Смекни!
smekni.com

§ Некоторые вопросы теории и терминологии (стр. 44 из 66)

Великий Бог (Анцэа Дудза),

обрати на нас свой взор и теплоту души своей.

Пусть нам помогают и все твои семь помощников-апаимбаров,

которых ты создал и которые почти такие же как ты.

Сегодня чичбовцы со своим жертвенным животным,

со своим хлебом-солью пришли в этот двор и хотят просить тебя.

Не потому, что они где-то согрешили, или прокляты,

или чувствуют на себе какую-то порчу,

а потому, что так ведется испокон веков.

Все наши отцы, деды и прадеды собирались вот так

и просили тебя о том, чтобы весь их род,

где бы они ни находились, старшие и младшие,

все те, кто имеет отношение к роду чичбовцев,

не были обделены твоим вниманием.

Нет уголка земли и такого овражка, куда ты не заглядываешь.

Ты все видишь и поэтому род Чичба просит тебя,

чтобы ты не пропустил никого,

и собрал всех чичбовцев под свой взор.

Мы просим, чтобы ты постоянно наблюдал

за всеми представителями Чичба.

Сегодня не все из них присутствуют здесь:

кто-то болен, кто-то учится,

кто-то по каким-то другим причинам.

Кто бы они ни были, и чем бы они ни занимались,

все те, кто имеет отношение к роду Чичба,

мы просим, чтобы ты не оставил нас без внимания,

постоянно заботился и оберегал нас.

Мы просим тебя об этом сегодня,

и в дальнейшем мы тоже будем просить,

чтобы ты не оставил нас без внимания.

Когда бы мы ни просили,

в какой бы обстановке это ни происходило,

мы всегда просим, чтобы ты относился к нам одинаково,

с добротой и пониманием,

чтобы ты оберегал нас во всем.

Также я прошу не оставлять без внимания всех гостей,

которые сегодня присутствуют здесь помимо чичбовцев,

кто бы они ни были,

и к какой бы национальности ни принадлежали,

всех, кто защищал Абхазию:

и тех, кто тут находится, и тех, кого тут нет.

Где бы все они ни были -

пусть у них все будет благополучно.

Распространи на них свою доброту

и возьми под свою защиту.

Царство небесное тем,

кто отдал жизнь за свободу Абхазии,

пусть душа их увидит, что они это сделали не зря.

Правительство чтобы долго руководило,

и чтобы кроме них не было правителей в Абхазии.

Много других добрых слов еще долго можно говорить.

Все, что я сказал, и не сказал - Бог знает.

Пусть все это идет во благо всем,

кто присутствует здесь сегодня.

Пусть все, кто после меня подойдет,

будь то чичбовцы, гости, зятья,

поднимет тост и скажет добрые слова,

пусть каждый из них почувствует,

что все свершилось, как они сказали,

чтобы они это увидели в ближайшее время.

После этих слов жрец положил рогатинку на столик, пошел по направлению к горе Дыдрыпш и прикрепил горящую свечу к проволочной ограде участка (ни одного дерева поблизости не было). Затем он вырезал из центра пирога с сыром кусочек, положил на него по кусочку сердца и печени жертвенного бычка, посыпал их солью и произнес:

Вот это Ачба-Чачба пока я не раздам,

и не накормлю их всех,

пусть на вашу голову

не падет проклятие и порча,

пусть у вас все будет благополучно.

После этих слов жрец полил кусочки вином, отошел и прикрепил их к проволочной ограде, немного дальше, чем горящая свеча. Вернувшись к столу, он взял стакан с вином и вновь начал говорить:

Всевышний Бог, я вспомнил о том,

что я не сказал во время своего моления.

Если вдруг кто-то из тех,

кто должен был внести свою частичку

в приготовление всего этого жертвенного,

по состоянию своему не смог сегодня,

в этом году, внести свою лепту,

дай Бог, чтобы у него пошли дела в будущем году.

Чтобы в будущем году он это восполнил

и чтобы в будущем году он смог бы внести свою долю.

Несмотря на то, что сейчас он не внес свою долю,

пусть все добрые слова и благословения

распространятся и на таких, если они имеются.

Жрец выпил вино и попросил присутствующих подходить, отведать ритуального угощения и произнести подобающие случаю слова. Затем все были приглашены к столу, на котором, наряду с обычными ритуальными блюдами, были и разнообразные торты и выпечка, привезенные с собой приехавшими на церемонию женщинами.

По своей атмосфере, составу участников и блюдам ритуального застолья ежегодное моление жреческой фамилии Чичба весьма отличалась от других обращенных к Дыдрыпшу молений. Внешне оно походило на поселковое моление ацу-ныха: с тою лишь разницей, что в нем принимали участие только однофамильцы и их “зятья” (но не невестки: в нежелательности их присутствия на данной церемонии, скорее всего, проявляется влияние былого запрета женщинам на посещение традиционных молений). Тем не менее, по своему внутреннему содержанию это моление продолжает оставаться фамильным.

Снятие греха кровосмешения и ложной клятвы

Данная церемония состоялась в воскресный день 13 сентября 1998 г. События, за которыми последовало данное моление (грех кровосмешения и данная впоследствии ложная очистительная клятва в святилище) считаются в абхазском обществе особенно позорными и это наложило свой отпечаток на всю церемонию. К ее началу приехало лишь несколько мужчин, принадлежавших к многочисленной абхазской фамилии Г. (которая мною не будет указываться полностью по вполне очевидным причинам). Когда на обычное теперь место моления на участке Заура Чичба привели жертвенного бычка, все они встали за спиной жреца, который, с помощью одного из стариков-чичбовцев повернул животное мордой к горе Дыдрыпш и начал говорить:

О Всевышний, не оставляй нас без своего внимания.

Управляй нами на радость народу.

Ты, всесильный, соединяешь небо с землей.

У тебя семь помощников-друзей,

с помощью которых ты управляешь своими делами.

Вы делаете одно дело, все вы для нас боги.

Вы уже не раз показывали свое могущество.

Сегодня посетили тебя потомки Г.Ч.

все, кто пошел от этого человека здесь находятся.

Если кто-то из них не смог прийти и отсутствует,

то все равно в своих молитвах

мы просим и за них тоже.

Сегодня они пришли

со своим жертвенным животным, хлебом и солью,

ничего не пожалели и сделали все,

как полагается и как им сказали.

Они пришли просить по такому поводу.

Дочь и сын двух братьев совершили большой грех

и пришли некоторое время назад к тебе и дали клятву.

Но сегодня они снова пришли к тебе и просят прощения,

чтобы ты посмотрел на них и помог им.

Здесь очень много можно говорить и долго,

но я этого не буду делать.

Ты сам знаешь эту историю и все, что тут происходило

и по какому поводу они здесь находятся сегодня.

Прошу чтобы ты посмотрел и решил справедливо,

учитывая то, что люди раскаялись

и пришли к тебе вторично просить об этом.

Ты всемогущий и всесильный,

я уже несколько лет прихожу как жрец и молю тебя.

Было много случаев, когда я приходил к тебе и просил за людей.

После этого многие из них на себе это ощутили,

приходили и говорили: “все как ты сказал случилось” и благодарили.

Я прошу, чтобы и сегодняшняя моя просьба

была услышана и ты поступил так же, как и раньше.

Люди, которые сегодня пришли -

это уважаемые и хорошие люди.

Они хотят добра для себя и других людей.

Среди нас и другие люди,

которые хорошо относятся к Абхазии,

много гостей: уже прибывших и тех,

которые еще должны подойти.

Я прошу, чтобы ты свое благо распространил на них всех,

чтобы все, что я буду говорить по этому поводу, свершилось.

Пусть на вас всех распространится

доброта и теплота души Бога

и вы будете благословенны.

После этих слов чичбовцы повели бычка к месту заклания. Ко времени начала основной молитвы количество присутствовавших на церемонии членов отмаливающей грех фамилии, приехало несколько женщин с детьми. Однако их общее число так и не превысило двадцати: большинство приехать постыдилось. Когда все было готово к основной части моления, жрец, со свечой в левой руке и рогатинкой с жертвенными печенью и сердцем в правой, начал говорить:

Всевышний, не оставляй нас вне поля своего зрения.

Дай нам тепло души своей.

Обрати свой взор на радость всем нам.

Ты могучий, всесильный, объединяешь небо и землю.

По твоему желанию у тебя семь апаимбаров:

помощников-друзей, которые также помогают тебе.

Ты, Дыдрыпш, среди них, семи помощников-аных,

самый главный и руководишь ими всеми.

Вот сегодня к тебе пришли дети К.Г.

Эти люди сегодня посетили тебя

с хлебом, солью, жертвенным животным.

Они пришли по поводу того,

что в недавнем прошлом,

когда Володя Чичба был жрецом,

приходили к тебе Г.Ш. и Г.Ж.

Жора, царство ему небесное, покинул нас недавно.

Кроме него, умершего, все, кто к тебе тогда приходил, здесь.

Они приходили тогда из-за того,

что дети Г.Ш. и Г.Ж. - братьев, согрешили и пришли к тебе.

После этого между братьями

встала аныха - ложная клятва.

Но это родные и близкие люди,

которые должны общаться, поддерживать друг друга,

и не справедливо, что между ними встала аныха.

Поэтому мы тебя просим сегодня.

Здесь присутствует парень,

а девушка виновная в этом деле находится дома.

Все, кто тут присутствует, просят тебя:

если есть такая возможность -

сними с нас это проклятие,

чтобы мы в дальнейшем