Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 23 из 68)

лы это чувство не встречается... Но эти ученики старшего класса... почувствовали с большой тревогой, что отноше­ния изменились, что между ними нет уже прежней горя­чей привязанности".

Штейнер согласился на встречу, в ходе которой вы­яснилось: повзрослевшие ребята мучались оттого, что не могли по-прежнему любить своих педагогов. Они стали иными и ждали иного к себе отношения. Этот случай послужил поводом серьезного обсуждения на совещании преподавателей. В результате ученый пришел к некото­рым выводам и убедил в их правильности своих коллег. Он доказал, что учитель Вальдорфской школы должен тренировать в себе "внутреннюю чуткость", способность быстро реагировать на все изменения в поведении и на­строении воспитанников. "Учителя должны быть готовы­ми ко всему, свободными от всякой предвзятости... В этом и заключается подлинный секрет нашей педагоги­ки", - неустанно подчеркивал он.

Вообще с самых первых шагов в Штутгарте Штейнер рассматривал школу как сложный живой организм, со­стоящий из не менее сложных элементов - учителей, учащихся и их родителей. На наш взгляд, блестящее от­крытие ученого, во многом предопределившее после­дующие достижения, заключалось в том, что он адапти­ровал учебную программу прежде всего к индивидуаль­ным особенностям учителей (!), а затем уже и учащихся школы.

"В действительности каждый из учителей нашей школы - это личность, и мы приняли его с теми ка­чествами, которыми он обладает. И, приступая к делу, надо было прежде всего тщательно ознакомиться с этими личными качествами, распознать, кто больше подходит для преподавания в младших классах, а кому лучше по­ручить старшие. Понимать индивидуальность учителей -это то же самое, что в организме найти место для носа, уха и т.д. Дело не в том, чтобы устанавливать теории и правила: мы должны исходить из реальности, какова она есть. Если бы можно было отливать учителей по предска­занным формам, тогда можно было бы и предписывать им программы. Но это невозможно! Итак, первый шаг реализации школы - образование коллегии преподавате-107

лей. И надо очень близко ее узнать, потому что это и есть духовная основа организации. Поэтому первое, что я должен был сделать, поскольку я являюсь духовным ру­ководителем Школы, - как можно ближе и лучше узнать каждого из членов этой коллегии".

Именно коллегия преподавателей стала центром, а лучше сказать, сердцем созданного в Штутгарте организ­ма. Традиционными стали и регулярно проводимые об­щие педагогические совещания, в ходе которых каждый учитель делился своим "опытом любви к каждому ребен­ку". Речь шла, конечно, не об эмоциональной любви к детям, а скорее о любви автора, художника, творца к своему произведению. Такая любовь предполагала уважи­тельное и внимательное отношение как к достоинствам, так и к недостаткам детей. Особенно много внимания уделялось трудным случаям, "ибо нет лучшей помощи в воспитании нормальных детей, чем наблюдение за деть­ми с отклонениями". Совещания коллегии преподавате­лей принципиально отличались от привычных для нас педсоветов прежде всего в силу добровольности их посе­щения и выступления. Но не стоит думать, что жизнь Вальдорфской школы напоминала всеобщую вольницу, ибо требования, которые Штейнер предъявлял к педаго­гам, были очень высоки. Учитель, по его мнению, "должен почувствовать природу ребенка", обладать чув­ством юмора и избегать "скверных настроений - угрюмос­ти". "Очень важно, чтобы общение между учителем и учеником постоянно протекало в атмосфере искусства. Тогда учитель в нужный момент интуитивно, почти ин­стинктивно, найдет, что сделать...". "Отношения учителя и ученика - это радостная дружба, полная фантазии и юмора".

Как и многие другие гуманисты XX века, Штейнер категорически возражал против искусственной, на его взгляд, градации: дети - взрослые. Он считал, что такого деления просто не существует, а "есть деление знаний:

то, что нужно ребенку и что нужно взрослому. Каким образом в течение жизни человек совершает переход от первых ко вторым - вот о чем надо больше всего думать педагогу". В этой связи понятно, какое большое значение

108

он придавал обучению, хотя и не уставал повторять, что по сравнению с воспитанием роль обучения вторична,. что оно всегда "должно служить целям воспитания. Об­учение есть прежде всего средство воспитания (выделено нами. - Т.Ц.)".

Столь большое внимание к деятельности педагогов и адаптация к их индивидуальным особенностям, конечно, не исключали, а, напротив, предполагали адаптацию к индивидуальным различиям детей. Это было особенно сложно на этапе становления школы, ибо там собрались учащиеся разного возраста, подготовки, социальной при­надлежности. Надо отдать должное Штейнеру: он сумел трезво оценить контингент школьников и не стремился слепо и догматически внедрять свои педагогические идеалы. Много больше его занимала проблема соответ­ствия школьного воспитания той среде, в которой ребе­нок непосредственно рос и формировался. "Если вы захо­тите воспитать ребенка в строгом соответствии с вашим личным идеалом, - говорил Штейнер, - вы, может быть, сделаете из него образцового индивидуума. Но вы ри­скуете, что он не найдет своего места в жизни и будет чувствовать себя пловцом в открытом море... Так перед нами встала чрезвычайно трудная задача: мы хотим, с одной стороны, осуществлять наши педагогические идеа­лы, а с другой стороны, сохранить тесную связь с жизнью такой, какова она есть".

И, наконец, о результатах. В этой первой Валь­дорфской школе, в наибольшей степени находившейся под влиянием личности своего создателя, Штейнеру уда­лось многое, но прежде всего удалось сформировать под­линных педагогов. По оценке официальной инспекции вюртембергского школьного ведомства, проводившейся осенью 1925 года, учительский коллектив отличался "высочайшим духовным и моральным уровнем", что "придает школе своеобразие и поднимает ее на большую высоту". Одновременно Штейнер сумел подчинить реше­нию воспитательных задач практически все, что происхо­дило в стенах школы, сумел так организовать ее жизне­деятельность, что любая деталь школьной практики слу­жила совершенствованию человеческой природы. И, мо­жет быть, что самое главное, Штейнеру удалось 109

"практически реализовать идеал человечества в челове­ческом существе... Вот что составляет атмосферу Вальдорфской школы, вот что делает таким живым препода­вание ее учителей".

"СПРАВЕДЛИВОЕ СООБЩЕСТВО" Л.КОЛЬБЕРГА

Речь пойдет об интересном проекте создания "справедливых сообществ" - небольших (часто до 100 человек) объединений педагогов и уча­щихся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" - это воспитательная система, где свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудни­чества", где учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осу­ществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справед­ливости и заботы друг о друге.

Идея и алгоритм создания "справедливых сооб­ществ", а также первая их практическая реализация при­надлежат американскому психологу и педагогу Лоуренсу Кольбергу. Именно благодаря ему эти идеи нашли отра­жение в практике американских школ и университетов, а также разного рода исправительных учреждений. Пона­чалу "чистый" психолог, ученый в 70-е годы занялся практической работой по формированию чувства спра­ведливости у детей, то есть, по Кольбергу, формировани­ем их нравственности в целом, и натолкнулся на вопро­сы, которые традиционно волнуют педагогов: как обучать нравственным ценностям, можно ли передавать детям собственные моральные ценности или учитель должен сохранять "ценностный нейтралитет".

Поскольку для Кольберга основной моральной цен­ностью была справедливость, то, естественно, он задался главным для него вопросом: как и что нужно сделать, чтобы чувство справедливости вошло в кровь и плоть

110

каждого ребенка. Ответы он искал и в литературе и в жизни.

Изучение опыта школы Саммерхилл Александра Нейлла, деятельности израильских кибуцев, анализ взглядов философов и педагогов прошлого - Платона, И. Канта, Дж. Дьюи - привели Кольберга к выводу о не­обходимости организации всей школьной жизни, на основе принципов демократии и справедливости. А по­тому уже первые созданные им "справедливые сообщест­ва" были нацелены на улучшение морального климата школы, для чего вводился ряд демократических проце­дур, прежде всего равное участие администрации, учите­лей и учащихся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания и т.п. Общие собрания становились неотъемлемой частью жизни шко­лы, возникали собственные традиции и ритуалы. Прила­галось много усилий для превращения школы из учебно­го учреждения в учебно-воспитательное, где не только приятно учиться, но еще и радостно проводить свободное время. Л.Кольберг призывал воспитателей к полной ре­конструкции всего педагогического процесса с целью достижения в нем социальной справедливости. "Справедливое сообщество" позволяет, по мнению Коль­берга и его последователей, сбалансировать справедли­вость и коллективность, обеспечить эффективное разви­тие каждого ученика, не нарушая целостности школьного сообщества. В идеале "справедливое сообщество" дает возможность и учителям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, трансформировать узкоэгоисти­ческие интересы в правила и нормы группового поведе­ния. Но важно не переступить черту, за которой находит­ся индоктринация, то есть прямое давление учителя на ценностные установки учащихся.