Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 34 из 68)

школах, но мало кто знает, где он зародился. Его история такова.

23 января 1944 года в адрес школы пришло письмо от командира одной из фронтовых частей. В нем сообща­лось, что выпускнику школы Александру Мироненко за мужество, проявленное при защите Ленинграда, присво­ено звание Героя Советского Союза. В письме говори­лось, что А.Мироненко, геройски защищая честь Роди­ны, защищал и честь школы, его воспитавшей. Письмо произвело на учащихся столь сильное впечатление, что родилась идея ежегодного школьного праздника "За честь школы". Он был призван нести идею преемственности поколений, чести коллектива, любви к родной школе и верности ее традициям. Этот праздник стал главным творческим делом всего коллектива. Его ждали, к нему готовились все. Классы дарили школе подарки, сделан­ные руками детей. Организовывалась выставка творче­ских работ учащихся, проходили концерты художествен­ной самодеятельности, встречи с выпускниками прошлых лет, лучшие из лучших учащиеся заносились в книгу По­чета "За честь школы".

Еще одна яркая традиция - Праздник Труда. Празд­ник Труда - это прежде всего сам труд: посадка деревьев, подготовка наглядных пособий, благоустройство террито­рии, помощь детским садам, выставки работ учащихся в витринах магазинов, фестиваль художественной самодея­тельности во Дворцах культуры и парках, спартакиада школьников.

Другой традицией являлся майский пикник, когда все учащиеся школы вместе с педагогами и активом ро­дителей (более тысячи человек) выезжали на берег Куба­ни: пели, танцевали, пекли картошку...

Кроме того, в традициях школы № 58 были: празд­ник первого звонка (1 сентября), общешкольная спарта­киада (сентябрь-октябрь), День памяти учеников и учи­телей, погибших в Великой Отечественной войне (8 мая), праздник творчества и труда (вторая суббота мая), празд­ник последнего звонка. Интеграция традиций и твор­чества стала одной из характерных черт воспитательной системы школы Ф.Ф. Брюховецкого.

160

Наверное, важнейшей характеристикой воспитатель­ной системы являлась серьезная трудовая деятельность, охватывавшая все школьные классы. В школе с первых лет утвердилась традиция коллестивного труда, который на многие годы стал здесь ведущей деятельностью, системообразующйм фактором. Периодически на первый план выходили различные виды труда: самообслужива­ние, работа на пришкольном участке, строительство ста­диона, создание памятника ученикам и учителям школы, погибшим в Великой Отечественной войне, трудовые десанты и т.п.

Роль труда была не только в том, что он, по словам Брюховецкого, создавал "опыт коллективных действий и коллективных переживаний" в масштабах всей школы. Формировалось коллективное самосознание, чувство от­ветственности за общее дело и совместный труд.

Чтобы обеспечить переживание гордости за коллек­тив школы и его успехи и через это сформировать стре­мление детей стать активными участниками борьбы за эти успехи, ежегодно проводился праздник труда. Пере­числим только составные части этой яркой и красочной традиции. "Это прежде всего труд и общественно полез­ная деятельность ребят (сбор металлолома и макулатуры, посадка деревьев и цветов, изготовление наглядных посо­бий и т.д.); рапорт каждого класса шефам об успехах в труде, учении и поведении... выставка работ учащихся на витринах универмага под девизом: "Умелые руки не зна­ют скуки"; фестиваль художественной самодеятельности, проводимый во Дворцах и парках культуры; спартакиада школьников, посвященная празднику труда, и многое другое". Такой праздник надолго оставался в памяти вос­питанников как символ труда, единства и целеустрем­ленности коллектива.

Для развития воспитательной системы, созданной Брюховецким, стратегическое значение имела выдвинутая им идея о связи перспективы и традиции: реализуемая перспектива закрепляется в традициях, сложившаяся тра­диция требует новой перспективы. Постоянно шел поиск большого общешкольного дела, объединяющего весь коллектив. После того как вошел в традицию праздник "За честь школы", коллектив был нацелен на строитель-161

ство школьного стадиона, затем, в середине 50-х, таким делом стала большая военизированная игра, в середине 60-х всех объединило строительство памятника ученикам и учителям школы и т.д. Непрерывное движение и об­новление способствовало стабильности системы.

Ф.Ф. Брюховецкий смог сделать вывод по итогам ра­боты: "Мы сумели создать сплоченный и целеустремлен­ный ученический коллектив, самостоятельно решающий многие вопросы своей жизни, не пасующий перед труд­ностями, коллектив, который в трудных условиях может правильно определить линию своего поведения".

Этот вывод не был голословен. Действительно, уча­щиеся были самостоятельны в повседневной жизни. По­рядок в школе поддерживался без помощи учителей. Между старшими и младшими воспитанниками сложи­лись отношения взаимного уважения и ответственности старших за успехи малышей. Коллектив не оставался равнодушным к негативным явлениям.

Однако главной характеристикой гуманистической воспитательной системы Ф.Ф. Брюховецкого являлось то, что в центре ее был все-таки не коллектив, а личность. Педагоги школы, по мнению Л.И. Новиковой, "усвоили многие идеи Макаренко, но отвергли сталинскую идею "личности-винтика"; приняли нравственное содержание послевоенного восстановления, коллективного труда, но не приняли принудительности, отчужденности, безлич­ности результатов труда".

Сам Ф.Ф. Брюховецкий писал: "Но как бы высоко мы ни ценили ученический коллектив, созданный уси­лиями педагогического коллектива, он для нас не являет­ся самоцелью. Мы рассматривали и рассматриваем дет­ский коллектив как основное средство развития ребенка, формирования его как гражданина и товарища, как твор­ческой индивидуальности... Мы также убедились в том, что в детском коллективе необходимо специально куль­тивировать такие отношения, которые были бы направ­лены на формирование личности каждого ребенка, на развитие тех черт и качеств, которые являются наиболее ценными. В настоящее время перед педагогическим кол­лективом поставлена задача индивидуализации воспита­ния и создания программ развития каждого ребенка". 162

Воспитательная система Ф.Ф. Брюховецкого склады­валась в 50—70-е годы. И сейчас школу по праву продол­жают называть "Школой Брюховецкого". Основные идеи его воспитательной системы продолжают жить. Ежегодно в школе проходят педагогические чтения в его честь.

История этой школы свидетельствует о том, что в период господства авторитарной педагогики талантливые педагоги находили пути воспитания молодежи в духе уважения к человеческой личности, демократии и гума­нистических идей.

Ф.Ф. Брюховецкий и его коллеги не только развили и обогатили идеи коллективистического воспитания А.С. Макаренко и других педагогов, но и во многом опе­редили свое время.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА П.Г ГОДИНА: ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К ТРУДУ

Несколько слов об авторе. Это было более 30 лет назад. С группой педагогов мы находились в экспедиции — изучали опыт ученических бригад Ставрополья. Побывали в Григорополисской, Вы­соцкой, Преградненской бригадах и уже хотели возвра­щаться в Ставрополь, но нам предложили: "Может, еще в Новопавловскую заглянете. Там председатель молодой, подает большие надежды". Так мы познакомились с Пав­лом Григорьевичем Годиньм, ранее работавшим главным агрономом колхоза, а тогда бывшим там председателем.

В те годы колхоз не блистал своими показателями. Не хватало рабочей силы, туго было с техникой. Перед П.Г. Годиным стояла трудная задача: поднять экономику колхоза, обеспечить его кадрами, вывести из числа от­стающих. Он сразу же сделал ставку на молодежь, пони­мая, что за ней будущее.

Колхоз через несколько лет стал одним из передовых хозяйств Ставропольского края. Станица Новопавловская превратилась в современный агрогород. У колхоза была уже не одна, а две подшефные школы. Молодежь охотно

163

оставалась в колхозе. Выросли кадры собственных спе­циалистов, многие из них - выпускники новопавловских школ.

Сам Павел Григорьевич за эти годы рос не только как организатор хозяйства, но и как педагог. Он защитил кандидатскую диссертацию, активно работал в областном отделении Педагогического общества РСФСР, стал чле­ном научного совета при Президиуме АПН СССР.

Его статья - рассказ о созданной им ученической производственной бригаде, о ее воспитательной системе.

П.Г. Годину, на наш взгляд, особенно убедительно удалось раскрыть пути включения молодежи в систему труженических отношений сельскохозяйственного произ­водства. Многое изменилось с тех пор: Павел Григорье­вич на пенсии, школьная бригада перестала существо­вать. Но опыт ее в памяти многих, и мы верим, что он еще будет востребован.

Рассказ П. Г. Година. "Нередко мне приходится слы­шать недоуменные вопросы: "Тебе что, Павел Григорье­вич, делать больше нечего, как со школьниками нянчить­ся? Разве у тебя хозяйственных дел мало?"

Хватало, конечно, хозяйственных забот и хлопот. Знал, что еще больше будет их завтра. И в их решении не сможем обойтись без молодежи - нашего завтрашнего дня. Нельзя надеяться на то, что кто-то подготовит нам смену, что это сможет сделать школа без активного участия трудового коллектива. В школе учились наши ребята, которых там воспитывали, которым все время что-нибудь внушали. И хотя внушали им полезные вещи, они, подрастая, нередко сопротивлялись чрезмерной на­зидательности. Им хотелось поскорее стать взрослыми, независимыми в своих суждениях, в своей повседневной жизни.

С развивающимся чувством взрослости у школьников связаны не только стремление к самостоятельности, не­терпимость к опеке, но и расширение и углубление кон­тактов как со сверстниками, так и со старшими. В силу этого трудовые коллективы взрослых на селе играют осо­бенно большую роль в формировании личности юношей и девушек.