Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 46 из 68)

Погружение в имитированную среду

Утро День Вечер

XIX век

"Бал у Иогеля". Выступление самодеятельного фольклорного ансамбля

Салоны: литературный "Дуэт"; музы­кальный "Мечты и звуки"; художе­ственный "Палитра"

Вечерний бал. Спектакли: Чехов "Свадьба"; Скриб "Шарлатаны"; Островский "Бесприданница" (4-й акт). Цыган­ский хор учите­лей

Серебря­ный век

Спектакль: Метерлинк "Синяя птица"

Литературные. кабаре: "Бродячая собака", "Привал комедиантов", "Тамара и Де­мон". Фестиваль самодеятельных фильмов

Спектакль: Цветаева "Фортуна". Ве­черний бал. Ар­тистическое каба­ре "Летучая мышь"

XX век, 20-е годы

Спектакли: "Хармс, Чармс, Шардам" (по Хармсу); "Это было в Одессе" (по Бабелю), Представления по произведениям Багрицкого

Салон Мейер­хольда. Фильм учителей "Юркина кварти­ра". Спектакли: Маяковский "Клоп" (1-й акт); Булгаков "Мастер и Маргарита"

Кабаре "Кривой Джимми". Пред­ставление "Бал на Лысой горе". Вечерний бал. Спектакль: "Свадьба Бени Крика" (по Бабе­лю). Спектакль учителей: Гоцци "Принцесса Ту­рандот"

Подготовка к этим большим событиям в жизни шко­лы требует максимальной концентрации внимания и сил педагогов, учащихся, их родителей. Образуются времен­ные творческие коллективы, своеобразные оргкомитеты, или Советы дела. По-видимому, в силу того, что появле­ние таких коллективов обусловлено насущными потреб­ностями, а также тем, что они не искусственно, а, напро­тив, органично входят в жизнь школы, их деятельность чаще всего бывает весьма эффективной как в организа­ционном, так и в воспитательном плане.

Вообще в целом мы противники самого термина и существа понятия "организация". Нам думается, что в школе важнее другое - зараженность общим делом, одной идеей, которая с большим успехом объединит всех вокруг себя, ибо сама идея имеет характер саморегулирования, самоосуществления. Когда мы проводим свои праздники, то они, с одной стороны, сплачивают людей, а с другой -определяют место каждого в общем контексте работы.

Конечно нельзя сказать, что у нас вообще нет ника­кой организации, она есть, и ею превосходно занимается Лариса Давидовна Гуткина, а решением самых принци­пиальных вопросов - Совет гимназии. В нашем "управленческом ансамбле" директору отводится роль 218

"вдохновителя", который генерирует идеи и старается заразить ими окружающих. Сказанное позволяет утверж­дать, что мы никогда не ставим вопросы организации на первое место, никогда не выпячиваем роль администра­тора в управлении школой. Сама деятельность в каждой конкретной ситуации и каждый раз по-новому диктует позицию директора, его заместителя, педагогов и уча­щихся.

Вообще сейчас в гимназии работает много замеча­тельных педагогов, интеллигентных, много знающих и много умеющих. С ними интересно общаться, хотя у нас случаются споры и даже обиды, но мы умеем прощать и понимать друг друга. Так было не всегда, был период, когда приходилось специально подбирать учителей. До­статочно сказать, что в первый же год работы 12 человек покинули школу, из них только двое - по собственному желанию.

Как-то, выступая на семинаре в нашей школе, В.А. Караковский сказал: "Мы находимся в школе на юго-западе, где работает блаженный". Может быть, это и впрямь так, но думается, что в нашем деле необходимо быть блаженным. Пусть кто-то фанатик в одном, а кто-то в другом. А иначе тебе самому будет неинтересно рабо­тать, неинтересно будет и людям, с которыми ты работа­ешь, и - самое страшное - скучно станет детям. Убежден, дух любой школы определяется фанатизмом, беспредель­ной преданностью делу тех людей, которые в этой школе работают.

Дух нашей гимназии, систему сложившихся в ней взаимоотношений можно было бы определить словом "интеллигентный". Именно на этой основе строится и система общения с каждым учеником. На примере "новичков" легко проследить, как она реализуется. Пона­чалу, попадая в условия новой для себя школы, тем более довольно известной гимназии, они держатся скованно и неуверенно с педагогами и особенно с директором. Но чаще всего ситуация в корне меняется после проведения Дня гимназии. Ребята видят, как директор (немолодой и уважаемый человек) "лезет" на сцену и дурачится на виду у всех; они смеются над созданным им образом, а он сам становится им понятнее и ближе. (То же и в отношении 219

учителей.) Уже на следующий день у кабинета директора можно встретить подростка, который, здороваясь, скажет:

"Как вы здорово играли вчера. Мы и не думали, что вы все это умеете делать".

Так легко и безболезненно исчезает пресловутая ди­станция возраста и должности, остается нормальное че­ловеческое общение представителей разных поколений, каждое из которых способно духовно обогатить другое. Еще проще устанавливаются отношения между ребятами разного возраста. Ведь в процессе совместной театраль­ной постановки, то есть в процессе подготовки общего дела, место каждого определяется не стажем школьной жизни и прожитыми годами, а способностями, энтузиаз­мом, творческим горением. Вообще в совместной игре взрослых и детей раскрываются новые, подчас неожидан­ные грани ума, души, характера, растут взаимный инте­рес и симпатия, а это, в свою очередь, порождает доброе отношение к своей гимназии педагогов, учащихся, их родителей.

Было бы ошибкой утверждать, что сложившаяся ат­мосфера терпимости и интеллигентности, атмосфера творчества облагородила каждого нашего выпускника:

окружающая среда, конечно, оказывает свое влияние. И все же среда не мешает нам осуществлять задуманное, она проходит как бы "по касательной" по отношению ко всей деятельности школы в целом. Большинство наших ребят отличают большая внутренняя культура, благород­ство, способность и готовность к "самостроительству". Многие из них поступают в вузы, становятся учеными, исследователями и, что самое главное, остаются порядоч­ными людьми.

Практическая реализация идей, лежащих в основе воспитательной системы нашей гимназии, требует нема­лых финансовых затрат (ткань для костюмов, декорации, фотографии и т.п.), и это, как ни парадоксально, стано­вится главной, трудно преодолимой нашей помехой.

Если охарактеризовать всю воспитательную систему в целом, то она сегодня находится в стадии совершенство­вания, причем главным образом за счет пополнения и обновления различных ее элементов, привлечения к ор­ганизации основных дел творчески мыслящих педагогов. 220

Перспективы развития воспитательной системы ле­жат в усилении ее интеграции с дидактической системой за счет взаимообогащения и взаимодополнения. Сред­ством саморазвития системы является театрализованная игра, которая всегда нова и потому всегда интересна всем ее участникам.

Расскажем о том, как проходил праздник отечествен­ной культуры - "День серебряного века". Лейтмотивом праздника стало его восприятие в качестве эпохи "русского культурного Ренессанса" (Н. Бердяев). По за­мыслу, празднику должна была предшествовать большая экспозиция на тему "Твой серебряный век", как бы вво­дящая всех участников в соответствующую атмосферу. Она открылась за месяц до начала и занимала весь вести­бюль школы. Праздник начался спектаклем по пьесе Метерлинка "Синяя птица", роли в котором исполняли де­сятиклассники, а зрителями были ребята из четвертых-седьмых классов.

Но мы не только сыграли "Синюю птицу". Нам хоте­лось и в зрительном зале создать атмосферу тех лет. Вот почему все были в костюмах того времени, и каждый как бы "вошел" в образ человека, той эпохи. Мы попытались воссоздать литературно-артистические кабаре как одну из важных составляющих культуры на рубеже веков. Вспом­нив о существовании знаменитого кабаре "Бродячая со­бака", открытого в Петербурге в 1913 году, где поэты чи­тали свои стихи, где бывали Гумилев, Ахматова, Ман­дельштам, мы решили, что и наши юные поэты должны представить свои первые литературные опыты в подоб­ном кабаре.

Как известно, "Бродячая собака" была закрыта в 1916 году, но дух ее как бы переместился в новое, от­крывшееся в том же году, литературное кабаре "Привал комедиантов". Мы стремились, насколько возможно, приблизить наш "Привал комедиантов" к его реальному прототипу. Там были гости, артисты, официанты, веду­щие, лекторы и даже "подсадные утки". Посетители мог­ли посмотреть несколько коротких пьес, состязание по­этов с последующим диспутом, понаблюдать за выбором короля поэтов, послушать шуточную "лекцию, полезную

221

для пищеварения", а в перерывав еще и провести дегус­тацию разнообразных блюд русской национальной кухни.

Было открыто также кафе "Тамара и Демон": читали свои стихи известные поэты, пели романсы, разыгрывали фанты.

Ближе к вечеру в актовом зале начался показ спек­таклей школьных театральных коллективов из репертуара русских театров конца прошлого - начала нынешнего века. Мы сумели тогда поставить пьесу М. Цветаевой "Фортуна" и две чеховские пьесы - "Предложение" и "Свадьба".

В 20 часов праздник как бы разделился на два пото­ка: вечерний костюмированный бал с нестареющим валь­сом и бессмертным танго и синематограф. В память о замечательных создателях российского кино - Мозжухи­не, Вере Холодной — мы решили снять свой учительский фильм "Любовь и слезы" с леденящим душу сюжетом, со своим Мозжухиным и своей Верой Холодной. И уже в самом конце вечера, в 22 часа, открылось артистическое кабаре "Летучая мышь".