Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 6 из 68)

В этот период в гимназии были организованы пред­метные комиссии, занимавшиеся изучением и коррекци­ей учебных программ. В школе развивается самоуправле­ние. Была разработана и утверждена школьная конститу­ция. Педсовет и подотчетные ему совет классных настав­ников и совет воспитателей главное внимание в своей работе, наряду с традиционными учебно-воспитатель­ными формами, уделяли индивидуализации воспитания, развитию самодеятельности учащихся, усилению нагляд­ности в преподавании и организации досуга.

Такие успехи школы были возможны только потому, что ее педагоги образовывали коллектив единомышлен­ников, преданных своему делу и знающих его. Подбору учителей в Майской гимназии всегда уделялось первосте­пенное значение. Приглашались, как правило, люди, обладающие не только высокопрофессиональным знани­ем предмета, но и непременно талантом воспитателя. Они выступали в роли духовных наставников своих вос­питанников, а главным наставником всегда был дирек­тор.

Довольно разнообразно была организована внеклас­сная работа, сориентированная в основном на познава-24

тельную деятельность, которая являлась системообразующей, и ка развитие индивидуальных способностей. Среди кружков особо следует отметить первый в России авиапланерный и литературный. "Для помещения само­стоятельных опытов учащихся литературного и научного характера" было организовано собственное издание "Майский сборник". Все это подтверждает главный закон данной школы: уважение к личности ученика, индивиду­альный подход в развитии способностей, предоставление максимальных возможностей для самореализации.

Майская гимназия может служить примером гумани­стической воспитательной системы школы, успешно сформировавшейся, постоянно поддерживавшей свои традиции и развивавшей особое, интегративное качество, своеобразный "дух" школы, который стал мощным вос­питывающим фактором и позволил системе сохраниться не только при смене педагогических лидеров, но и в об­становке окружающей антигуманистической среды, когда другие заведения превращались в школы зубрежки и муштры.

Бывший воспитанник гимназии публицист Д.В. Фи­лософов вспоминал: "Я окончил гимназию в 1889 г., сле­довательно, провел в ней восьмидесятые годы, пожалуй, самые тяжелые времена в жизни русских гимназий...

Когда я спрашиваю своих сверстников о гимназиче­ских годах, они все вспоминают их с ненавистью. Я поч­ти никого не встречал, кто бы вспомнил с любовью ка­зенную гимназию восьмидесятых годов. "Майские жуки" -счастливое исключение. Гимназия Мая была каким-то госу­дарством в государстве, таинственным островом, отде­ленным бесконечным океаном от казенщины".

ИДЕИ С.А. РАЧИНСКОГО КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Сергей Александрович Рачинский родился 2(14) мая 1833 года в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских, в родовом поместье в селе. Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области).

Получив прекрасное домашнее образование, он в 1849 году поступил в Московский университет. Сферой его научных интересов стала ботаника, физиология растений. В 1866 году он защищает докторскую диссерта­цию "О некоторых химических превращениях раститель­ных тканей". Но его интересы не ограничивались есте­ственными науками. Рачинский активно занимается фи­лософией, а также общественной и преподавательской деятельностью. У него как человека энциклопедических знаний был широкий круг друзей и знакомых. Он общал­ся с философами А.С. Хомяковым, братьями Киреевски­ми, В.В. Розановым, С.М. Соловьевым, был дружен с В.П.Боткиным и зоологом К.Ф. Рулье. Желанными гостями в доме Рачинского в Москве были: Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, братья Аксаковы, историк В.И. Герье и многие другие.

Уйдя в 1868 году в отставку с должности профессора Московского университета, С.А. Рачинский поселился в своем родовом имении Татеве. Здесь он основал школу и еще 18 школ в округе, которые образовали некое воспи­тательное и образовательное пространство. Возникло сообщество педагогов, объединенных одной идеей и од­ним лидером. Влияние С.А. Рачинского и созданных им школ на школьное дело оказалось столь значительным, что споры о его роли в отечественной педагогике не сти­хают до настоящего времени. Ключом к пониманию всей педагогической концепции этого ученого и педагога-практика является, по мнению исследователей, то, что в

26

основе его школы, лежали семейное воспитание, тради­ции русской народной жизни и ее православные устои.

Несмотря на то, что школы Рачинского достигли блестящих результатов, многие педагоги конца XIX - на­чала XX века и современные ученые относили С.А. Ра­чинского к апологетам церковно-приходской школы. Его называли даже "махровым реакционером".

Между тем, Рачинский усматривал в религии прежде всего основу духовности ребенка в условиях своего вре­мени. В служителях церкви в условиях тогдашней деревни он видел наиболее подготовленных учителей и замечал, что "народ сам признает духовенство своим учителем".

Главная отличительная особенность сельской школы, по убеждению Рачинского, состоит в том, что она прежде всего учреждение воспитательное. В школе Рачинского господствовали дух народной культуры, традиции сель­ской общинное™. Его школу можно назвать школой "добрых нравов". Ее учебная программа имела художе­ственно-эстетическую направленность. Жизнь в школе основывалась на творческом труде, большую роль вы­полняли игра и праздники.

Школы С.А. Рачинского - учреждения своего време­ни. Организация учебно-воспитательного процесса в них учитывала интересы родителей и особенности крестьян­ского быта. В его школе обучали культуре земледелия, пчеловодства и садоводства, основам плотницкого и сто­лярного дела, приобщали к народным промыслам. Основной дидактической задачей было привитие учени­кам умений. При этом использовался такой методиче­ский прием, как самостоятельный учебный труд учеников при помощи и под руководством учителя. Воспитательная система Рачинского была основана на трех фундаменталь­ных идеях: гуманизме, народности и нравственности.

Если применить современные представления теории воспитательных систем, то воспитательную систему Ра­чинского, реализованную им в Татевской школе и ряде других сельских школ Тверской и Смоленской губерний, можно охарактеризовать через совокупность компонентов.

Первый компонент воспитательной системы - цели воспитания и вытекающие из них задачи школы.

Цели воспитания, по Рачинскому:

27

• развитие умственных сил ребенка;

• развитие его воли;

• гармоническое развитие душевных сил воспитан­ника, сердца, чувств и высших духовных дарований;

• создание нравственно-цельного характера. Школы Рачинского ставили себе такие задачи:

• учить детей для последующей жизни;

• воспитывать чувства долга и благожелательности, дружбы и нежности;

• развивать твердость, стойкость, самообладание, укреплять воспитанников для жизненной борьбы.

В школах Рачинского культивировался индивидуаль­ный подход в обучении и воспитании. За воспитание в классе отвечал учитель - классный наставник.

Характер взаимоотношений в школе Рачинского был семейный. Первым условием успешного воспитания счи­тались дружеские отношения с учениками. Учителю в шко­лах Рачинского впервые в российском образовании была предназначена роль старшего друга. Профессиональные требования к учителю складывались из любви к делу вос­питания и знания учебного предмета. Школы сами для себя готовили учителей из наиболее одаренных своих учеников.

Эффективными были признаны такие принципы и формы воспитания, как:

• большая свобода во всем, что не несет в себе зла;

• разрешение конфликтов внутри коллектива;

• разнообразные занятия по интересам в свободные часы;

• годовой цикл школьных торжеств, праздников.

Школа Рачинского активно осваивала окружающую среду. Это выражалось в ее участии во всех сельских со­бытиях. Признавалось необходимым пользоваться всеми силами, готовыми прийти на помощь воспитанию и обу­чению детей.

Педагоги школ Рачинского выступали в роли сооб­щества, в котором происходил обмен опытом и шла уче­ба. Такие встречи проходили в Татеве и притягивали к себе учителей, многих образованных людей не только из школ округи, но и из других мест России.

28

В отдельных школах Рачинского было введено само» управление в форме советов школ, которые наделялись широкими полномочиями. В их состав входили председа­тель, попечитель, учителя и выборные представители от прихода. Советы школ располагали финансовыми средства­ми и реально определяли состояние и развитие школ.

Таким образом, "во главу угла" в сельской школе Ра­чинского было поставлено воспитание. Главным в школе был ее дух.

Воспитательная задача школы состояла в том, чтобы развить в детях, те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа.

Исследователи того времени оставили нам свое по­нимание педагогических взглядов С.А. Рачинского и уст­ройства его школы.

Жизнь в Татевской школе строилась в согласии с на­родным характером и народным бытом. "С.А. Рачинский глубоко обдумывал каждую деталь, каждую мелочь как во внешней обстановке своей школы, так и в порядке заня­тий, в образе жизни и во взаимных отношениях и своих к детям, и всех членов школьной семьи между собой. Школа поражала своей чистотой и убранством. С.А. Ра­чинский сумел придать своей школе красивый и художе­ственный вид... силами почти исключительно самих уче­ников". Школа приучала детей к труду и воспитывала любовь к крестьянским работам и ремеслам. Ученики по хозяйству делали все: топили печи, носили воду, мыли полы, чистили и убирали школу, помогали кухарке, сто­рожили.