Смекни!
smekni.com

§ Некоторые вопросы теории и терминологии (стр. 42 из 66)

Жрец, вполне удовлетворенный произнесенной женщиной речью, сказал, что она произнесла все, что требовалось, что больше ей говорить ничего и не надо. Женщина выпила свой стакан и отведала по кусочку пирога, печени и сердца жертвенного бычка. После этого Лёсик попросил Зину Боджгуа принять в подарок отрез материи. Жрец сказал женщине, что она не должна отказываться от подарка и принять его в знак того, что она “с открытой душой относится” к Лёсику Апба и всему его роду. Тем не менее, женщина отказалась принять подарок тут же и из рук Лёсика. Однако это не означало отказа: она попросила, чтобы отрез положили на стол, откуда она заберет его уже после окончания общего застолья.

После этого жрец дал стакан с вином Лёсику Апба и тот начал говорить:

О Всевышний и Всемогущий,

ты все видишь.

Сегодня мы пришли по конкретному поводу.

Хотя эта история очень давняя,

нам пришлось прийти сегодня

и просить тебя.

Мы сами недавно узнали об этой истории,

ей более ста лет.

Раньше надо было это дело решить

и мы благодарны Зине Боджгуа за то,

что она согласилась помочь нам в этом деле

и прийти с нами сюда сегодня.

Я желаю ей благополучия,

чтобы она радовалась успехам своих детей,

чтобы мы общались между собой

только по хорошим делам.

Мы благодарны всем тем,

кто сочувственно отнесся к этому делу,

пришел и вместе с нами стоит здесь

и поддерживает нас.

Желаю всем присутствующим счастья и всего прекрасного,

чтобы они были защищены от несчастных случаев.

Еще раз благодарю Зину,

желаю ей благополучия и счастья.

Просим прощения у Заура за доставленное беспокойство.

Мы сегодня пришли сюда и

привезли все что было нужно,

все, что нам сказали привезти.

Безо всяких задних мыслей просим прощения,

дай Бог, чтобы нам это обернулось благополучием.

Спасибо Зауру за добрые слова, обращенные к Дыдрыпшу,

Спасибо всем, кто присутствует

и поднимает стаканы.

Закончив говорить, Лёсик Апба выпил свой стакан и отведал по кусочку печени, сердца и пирога. Затем жрец обратился ко всем пришедшим с Лёсиком членам фамилии Апба, которые вслед за главой своего рода произнесли положенные случаю слова, выпили вина и отведали по кусочку печени, сердца и пирога с большого подноса, которым обносила всех присутствующих одна из женщин фамилии Чичба.

Жрец обратился ко всем остальным участникам церемонии, попросил их подойти и “сказать добрые слова” по отношению к ее главным участникам. Несколько стариков громко произнесли свои тосты первыми, за ними то же, но гораздо короче и тише, сделали более молодые. После того, как каждый из присутствовавших мужчин произносил слова с добрыми пожеланиями фамилии Апба, Зине Боджгуа, жрецу святилища и всем присутствующим, он выпивал стакан вина и отведывал по кусочку пирога, печени и сердца жертвенного бычка. Затем жрец пригласил мужчин пройти к длинному общему столу, накрытому ритуальными блюдами: вареными кусками мяса жертвенного бычка и абыстой. Кроме этого на столе стояло множество графинов с “чистым” вином, в солонках лежала аджика и соль.

Обычно ритуальное застолье в подобных случаях проводится без женщин, для которых накрывается отдельный небольшой стол поближе к кухне. В данном случае, учитывая, что проклятие снимала женщина, ей был оказан большой почет. Зину Боджгуа, а также (как нам пояснил один из присутствовавших, “чтобы она не смущалась за мужским столом”) жену Лесика Апба, усадили рядом с жрецом - на самое почетное место во главе стола.

Застолье началось тостами жреца за Бога и апаимбара Дыдрыпша. Затем жрец передал бразды управления застольем одному из уважаемых стариков из числа своих соседей. Произнесенный тем третий тост был посвящен жрецу. После этого тамада разделил общий стол на части и назначил для каждой из них своего помощника, который должен был наблюдать за порядком и произносить необходимые случаю тосты.

Для составлявших “обслугу” церемонии молодых чичбовцев невдалеке от общего застолья был накрыл небольшой стол, за который вместе с ними были посажены и мальчики-подростки из их фамилии. В течение всего застолья “обслуга” внимательно наблюдала за его проведением и, по мере необходимости, подносила к столу новую пищу и вино.

К вечеру обильное застолье закончилось. К тому времени, как жрец прощался с последними из гостей, “обслуга” уже провела уборку, женщины помыли использованную посуду, а плотная коричневая бумага, застилавшая столы[46], была сожжена. К вечеру мало что напоминало о проведенной днем церемонии, участок жреца был, как обычно, аккуратен и чист.

Моление о прощении за нарушение принесенной в святилище клятвы

Данная церемония описывается на примере моления фамилии Ампар, которое состоялось в воскресенье 23 августа 1998 г. Инициатором проведения данного моления был Шлатр Ампар, занимавший видные хозяйственные и партийные посты в руководстве автономной республики в советский период. После того, как жрец представил нас и мы получили от старейшин ампаровцев разрешение на проведение съемок, Шлатр Ампар подробно рассказал о тех обстоятельствах, которые убедили его в необходимости проведения данного моления.

По словам этого крепкого коренастого старика, некоторое время назад его стали преследовать кошмарные сны, в которых его дом “провали-вался сквозь землю”, что предвещало всяческие беды для всей семьи. Позднее фамилию действительно стали преследовать несчастья и несколько ампаровцев трагически погибли. Стремясь преодолеть злой рок, по совету гадалки Шлатр Ампар принес жертву в святилище Лдзаа. Позднее, по совету жреца этого святилища Ф. Гочуа, еще одно жертвоприношение было совершено Шлатром в своем доме.

Однако и после совершенных жертвоприношений стариков фамилии не покидало беспокойство и они решили провести еще одно моление - на этот раз в святилище Дыдрыпш. Накануне моления подорвался на мине еще один из ампаровцев. По словам Шлатра, он долго убеждал погибшего отложить намеченную поездку в Гальский район и отправиться туда уже после проведения моления. Тот не послушал старика, поехал в назначенную ему смену и своей трагической гибелью еще раз убедил его в необходимости совершить очистительное моление в святилище Дыдрыпш. Старейшины фамилии решили, что ампаровцы должны отмолить нарушение данной их предками в 1931 г. в святилище Дыдрыпш клятвы о том, что ни один из членов фамилии никогда не вступит в колхозы.

Фамилия Ампар весьма многочисленна и хорошо известна в Абхазии. К назначенному времени на церемонию приехало несколько десятков празднично одетых ампаровцев, многие привезли с собой маленьких детей. Моление проходило на участке жреца Заура Чичба - в его левом, наиболее близком к горе Дыдрыпш углу, где ныне проводится большинство подобных церемоний.

Жрец попросил ампаровцев встать у него за спиной, а остальных отойти немного в сторонку. К нему подвели жертвенного бычка и сняли веревку с его шеи. Один из стариков-чичбовцев успокаивающе похлопывал бычка по бокам и придерживал его таким образом, чтобы он стоял мордой по направлению к горе. Жрец, также придерживавший животное за рога, встал лицом к горе и начал говорить:

Великий Бог, благослови нас.

Не оставь нас без своего внимания,

держи нас постоянно в поле своего зрения.

Ты всемогущий, ты соединяешь небо и землю.

По твоему желанию у тебя есть апаимбары,

для нас они также являются богами.

Сегодня к тебе пришли ампаровцы,

и маленькие, и большие - все кто смог прийти.

Кто-то не смог здесь присутствовать сегодня.

Прошу, чтобы все сказанное и сделанное мною сегодня

обратилось и на тех, кого тут сегодня нет.

Те, кто сегодня присутствует здесь,

пришли со всем, что необходимо:

с жертвенным бычком, хлебом и солью.

Они ничего не упустили и ничего не пожалели.

Они пришли по такому делу.

В то время, когда создавались колхозы,

кто-то поклялся, что не вступит в колхоз.

Кто-то сказал другое.

Потом в колхоз пришлось вступать,

а сегодня уже нет и самих колхозов.

Все происходит благодаря тебе:

и то что были созданы колхозы,

и то, что сегодня их нет.

В свое время ампаровцы,

как и многие другие фамилии,

поднялись к тебе и дали клятву в том,

что никто из их рода не вступит в колхоз.

Пришедшие поклялись и за себя, и за тех,

кто не пришел с ними из боязни,

что в колхозы все таки придется вступать.

Просим тебя, чтобы после этого жертвоприношения

ампаровцы вернулись домой и могли сказать:

“у нас все получилось, все те клятвы и проклятия,

которые были произнесены в прошлом, сняты,

они нам больше не мешают,

у нас все идет благополучно,

наши дети растут и развиваются”.

Сегодня кто-то из них, как и тогда,

не смог приехать.

Если кто-то из них болен -

пусть поправится после этого жертвоприношения.

Пусть у них будет такое хорошее настроение,

чтобы они могли сказать:

“если бы у нас были крылья -

мы могли бы взлететь”.

Сейчас я подробно не буду распространяться об их деле.

Единственно прошу тебя о том,

чтобы после жертвоприношения,

когда я буду с жертвенным сердцем и печенью просить тебя,

ты напомнил мне другие добрые слова,

которые я буду произносить в адрес всех тех,

кто здесь присутствует.

Чтобы все, что я скажу,

через тебя для них обернулось добром.

Сегодня мы все находимся в тяжелом положении.

Блокада закрыла границы слева и справа.

Дай Бог, чтобы после таких жертвоприношений