Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 9 из 68)

Сознавая важность приучения детей к самостоятель­ной работе, школа создавала необходимые условия для занятий во внеучебное время: воспитанники могли про­водить опыты, собирать коллекции, гербарии, мастерить, заниматься рукоделием, готовить рефераты и доклады, обращаться к литературным источникам. Еженедельно в школе устраивались научно-популярные лекции по хи­мии, астрономии, истории искусств, сопровождавшиеся всевозможными иллюстрациями. В их организации ак­тивную роль играли сами учащиеся.

Преподаватели школы, занимаясь проверкой новых методов, разработанных педагогической наукой на основе исследований экспериментальной психологии, разраба­тывали и свои приемы и способы обучения, направлен­ные на активизацию учебного процесса, пробуждение и развитие интереса к учению, самостоятельности мышле­ния учащихся.

Большое внимание обращалось на умение практиче­ски применять полученные знания на уроках труда, в школьных мастерских, во время полевых и садовых ра­бот. Как и в зарубежных "новых школах", физический труд рассматривался здесь как фактор укрепления здоро­вья, развития физической ловкости, сообразительности, любознательности.

Аналогичная образовательно-воспитательная система была создана и в других русских "новых школах". Орга­низуя свою работу на основе новейших достижений педа­гогической науки, внушая детям "джентльменские" поня­тия о чести, выдержке, благородстве, прививая привычку к самообслуживанию, вводя элементы ученического са-39

моуправления, закаляя тело, развивая интеллект н худо­жественный вкус воспитанников, эти школы внесли свой вклад в формирование элиты тогдашнего российского общества.

ШКОЛА САММЕРХИЛЛ - СИСТЕМА СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

Школа Саммерхилл была основана в 1921 году в Лейстоне (графство Суффолк), при­мерно в ста милях от Лондона (с 1921 по 1924 год она находилась в Германии). Создатель этой школы - английский педагог Александр Нейлл (1883— 1973). Как писала о Саммерхилле комиссия британского Министерства образования,"эта школа известна во всем мире как место, где педагогический эксперимент осу­ществляется революционным путем и где опубликован­ные, широко известные и дискутируемые взгляды ее ди­ректора воплощаются в жизнь".

Саммерхилл - интернатная школа, которая распола­галась в четырех зданиях, окруженных зеленой террито­рией, предназначенной для игр на свежем воздухе. Дети жили по возрастным группам вместе с воспитательницей (a house-mother). В главном здании находились столовая, зал, мастерская по лепке, маленькая комната для рукоде­лия и спальня для девочек. У самых маленьких детей был отдельный домик с жилыми помещениями и классной комнатой. Спальня для мальчиков, остальные классы, а также комнаты некоторых членов персонала также рас­полагались в домиках. Как мальчики, так и девочки жили в двух-четырехместных комнатах. Только несколько старших детей жили отдельно. Классы были небольшими, но достаточными для обучения в группах. Жилищные условия в целом были не самыми лучшими, однако, как подчеркивается в отчете инспекторов министерства, дети чувствовали себя хорошо и не болели.

Финансовое положение школы было весьма затруд­нительным, поскольку она оказалась фактически за пре­делами общегосударственной системы образования и получала от министерства мизерные дотации. В школу при-40

нимали в основном детей из средних слоев общества. Нейлл старался не брать детей иа богатых семей, по­скольку он считал, что трудно добраться до сущности ребенка, если она скрыта за большим количеством денег и дорогой одеждой. Стремясь к тому, чтобы набрать в школу и детей из наиболее бедных слоев общества, Нейлл установил очень низкую плату за пребывание де­тей в Саммерхилле. Результатом были постоянные фи­нансовые затруднения, очень низкая зарплата учителей. Злые языки утверждали, что из-за низкой платы в Сам­мерхилле могли работать и работали только люди отча­явшиеся, "летуны" или богачи-идеалисты.

Вначале в школу Нейлла попадали чаще всего дети, у которых были проблемы в семье и школе. Родители отда­вали их в Саммерхилл для перевоспитания и ресоциализации, после чего их возвращали в обычную школу. Тем самым Саммерхилл выполнял по отношению к таким детям реабилитационную функцию. Со временем ситуа­ция изменилась, и в школу начали принимать детей, ро­дители которых верили в идею Саммерхилла.

В первые годы здесь было мало девочек, обычно приводили сюда только тех, кому было трудно в тогдаш­ней женской школе. Позднее девочек стало больше, хотя и отсев их из школы по сравнению с мальчиками был более высоким. Нейлл это объяснял финансовыми труд­ностями родителей, которые по давней традиции предпо­читали вкладывать средства в обучение сыновей. В школу принимали детей от 5 до 15-16 лет (Нейлл отмечал, что он предпочел бы набирать семилетних). Общая числен­ность в разное время колебалась от 45 до 75 человек. Де­тей делили на три возрастные группы: 5-7 лет, 8—10 лет, 11-15-16 лет.

Персонала в Саммерхилле было достаточно, чтобы не привлекать детей к труду по самообслуживанию. Так, в 1964 году на 75 детей приходилось 25 человек персонала, из которых двое были учителя.

Нейлл тщательно подбирал учителей, обращая особое внимание на то, чтобы они кроме профессиональной квалификации имели чувство юмора, развитое чувство сообщества, черты характера, позволяющие приспо­собиться к системе Саммерхилла. Очень часто тестом, от 41

которого зависело принятие учителя на работу, был ответ на вопрос: "Как вы отреагируете, если ребенок назовет вас законченным дураком?" Нейлл отдавал предпочтение тем кандидатам, которые умели делать что-то руками, не сторонились физической работы и могли исправить по­косившуюся дверь или залепить дыру в стене.

Главной обязанностью учителей было обучение. Опеку над детьми в жилых помещениях осуществляли воспитательницы. Тем не менее учителя добровольно организовывали внеурочную деятельность детей: играли, готовили спектакли, помогали выполнять домашнюю работу. "Учитель проводит уроки от 9.30 до 13.15... после чего может, если захочет, провести оставшуюся часть дня в постели. Только никто так не поступает, так как у них развитое чувство сообщества и они тоже желают принять активное участие в жизни общества".

Обычный день в школе строился таким образом. Между 8.15 и 9.00 завтрак, до 9.30 - уборка постелей. В 9.30 начинались занятия, которые продолжались до 13.00.

План занятий учителя получали в начале каждого се­местра. Уроки, как правило, строились в соответствии с возрастом детей. Обычно дети учились пять уроков в день, каждый по сорок минут. Проводились уроки всегда в определенном месте и в определенное время. До­школьники и младшие школьники обедали в 12.30, а персонал и старшие дети в 13.30.

Младшие дети от 7 до 9 лет занимались с одним учи­телем, который проводил занятия не только в классе, но и в мастерской технического творчества или комнате ис­кусств.

Послеобеденное время было свободно. Дети занима­лись тем, чем хотели. Одни играли в гангстеров и поли­цейских, другие организовывали спортивные игры, тре­тьи слушали радио, рисовали, красили, катались на вело­сипеде, работали в мастерских и изготовляли там лодки, игрушечные пистолеты или ремонтировали велосипеды.

В шестнадцать часов - полдник. В 17 часов начина­лись различные занятия. Младшие обычно читали сказки. Ребята среднего возраста любили работать в комнате ис­кусств, где рисовали, делали картинки из линолеума, изделия из кожи, готовили костюмы для своих спек-42

таклей, плели корзины и лепили горшки. Старшие много времени проводили в слесарной и столярной мастерских. Дети всегда сами решали, чем им заниматься. Воспитате­ли могли посоветовать, но никогда не предлагали гото­вую программу действий.

Однако вечера в Саммерхилле имели определенный распорядок. Так, в понедельник дети ходили в кино, во вторник персонал и старшие воспитанники слушали лек­ции Нейлла по вопросам психологии, а младшие в это время были заняты чтением. В среду проводились танце­вальные вечера. Вечер в четверг ничем не был занят, и старшие часто ходили в кино. В пятницу устраивались театральные постановки. Суббота была очень важным днем: в этот день проводились еженедельные собрания школьного самоуправления - общешкольные собрания. Затем танцы, а зимой - театральные представления. Иногда по субботам Нейлл рассказывал детям о своих воображаемых путешествиях по Африке, по дну океана или на небесных просторах выше туч.

Жизнь школы Саммерхилл, на первый взгляд, ничем особенным не отличалась от обычных школ Западной Европы в первой половине XX века. Разве только распо­ложение ее на лоне природы и наличие органов само­управления дают возможность предположить, что она принадлежала к так называемым "новым школам". Одна­ко если взглянуть на Саммерхилл с точки зрения ее кон­цепции и характера жизнедеятельности, можно увидеть, что это действительно была школа необычная. Александр Нейлл был принципиальным противником авторитарно­го воспитания, более того, он считал, что будущее чело­вечества в полной мере зависит от того, какие воспитате­ли придут к детям. Если это будут сторонники жесткой педагогики подавления, то человечество никогда не смо­жет освободиться от войн и преступлений. Ненависть всегда порождает ненависть. "Единственная дорога — это дорога любви".

Создавая Саммерхилл, Нейлл сознательно противо­поставил концепцию своей школы установке на режим, дисциплину и принуждение. Как отмечал Нейлл, при основании школы он преследовал одну единственную

43

цель — счастье ребенка, а основной путь видел в приспо­соблении школы к ребенку, а не ребенка к школе.

В основе концепции школы Саммерхилл лежало убеждение в том, что ребенок по своей природе добр и портят его только общество и воспитание. "Сорок лет практической работы не только не уменьшили эту веру, но даже укрепили ее", - писал Нейлл позднее. Признавая нереальность попыток глобального реформирования об­щества, Нейлл сознательно выбрал другой путь: органи­зацию закрытого детского учреждения, создающего усло­вия для свободного развития ребенка.