Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 17 из 68)

В основе корчаковской концепции самовоспитания, охватывающего все стороны жизни ребенка, лежит пси­хологически обоснованное убеждение в том, что дети имеют право на собственное детство и собственную жизнь в рамках организованного общества, что они спо­собны к совместной жизни и самоконтролю.

Гуманистические педагогические принципы Корчака воплотились в разумной организации воспитательного процесса в его детских учреждениях - Доме сирот и На­шем доме.

Дом сирот, руководимый Корчаком, был необычным для того времени явлением, когда в сиротских приютах и интернатах господствовали мрачные традиции, подав­лявшие волю ребенка и убивавшие его индивидуальность. Корчак противопоставил этому свою систему воспитания, основанную на последних достижениях педагогической науки и имеющую главной целью благо ребенка.

Отличие Дома сирот от других сиротских приютов проявилось уже в самом здании, в продуманном распо­ложении учебных и жилых помещений. Это было здание в глубине сада. За домом находилась площадка для игр. В подвалах, защищенных от сырости, размещались кухня с кладовой, прачечная, котельная, душевые, а также разде­валка. Почти весь первый этаж занимал рекреационный зал, который способствовал объединению жизни интер­ната и в котором дети проводили большую часть дня. Дальше - канцелярия, швейная мастерская, классные комнаты. На втором этаже находились комнаты бурсистов, а также галерея над рекреационным залом. На тре­тьем этаже -две спальни, одна для мальчиков, другая для девочек, разделенные комнатой воспитательницы, а так­же умывальными комнатами и туалетами. Комната са­мого Корчака была на чердаке.

78

Другой важной чертой, отличавшей детские дома Корчака от сиротских приютов того времени, было при­способление всей организации жизни детского коллекти­ва к потребностям физического и психического развития ребенка. В детских домах Корчака проводился целый комплекс мероприятий, имевших целью правильное раз­витие ребенка и его здоровья (рациональное питание, личная гигиена и гигиена помещений, возможность пол­ноценного отдыха, сна, движение на свежем воздухе, постоянные измерения роста, взвешивание и другие си­стематические исследования).

В отличие от многих детских приютов целевая уста­новка системы Корчака предполагала воспитание ак­тивной и самостоятельной личности с развитыми гумани­стическими качествами. Воспитательные, опекунские и организационные задачи этих детских домов складыва­лись в тщательно продуманную систему и включали в себя: обеспечение правильного нравственного и физиче­ского развития ребенка, организацию детского само­управления в интересах воспитания и самовоспитания, организацию жизни детского дома на законах равнопра­вия, организацию воспитательного воздействия обще­ственного мнения детского коллектива в целях стимули­рования детской самовоспитывающей активности, введе­ние гласности в жизнь детского дома, осуществление связи детского дома со средой, в которой большое значе­ние придавалось взаимодействию с семьей. Для этого необходимо было, по Корчаку, создать детское общество на основе справедливости, братства, равных прав и обя­занностей. "Давление мы хотим заменить добровольным приспособлением личности к формам коллективной жизни, мертвую мораль заменить радостным стремлением к самосовершенствованию и самовоспитанию. Не фор­мировать и переделывать, а понять и договориться мы хотим с ребенком... Создать их собственную жизнь, ис­пытать силы, моральную стойкость и тенденции разви­тия. На первом плане ставим познание".

Как видно из вышесказанного, при создании воспи­тательной системы Корчака волновала, прежде всего, проблема самочувствия ребенка в детском обществе и

79

тесно связанная с ней проблема установления правиль­ных взаимоотношений воспитателей и детей.

Именно заботой об обеспечении хорошего самочув­ствия ребенка и была продиктована организация жизни детей на основе самоуправления. Необходимость обра­щения к детскому самоуправлению диктовалась и целью воспитания активной и самостоятельной личности.

Создавая это своеобразное ребячье общество, Корчак начал с того, что в любом обществе является критерием действенной демократии, - с суда.

Прежде всего отметим, что этот орган самоуправле­ния - суд - имел не то назначение, которое обычно с ним связывают. Название это лишь вносило элемент игры в деятельность самоуправления, но отнюдь не копировало задачи и функции суда в государстве. Имея уже опыт работы с детским коллективом, Корчак знал, что в нем легко формируется отрицательный тип первого помощ­ника воспитателя - ловкого, энергичного, наглого, дву­личного и корыстного. И если недобросовестный или усталый воспитатель перестанет сам входить в детали жизни детей и передоверит ему свою власть, то в детском доме может установиться террор злых сил.

Мудрое детское самоуправление и должно было встать на пути детской тирании, суд Должен был основать жизнь в детском доме на справедливом законе, нейтрали­зовать развращающее влияние власти. Кроме того, созда­вая детский суд, Корчак заботился о том, чтобы судьба ребенка не зависела от доброй и злой воли, хорошего или плохого настроения воспитателя. В основе товарище­ского суда лежит одна из ведущих идей педагогики Корчака - о праве детей на уважение и серьезное отношение к их заботам.

В суде также Корчак видел орган, который регулиру­ет взаимоотношения воспитателей и воспитанников, по­могает строить их на основе взаимного уважения и со­трудничества. Обсуждая в спокойной обстановке с детьми возникшие конфликты, оценивая и советуя, воспитатель может добиться исполнения своих распоряжений без не­нужного и бесполезного давления.

Товарищеский суд собирался раз в неделю. Пять су­дей выбирались жеребьевкой из тех ребят, на которых за 80

предыдущую неделю не подавали в суд. Так в работу суда вовлекались все дети, и судьями становились не только честолюбивые ребята, привыкшие быть на первом плане;

Это была не иерархия маленьких начальников, а настоя­щий справедливый суд детей.

Суд имел своего секретаря. Это был воспитатель, ко­торый не судил, а только собирал показания и зачитывал их на заседании суда. Он также вел судебную стенную доску, книгу показаний и приговоров, заведовал фондом материальных потерь, редактировал газету. Секретарь, хотя и не судил, имел право передавать некоторые слож­ные дела на рассмотрение судебного совета или расши­ренного судебного заседания, чтобы в нем приняли уча­стие все дети.

Суд принимал решения согласно кодексу, который был составлен самим Корчаком. Кодекс учил детей спра­ведливости, внимательному отношению к бедам товарищ щей, воспитывал как судей, так и тех, чьи дела разбира­лись судом. Содержание кодекса логически вытекало из провозглашенного Корчаком принципа уважения лич­ности и прав ребенка и доверия к нему и имело в виду прежде всего не наказание, а исправление.

Кодекс состоит из статей. Статьи с 1 по 99 носят оправдательный характер. Суть первых "прощающих" статей кодекса в том, что они помогают "подсудимому" разобраться в причинах совершенного им проступка и найти верные пути. Делают это без всякой морализации, с необыкновенной простотой: суд прощает А., потому что он сделал это в гневе; суд прощает потому, что А. жалеет» что он так поступил; суд прощает А. потому, что полага­ет, что на него можно действовать только лаской.

Обвинительные приговоры начинались лишь с сотой статьи. Эти остальные десять статей выносили уже опре­деленный приговор за проступок, причем каждая из этих статей постепенно усугубляла степень порицания. Все, они, подтверждая вину, давали моральную оценку по­ступку, и наказание являлось выражением общественного мнения.

Статья сотая констатировала, что А. совершил то, в чем его обвиняют, и суд не прощает. Следующие статьи также не имеют еще карательной санкции, но в них вы-' 81

ражено отношение суда к проступку. "Он поступил непра­вильно... Он поступил плохо... Он поступил очень плохо..."

В остальных пяти статьях, кроме констатации того, что А. поступил очень плохо, то есть ему нет дела до просьб и требований близких и он не уважает ни себя, ни своих товарищей, суд назначает определенное наказание: приговор с именем .и фамилией опубликовывается в газе­те; приговор опубликовывается в газете и вывешивается на судебной доске объявлений сроком на неделю. Кроме вышеназванных мер воздействия на провинившегося о содержании приговора могли оповестить семью или родных.

Следующая статья могла лишить гражданских прав на неделю. За эту неделю провинившийся не может ни на кого подавать в суд, более того, никто не может по­дать на него в суд. Приговор опубликовывается в газете, вывешивается на доске объявлений. Вызывается для бе­седы семья.

И, наконец, последний сигнал бедствия. Если в те­чение двух недель среди товарищей не найдется кто-нибудь, кто решится взять А. под свою опеку, кто скажет, что верит в его исправление и согласен помочь ему в этом, провинившегося ждет исключение из интерната.

Если суд исключает А. из интерната, это значит, что он опасен для окружающих, неисправим, все способы воздействия себя не оправдали.

Кодекс товарищеского суда удивительно ярко отра­жает педагогические позиции Корчака, его веру в ребен­ка, в силу его самовоспитывающей активности. Проще­ние становилось в руках Корчака и его сотрудников, а также детского коллектива важным оружием в борьбе за доброе начало в ребенке. Рождая в душе ребенка добрые чувства и обращая их на благо его развития и исправле­ния, Корчак содействовал его самоутверждению в дет­ском обществе и тем самым создавал предпосылки его защищенности в ребячьей среде.