рабо­той, ученый все же находил время, чтобы принимать ак­тивное участие в деятельности своего первого и потому очень любимого детища.

Формально передав руководство школой опытному и достойному человеку, директору Шуберту, Штейнер со­средоточил свое внимание на работе с учителями. Он регулярно проводил учительские конференции, часто беседовал с ними с глазу на глаз, всякий раз подсказы­вая, помогая, советуя, но никогда не опускаясь до крити-105

ки или грубости. "Он учил учителей прежде всего тому, чтобы они в каждом ребенке могли увидеть вопрос (выделено нами. - Т.Ц.), ту божественную загадку, кото­рую воспитатель благодаря искусству воспитания, про­никнутого любовью, должен решать до тех пор, пока этот ребенок не найдет сам себя".

Подготовленные таким образом педагоги сумели соз­дать в школе удивительно доброжелательную и радостную для детей атмосферу. И естественно, что подобное пове­дение учителей не могло не вызвать благодарного откли­ка в детских сердцах. Первые выпускники, выпорхнув из школьного гнезда, выразили желание сохранить контак­ты с учителями и с Штейнером. Они говорили, что испы­тывают глубокую потребность в беседах, в советах по выбору профессии и в дальнейшей учебе.

Все сказанное выше вовсе не означает, что в школе не возникало никаких проблем. Их было немало, особен­но в период становления. Вот как описывает сложности этого периода учительница Каролина фон Хейдебранд: "В начале работы Вальдорфской школы учителя и ученики испытывали множество трудностей. Для детей все было совершенно новым. Даже в самых старших классах дети из разных сословий жили вместе. Вальдорфская школа была первой единой школой в Германии, в которой этот принцип соблюдался до старших классов. Гимназисты, ученики средних и народных школ учились в одном классе, вместе мальчики и девочки. Это было для них непривычно. Учителям тоже. Очень трудно было жить вместе".

Не имея возможности рассказать о деятельности всей школы, остановимся лишь на некоторых любопытных эпизодах и отдельных аспектах ее жизни.

Однажды, когда Штейнер в очередной раз приехал в Штутгарт, в коридоре к нему подошла взволнованная старшеклассница и попросила встретиться с ее классом. Выступая в качестве своеобразного посланника ребят, девочка горячо объясняла, что эта встреча чрезвычайно необходима. "О чем же хотели они поговорить? О том, что мальчики и девочки этого класса почувствовали, что теряют контакт с учителями... У них не было никакой обиды на педагогов - среди учащихся Вальдорфской шко-106