Смекни!
smekni.com

§ Некоторые вопросы теории и терминологии (стр. 43 из 66)

мы могли сказать, что у нас в стране все хорошо,

что мы окончательно освободились

и чувствуем себя спокойно и свободно,

чтобы большие народы могли

ставить нас в пример и говорили:

“мы тоже хотим жить

так же хорошо и благополучно,

как живут там, в Абхазии”.

Чтобы люди, живущие в Абхазии,

в будущем могли сказать:

“мы полноправные хозяева своей страны,

мы ни от кого не зависим

и ничего никому не должны”.

Все собравшиеся внимательно слушали жреца и присоединялись к его просьбам словом “аминь”. Когда жрец закончил говорить, один из чичбовцев обвязал веревкой рога бычка и повел его к месту заклания. Люди отошли к дому жреца, мужчины-чичбовцы начали церемонию жертвоприношения. Один из чичбовцев перерезал бычку горло. Жрец, видя, что это было сделано не совсем правильно и животное продолжает биться и хрипеть, взял у него нож и сам завершил начатое. Мужчины-чичбовцы прижгли огнем кровоточащую рану и когда животное затихло, начали разделку туши.

После того, как были сварены жертвенное мясо и абыста, а женщины приготовили пирог с сыром, все возвратились к месту моления. Жрец, а за ним все присутствующие, ополоснули лицо и руки водой. Один из мужчин-чичбовцев наблюдал, чтобы свеча, которую держал жрец, постоянно горела и зажигал ее вновь, если она гасла от порывов ветра. Жрец, с горящей свечой в левой руке и ореховой рогатинкой с нанизанными на нее печенью и сердцем жертвенного животного в правой, начал основную молитву:

О Всевышний, благослови нас,

дай нам теплоту своей души.

У тебя есть помощники-друзья,

которые тоже управляют миром.

К одному из них обращается род ампаровцев.

Сегодня они пришли из-за того,

что в то время, когда создавались колхозы,

весь род ампаровцев пришел к тебе, Дыдрыпш,

с клятвой о том, что никто из рода ампаровцев не вступит в колхоз.

Когда ампаровцы поднимались к тебе, Дыдрыпш,

не все ампаровцы там присутствовали.

Одни не смогли, другие не захотели.

Однако те, кто поднялся, принесли клятву

и за тех, кто был там, и за тех , кого там не было,

в том, что в колхоз не вступит никто из рода ампаровцев.

Вскоре они поняли, что клятва ими нарушена.

Они хотели прийти к тебе

и попросить о снятии условий клятвы,

но не смогли этого сделать сразу,

дело тянулось до сегодняшнего дня.

Сегодня наступил тот день,

когда они пришли с просьбой о том,

чтобы ты снял с них эту клятву,

послал им здоровье и благополучие.

Сегодня, как и в тот раз,

не все ампаровцы здесь присутствуют.

Кто-то болеет, кто-то работает,

кто-то учится, кто-то сидит в тюрьме.

Кто бы и где бы ни были те,

кто имеет отношение к роду ампаровцев - за всех прошу.

Обращаясь к тебе, буду просить за всех -

кто здесь и кого здесь нет.

Сегодня эти люди пришли сюда в сложное время.

Пролилась кровь, молодежь была вынуждена

встать на защиту родины и пролить свою кровь.

Дай Бог, чтобы это была последняя необходимость

защищать свой дом таким образом.

Большинство людей и представителей других народов

все таки желает добра и благополучия Абхазии,

желает, чтобы абхазы в Абхазии всегда были вместе.

Доброжелательных людей по отношению к Абхазии больше,

чем ее недоброжелателей.

Прошу для своей страны, для Абхазии,

спокойствия, мира и благополучия.

Сегодня в Абхазии тяжелое время,

у каждого человека сложная жизнь.

Просим тебя, чтобы у каждого из людей

жизнь стала более благополучной

и он почувствовал облегчение.

Чтобы с сегодняшнего дня каждый из присутствующих здесь,

и каждый из жителей Абхазии,

мог сказать, что жизнь пошла на поправку,

стала лучше, спокойнее и обеспеченнее.

Сегодня я еще и о другом хочу сказать.

Мне неудобно просить об этом

и я прошу прощения за такую просьбу.

Не всегда земля получает дождь, когда нужно,

и солнце, когда нужно.

Сейчас положение такое, что хочу попросить,

и еще раз прошу за это прощения,

чтобы ты посмотрел и на эту проблему.

Чтобы мы получали дождь, когда нужно,

и солнце, когда нужно,

чтобы земледельцы не страдали так,

как это происходит сегодня[47].

Сегодня просим чтобы

наши руководители долго правили страной,

а когда придет время и им надо будет уходить,

чтобы нашлась достойная им замена,

чтобы молодежь дружно встала, заменила их,

и жизнь продолжалась дальше.

Желаю благополучия всем здесь присутствующим -

большим и маленьким.

Чтобы когда бы вы ни обращались к Богу и апаимбару,

у вас всегда были добрые вести и добрые слова,

чтобы как можно меньше приходилось обращаться

по каким-то делам, подобным сегодняшнему.

Чтобы вы всегда обращались к Богу

с доброй душой и хорошими делами.

Все, что сегодня будет произнесено,

пусть пойдет во благо ампаровцам,

ибо именно они пришли к тебе сегодня

с жертвой и просьбой о помощи.

Я об этом молю и прошу тебя.

Я долго занимаюсь этим делом

и за это время было много случаев,

когда после таких жертвоприношений

и моего обращения к Богу,

люди приходили и благодарили за то,

что все получилось так, как надо.

Дай Бог, чтобы и после нашего жертвоприношения,

вы могли бы прийти ко мне и сказать:

“спасибо Заур, все произошло именно так, как ты сказал”.

Но нас тоже поймите правильно:

мы не профессора, мы лечим словом,

мы обращаемся к Богу, просим о помощи,

и он помогает нам всем, и вам в том числе.

В течение длинной речи собравшиеся поддерживали просьбы жреца словом “аминь” и вновь повторили его, когда он закончил говорить. Жрец прикрепил свечу к предназначенному для этого дереву и возвратился к столику, на котором лежали ритуальные пирог с сыром, печень и сердце. Один из мужчин-чичбовцев вырезал из центра пирога небольшой кусочек, отрезал по кусочку от печени и сердца жертвенного бычка. Жрец положил на кусок пирога отрезанные кусочки печени и сердца, посыпал их солью, окропил вином и сказал:

Пока этим Ачба-Чачба не накормлю досыта,

чтобы на вашу голову не пришло

никакого дурного пота и болезней,

чтобы у вас все было хорошо.

Обрати на нас свой взор

и дай нам теплоту своей души.

Все сказанные слова я произнес от души,

пусть они будут вам во благо.

Дополнительно посвящаю вам те слова,

которые я здесь не произнес,

но которые имеют отношение к такому обряду.

Пусть после этого у вас

все получится и все будет хорошо.

Спрятав предназначенные Ачба и Чачба кусочки в листве ближайшего дерева, жрец обратился к ампаровцам и предложил им подойти, поднять стаканы с вином, произнести “подобающие тосты и добрые слова” и отведать жертвенного мяса и хлеба. Старший из ампаровцев с многочисленными советскими орденами и медалями на груди, поблагодарил Всевышнего, жреца и всех пришедших за внимание к их роду. Он вновь повторил историю нарушения данной в святилище Дыдрыпш в 1931 г. клятвы, обратился к присутствующим с просьбой поднять стаканы, поддержать просьбу ампаровцев снять с них наказание и последними словами выразил надежду, что “все то, что вы отведаете, пойдет нам во благо и на пользу”.

Примерно о том же говорили все остальные ампаровцы, каждый из которых выпивал свой стакан вина и отведывал по кусочку пирога, печени и сердца. После них представители других фамилий также подняли по стакану вина, пожелали ампаровцам благополучия, исполнения их обращенной к высшим силам просьбы и съели по кусочку пирога, печени и сердца. После этого началось общее застолье.

Ежегодное моление жреческой фамилии Чичба

Такое моление может проводиться на территории святилища Дыдрыпш или, как и большинство совершаемых ныне молений, на участке жреца. Однако учитывая, что в конце лета 1998 г. в семье Заура Чичба был траур (незадолго до церемонии умер один из его родственников), ее было решено проводить в доме прежнего жреца. Этот дом находится на соседнем с Зауром Чичба участке, в нем ныне живет вдова В. Чичба и один из его сыновей со своей семьей.

Рано утром воскресного дня 6 сентября 1998 г. чичбовцы принесли в жертву первого бычка. Его мясо (наряду с абыстой, сыром, вином и чачей) было использовано для предварительного застолья тех из чичбовцев, которые взяли на себя все хлопоты по проведению церемонии. Второго бычка, более крупного, чем первый, принесли в жертву позднее - ближе ко времени основного моления.

Несколько женщин стояли у распахнутых настежь ворот и встречали приезжавших на церемонию со всей Абхазии со своими детьми чичбовцев. Два длинных, отдельных для мужчин и женщин стола, были установлены под брезентовым навесом (накануне начали собираться тучи и, по объяснению жреца, из-за этого было решено не проводить церемонии в самом святилище). Отдельный, небольшой по размерам стол, предназначался для подростков.

На церемонию приехало около сотни людей. Столик с ритуальным угощением был установлен в центре двора. Когда все собрались, жрец, одетый в национальную одежду, снял с себя пояс и расстегнул воротник френча (возможно, это символизирует обезоруженность и максимальную открытость жреца перед Богом). Он попросил членов фамилии Чичба встать лицом к горе Дыдрыпш у себя за спиной, а их родственников - рядом с ними. Затем взял горящую свечу в левую руку и рогатинку с печенью и сердцем жертвенного бычка - в правую и, глядя на гору Дыдрыпш, произнес слова ежегодного моления фамилии Чичба: