Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 61 из 68)

Концепции кафедр словесности и философии и эсте­тики направлены на выявление общечеловеческих ценно­стей, нравственных парадигм, истории их развития и становления, их проявления в национальных культурах народов мира и, прежде всего, в русской национальной культуре. Не менее важна гуманитаризация программ естественных дисциплин: математики, физики, химии, 292

информатики. Созданы спецкурсы: "История математи­ки", "Физика: имена и события", "Химия как наука вза­имодействий" и т.д. На кафедрах естественных дисци­плин и начальной школы ведется серьезная работа по адаптации всей вертикали естественных дисциплин к гуманитарной гимназической парадигме.

В гимназии регулярно проводятся социально-пси­хологические исследования, в частности, тотальное анке­тирование гимназистов с пятого по одиннадцатый класс. Анкетирование нацелено на выяснение отношения детей к гуманитаризации образования в гимназии. 86,7% рес­пондентов удовлетворены нынешним состоянием гума­нитарного поля гимназии, очень высоко ценят то, как преподаются гуманитарные дисциплины. 10% респонден­тов считают, что гуманитаризация в гимназии только разворачивается, и делают конкретные предложения, как бы они расширили круг гуманитарных дисциплин и из­менили преподавание естественных дисциплин.

Анализ воспитательной системы Новомосковской гимназии позволяет утверждать, что в этом образователь­ном учреждении возник тот тип школы, который харак­теризуется предоставлением широких возможностей для индивидуального развития, соединения обучения с лич­ностными смыслами детей, формирования у каждого собственной программы интеллектуального и нравствен­ного развития, опыта социально-культурной жизнедея­тельности. Главным фактором формирования воспита­тельной системы гимназии выступает совместная дея­тельность учителей и учащихся в сфере образования. В гимназии создано то сообщество учителей и учащихся, которое свидетельствует о высокой ступени развития гу­манистической воспитательной системы.

КИРЕЕВСКАЯ ШКОЛА-ТЕАТР

Общеобразовательная средняя школа № 6 Киреевска Тульской области была открыта в 1964 году. В сентябре 1992 года ей присвоен статус школы с углубленным изучением предметов художе­ственно-эстетического цикла.

293

Школа находится на окраине города. Основная часть населения микрорайона - рабочие, шахтеры. В микрорай­оне школы функционируют детский сад "Теремок", Дом творчества и районный Дом культуры, с которыми школа связана творческими узами.

В настоящее время в школе около 700 учащихся (в основном из семей шахтеров) и 56 педагогов, 12 из кото­рых - выпускники этой школы. Администрация состоит из пяти человек, в числе которых заместители директора по научно-методической работе, по осуществлению ху­дожественно-эстетического цикла. В штатное расписание введены единицы педагога-психолога, педагога дополни­тельного образования.

Педагогический коллектив считает своей главной за­дачей раскрыть и развить духовные возможности каждого ребенка, его внутреннюю свободу, способность к само­оценке, расширить познавательный кругозор.

В школе сложилась своя оригинальная воспитатель­ная система. Системообразующими видами деятель­ности являются деятельность художественно-эстети­ческого направления и познавательная. Девизом стали слова: "Культура и искусство должны вернуться в шко­лу, обрести в ней достойное место - без этого образова­ние останется всего лишь усвоением разрозненной сум­мы знаний". Педагоги школы убеждены в том, что на­стоящее искусство оказывает ничем не заменимое влия­ние на человека, пробуждает лучшие чувства, подвигает к благородным поступкам, что художественно-образные способности надо развивать с раннего возраста, когда душа ребенка открыта и готова идти "через прекрасное к доброму".

Вот почему в школе с 1989/90 учебного года было введено преподавание с первого класса предметов худо­жественно-эстетического цикла: дополнительные уроки музыки, ИЗО, театра, ритмики и танца, а также этики. С первого класса преподается и иностранный язык.

Коллектив стремится сделать все, чтобы школа для всех детей была вторым домом, имела "свое лицо", была территорией творчества, добра и любви.

Чтобы учащиеся ежедневно шли в школу с охотой и радостью, чтобы они имели возможность для содержа-294

тельного и делового межличностного общения, надо, полагают педагоги, чтобы перед всем школьным коллек­тивом ставилась какая-то значимая и всем понятная цель, в осуществлении которой могли бы принять уча­стие все дети. Причем виды деятельности должны быть такими, чтобы они могли обеспечить ребенку успех. Ид­ти от ребенка, от его индивидуальных особенностей! На­учить его ориентироваться на общечеловеческие цен­ности; воспитать чувство социальной ответственности, общности, творческий коллективизм; воспитать рефлек­сию, так как для развития личности важно, чтобы ребе­нок мог оценивать самого себя.

Важное место в воспитательной системе школы за­нимают общешкольные творческие дела: День школы, День открытых дверей, "Девушки-красавицы, душеньки-подруженьки", "Храбры молодцы с силой богатырскою", "Момент зрелости", двухдневные лагерные сборы.

В школе стало традицией все знаменательные даты "укладывать" в сценарные рамки. Здесь нет традицион­ной линейки, посвященной последнему звонку, но есть праздник-спектакль "Остров детства". Нет набора песен и стихов - поздравлений ко Дню учителя, но есть спектакль "Осенний романс" и т.п.

Стержневым в воспитании стало обращение к кор­ням национальной культуры, духовности. Русское народ­ное творчество, музыка, танец, живопись, фольклор - вот те инструменты, которые, как считают педагоги школы, спо­собны сделать душу ребенка красивее и богаче.

Главным средством воспитания и развития детей яв­ляется школьный театр. Он объединил всех - педагогов, учащихся, их родителей. Каждому в школьном театре находится место: одни создают костюмы, другие- декора­ции, третьи пишут сценарии, четвертые готовят музы­кальное оформление. Актерами выступают учащиеся и педагоги (они здесь партнеры). В процессе репетиций, выступлений, изготовления декораций, пошива костюмов создается особая атмосфера, складываются добрые отно­шения между учащимися разных возрастов, учениками и учителями, ближе к школе становятся родители. Творче­ство наполняет жизнь в школе радостью, ожиданием чу­да, объединяет духовно, сплачивает учеников и учителей 295

в единый коллектив. Театральная деятельность дает воз­можность для проявления неординарности, индивидуаль­ности ребенка, она снимает у детей комплексы, делает их раскованнее.

Спектакли в школе стали самыми яркими, эмоцио­нальными коллективно-творческими делами. Играются они по собственным сценариям. В год ставят, как прави­ло, две премьеры.

Надолго запомнились всем спектакли "Недаром помнит вся Россия" (о декабристах), "За всех - против всех" (по стихам М.Цветаевой), "В ночь перед Рождест­вом", "Снегурочка", спектакль-версия "Галя", приуро­ченный к юбилею С. Есенина, "Для любви не названа цена" (по пьесе Неруды), "Алые паруса", "Над вымыс­лом слезами обольюсь" (к 160-летию со дня гибели А.С. Пушкина) и др.

В учебно-познавательной деятельности стали проис­ходить интегративные процессы, органически связы­вающие ее с воспитанием. Рамки урока становятся тес­ными. Познавательная деятельность переходит во вне­урочную сферу (игры "Супершанс", "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Умники и умницы"). Идет и обрат­ный процесс: формы внеурочной коллективной деятель­ности приходят на урок. Проводятся интегрированные уроки, театрализованные уроки-спектакли ("Сестры" -урок-спектакль о сестрах Гончаровых, "Красною кистью рябина зажглась..." - урок-эссе о М. Цветаевой); уроки-погружения ("Мир тургеневских героинь", "Мир генера­лов 1812 года", "Мир Есенина"). Театр расширяет рамки урока, оживляет книжных героев. Урок становится орга­ничным элементом воспитательной системы. Таким обра­зом, урочная и внеурочная деятельность выступают не изо­лированно друг от друга, а в единстве учения и общения.

В школьную программу введены интегрированные курсы: "Основы театрального искусства", "Тульский фольклор", "Литературное краеведение Тульской облас­ти", "Москва и Петербург в русской литературе", "Ри­торика".

296

Утвердилось новое в дополнительном образовании -мастерская театрального костюма, реквизитная мастер­ская, мастерская художников-декораторов.

Введено обучение педагогов-воспитателей основам актерского мастерства (педсоветы-презентации, конкурсы молодых учителей, актерские и психологические тренин­га и т.п.). В условиях воспитательной системы в школе возникла необходимость в обучении педагогов новым информационным технологиям, организации занятий по психолого-педагогическим проблемам воспитания.

Благодаря театру школа меняет свой облик. Вот что пишет о роли театра в школе заместитель директора по научно-методической работе Нина Валентиновна Никонова: "Школьный театр не только состоялся как театр, он проникает во все сферы воспитательной работы: праздники-спектакли, утренники-спектакли, уроки-спектакли и т.п. В чем ценность школьного театра, спросите вы? Во-первых, в педагогике, как и в любом искусстве, необходимо умение посмотреть друг на друга со стороны, увидеть привычное в необычном ракурсе. Ученики и учителя на сцене- это разрушение стен не­понимания, это счастливое обретение новых друзей. Партнеры на сцене лучше понимают друг друга на уро­ках. Они партнеры во всем, они переживают общие чувства: тревоги - перед спектаклем, радости - в финале, чувство опустошения - после спектакля, как от потери чего-то дорогого и близкого. И снова все ждут новых репетиций, а значит, и новых радостей творческого об­щения. Именно общение, обретение новых друзей, по отзывам школьников, является главным для них в те­атре. И опять же это и испытание себя, своих возмож­ностей. Сцена изменила и учителей. Вспоминаю зажатость, неуклюжесть, испуг новичков... Вижу, как сни­маются многие проблемы коммуникации, комплексы, вижу как приходит к учителю уверенность на уроках, как идет несомненное сближение с детьми. Снимаются проблемы дисциплины, улучшается психологический климат, учитель становится доступнее детям... Происхо­дит рождение в стенах школы № 6 нового учителя, об­ладающего умениями и навыками современного педаго­га-воспитателя".