Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 31 из 68)

Школа, созданная на опытной станции, была весьма своеобразной. Она была гибкой, дифференцированной вследствие разнообразия возраста, подготовки и запросов воспитанников. Вот как об этом писала сама О.В. Кайда­нова: "Мы бы затруднились ответить на вопрос: какая у нас школа? школа ли грамоты, школа I, II ступени? У нас было все: и ликпункт, так как был элемент взрослых неграмотных и малограмотных, и школа соцвоса, в кото­рой занятия происходили с ориентацией на программы ГУСа, и фабзавуч; что ни группа, то особый тип занятий: каждая группа имела свою определенную физиономию, свой облик". Иногда группы создавались совершенно неожиданно, в зависимости от интересов воспитанников. Так, в связи с возникшей у старших мальчиков тяги в военную школу летчиков была образована специальная группа, где преподаватель вел работу по программам, готовящим в эту школу. Максимальный учет интересов учащихся был характерен для всей воспитательной си­стемы, созданной О.В. Кайдановой, и весьма благотворно сказывался на результатах ее работы.

145

Занятия, начатые зимой 1922 года, были продолжены летом, когда воспитанники переехали на дачу. Здесь вос­питатели пошли на такой рискованный, с точки зрения многих, эксперимент, как совместное обучение и воспи­тание мальчиков и девочек. Однако экзамен был выдер­жан и выдержан блестяще. Эта мера дала, по словам О.В. Кайдановой, "ряд плюсов и ни одного минуса". Ле­том на станции жили 150 человек. Они занимались хо­зяйственным трудом (самообслуживанием), искусством, спортом. Но прежде всего - учились. Педагоги с удивле­нием отмечали, что, несмотря на прекрасную погоду и все соблазны лета, дети садились за книги. "Некогда гу­лять, учиться надо, подгонять!" - говорили они. Посколь­ку опытная станция по борьбе с беспризорностью не ста­вила своей задачей дать полноценное образование, да и не могла ставить, педагоги готовили детей к продолже­нию образования в опытно-показательных школах Наркомпроса. Известное давление оказал Наркомпрос, так как директора этих школ не торопились пополнить ряды своих учащихся за счет беспризорников. Однако к концу первого года работы станции более 100 ее воспитанников были приняты в Хотьковскую сельскохозяйственную школу, городок III Интернационала, школу им. Радище­ва и др.

Большую воспитательную роль в жизни опытной станции играл труд. С самого начала дети занимались самообслуживанием - заготовкой дров, уборкой помеще­ний и т.д. Они вынуждены были этим заниматься в усло­виях материальных трудностей первых послереволюци­онных лет. Но даже эти примитивные виды труда при­учали бывших беспризорников к необходимости выпол­нения определенных обязанностей, воспитывали чувство ответственности. Немалую роль играла помощь старост, которые вначале силой заставляли лодырей трудиться. Значительно усилилось значение трудового начала в жизни опытной станции, когда были организованы ма­стерские. Их было четыре - швейная, сапожная, пере­плетная, столярная. Мастерские пользовались большой популярностью у подростков. Даже выявилась группа ребят, которые рассматривали овладение мастерством в

146

качестве первостепенной жизненной задачи. Именно в этом они видели осуществление своих дальнейших планов.

Для старших подростков (15—16 лет), отстававших в своем развитии от сверстников и проявивших склонность к физическому труду, были созданы два загородных отде­ления станции с сельскохозяйственным уклоном. Подростки занимались земле цельческим трудом и учи­лись по программам школы первой ступени. Постепенно из них должна была создаться сельскохозяйственная ар­тель. На место отправленных в загородные отделения были приняты новые воспитанники, и к началу 1923 года на станции обучались и воспитывались 150 человек - 100 человек в Москве и 50 - в загородных отделениях.

По мере воспитания и перевоспитания беспризорных детей усиливались их общественные и интеллектуальные интересы. Стали устраиваться литературно-музыкальные вечера, инсценировки, конференции, на которых ребята выступали с докладами; издавалась собственная газета. Самоуправление приняло более сложную форму: вокруг старостата создались комиссии и кружки, заработала чи­тальня. И перед всей этой насыщенной и интересной жизнью отошли в область преданий для большинства ребят рынок и улица, которые целиком владели их по­мыслами еще год назад.

Воспитательные системы, созданные О.В. Кайдано­вой и Н.И. Поповой, при всем их своеобразии имели много общего. Прежде всего, это их гуманистический настрой, любовь к детям, глубокое уважение к детской личности и индивидуальности. Именно это позволило педагогам найти подход к трудным детям и в тяжелейших условиях первых послереволюционных лет воспитать их честными и достойными людьми. Нравственная позиция педагогов, хотя они не всегда сознавали это, оказалась выше классовых пристрастий эпохи, и потому педагоги­ческое содержание их систем, формы и методы работы, общая гуманистическая направленность привлекают ин­терес и современного читателя.

ШКОЛА ДЕТСКОЙ РАДОСТИ (школа-коммуна С.М. Ривеса и Н.М. Шульмана)

Воспитательная система педагогов Соломона Марковича Ривеса и Наума Моисеевича Шуль­мана родилась в стенах бывшего одесского приюта, переименованного в Первую опытную школу-коммуну, в 1921 году.

Сиротский дом на 150 детей располагался в большом, запущенном здании, более похожем на руины. Там не было ни одного уголка, где можно было бы уединиться для сосредоточенной работы или отдыха. Поэтому дети в основном проводили время в длинном "цементном" дво­ре или на городской площади. Распорядок дня, вырабо­танный педагогическим советом, учениками не призна­вался. Они не ходили на занятия, не делали уборки. Самыми привычными занятиями были уничтожение расте­ний, разорение птичьих гнезд, издевательство над птен­цами и котятами, воровство фруктов из чужих садов.

Начало воспитательной системы школы Ривеса и Шульмана положил доклад С.М. Ривеса на педагоги­ческом семинарии. В своем выступлении ученый назвал цель будущей воспитательной системы, определил пути ее достижения. Поставив задачей школы "сублимировать и направить все бурлившее и клокотавшее в детской сре­де в сторону коммунистической самоорганизации", до­кладчик предложил сделать это, "ухватившись за основ­ные рычаги жизни беспризорных детей". Такими рычага­ми считались прежде всего жажда самостоятельности, стремление к творчеству, тяга к "слиянию с широкой, движущейся и волнующейся средой", потребность в играх и состязаниях, радость от ощущения своего духовного роста и от общественного признания своих успехов.

Именно детскую радость С.М. Ривес и Н.М. Шульман назвали выходом из того тяжелого положения, в ко­тором находилась школа: "Нужно создать для ребенка радость, ради которой стоило бы добровольно подчи­ниться. Если мы хотим, чтобы ребенок мог поступиться своими личными желаниями ради интересов коллектива,

148

то необходимо, чтобы коллектив этот стал раньше источ­ником его радости, предметом его привязанности, влюб­ленности и почитания".

Для реализации этой цели С.М. Ривес предложил пе­дагогам школы "сойти с пьедестала учителя, сбросить с себя тогу ученого и с открытой душой, с одним желанием понять детскую душу войти в гущу детей, стушеваться среди них, напрячь все свое чутье и стараться уловить от них же самих скрытые, истинные, здоровые желания их души".

Эти мысли оказались для многих педагогов новыми, неожиданными. Одних они испугали, других воодушеви­ли. После некоторых дебатов тезисы доклада были при­няты.

Организуя самоуправление в школе, педагоги с са­мого начала отказались от того, чтобы "даровать" детям какое-то "готовое" самоуправление с бесчисленными ор­ганами, которыми они должны будут управлять.

Коллективы в школе стали появляться на базе кон­кретных дел детей. Начало детским коллективам положи­ла инициативная группа, которая образовалась следую­щим образом.

По вечерам дети нередко собирались .вокруг воспита­теля и пели песни. Однажды, когда пение кончилось, школьники продолжали сидеть возле педагога, и он завел с ними разговор, предложив устроить какой-нибудь кон­церт или вечер. Некоторые дети откликнулись на пред­ложение воспитателя, и учителя решили, что с этих детей и можно было бы начать.

В разговоре о том, как сделать жизнь в школе ра­достной и интересной, один из ребят выдвинул предло­жение, воодушевившее всех остальных, - устроить празд­ник. Они решили назваться инициативной группой, убрать для себя комнату и там собираться для подготов­ки. Инициативная группа предложила детям, знающим "какую-нибудь драму", собраться на репетицию. Отклик­нулась группа детей, недавно прибывших из другого ин­терната и считавших себя артистами.

На первой же репетиции возник конфликт. Члены инициативной группы претендовали на роли, а "старые" артисты обижались. Воспитатель предложил последним 149

стать драматической группой. Предложение было приня­то, председатель избран, все члены записаны. Так, "в огне и буре" родился второй коллектив.

Вскоре образовались и другие "культкружки", кото­рые главным образом заботились об организации свобод­ного времени детей (спектакли, праздники, путешествия).

А затем возникли детские коллективы совершенно иного содержания. Это были трудовые организации, ко­торые выше всего ценили труд и призывали остальных ребят под его знамя.

Во главе этих организаций стоял "санитарный леги­он". Состоял он вначале всего из семи учеников. Эти дети, не участвовавшие ни в каких кружках, потому что их туда не принимали, взяли на себя борьбу с антисани­тарным состоянием здания школы, самую тяжелую, гряз­ную и в то же время самую необходимую (угрожал тиф) работу. "И этот акт обратил на себя внимание всех детей, ошеломил своей новизной и пленил своим героизмом".