Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 10 из 70)

Однако при всей абстрактности уставных положений, касающихся прав человека, нельзя не отметить важнейшую роль Устава в создании правовой базы для осуществления нормотворческой деятельности с точной фиксацией предмета регулирования: а) основные права человека, б) достоинство и ценность человеческой личности, в) борьба с дискриминацией (равенство прав мужчин и женщин, национальных меньшинств).

Итак, первым объектом нормотворческой деятельности ООН должны были стать основные права человека.

На 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека была принята абсолютным большинством голосов: из 56 государств, принимавших участие в голосовании, 48 проголосовали за, лишь 8 государств воздержались. Среди них: Белорусская ССР, Польша, Саудовская Аравия, СССР, Украинская ССР, Югославия и Южно-Африканский Союз.

Единодушная позиция социалистических государств при голосовании объяснялась тем, что не нашли поддержки их предложения по включению в текст Декларации права наций на самоопределение, защиты национальных меньшинств и запрещение фашистской идеологии.

В целом итоги голосования показали, что разработчикам Всеобщей декларации, несмотря на многообразие точек зрения, резкие идеологические противоречия, специфику культурных и религиозных систем, удалось сформулировать такой текст, который получил одобрение международного сообщества. Работа над Всеобщей декларацией была выдающимся образцом сотрудничества и согласования позиций по столь сложной проблеме, как права человека. Принципы и нормы Всеобщей декларации прав человека легли в основу современной системы прав человека, включающей сегодня более чем 1000 международно-правовых документов универсального и регионального значения. Вслед за Всеобщей декларацией основные права и свободы человека получили закрепление в Международном пакте о гражданских и политических правах, системе конвенционных документов ООН и ряде региональных документов о правах человека.

Права и свободы, известные юридической практике, многочисленны и разнородны. Не останавливаясь на научных дискуссиях относительно классификации прав и свобод человека, критериях подразделения их на поколения и виды, отметим, что в нашем исследовании мы касаемся лишь категории так называемых личных прав и свобод человека.

Вследствие того, что в современном Международном праве прав человека личные права и свободы человека составляют довольно обширный блок, в данном исследовании мы остановимся лишь на некоторых из них.

Сегодня, в Международном праве прав человека перечень прав и свобод человека, регламентирующих вопросы личной жизни, свободы и неприкосновенности личности относительно определён. Так, во Всеобщей декларации прав человека содержится перечень указанных прав и свобод: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст.3), запрещение рабства (ст.4), запрещение пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказаний (ст. 5), признание за каждым гражданином его правосубъектности (ст.6), право на судебную защиту от актов, нарушающих основные права (ст.7), право на защиту от произвольного ареста, задержания или изгнания (ст.9), право на независимый и беспристрастный суд (ст.10), презумпция невиновности и отсутствие обратной силы законов (с.11) [45].

В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966г. разграничиваются гражданские и политические права и свободы, в категорию гражданских прав включены: ст. 6 (право на жизнь), ст.7 (запрещение пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказаний), ст. 8 (запрещение рабства), ст.9 (право на свободу и личную неприкосновенность), ст.10 (право на гуманное обращение и уважение достоинства), ст.12 (право на свободу передвижения и выбор места жительства), ст.14 (презумпция невиновности), ст.16 (право на признание правосубъектности), ст.17 (право на защиту от произвольного или незаконного вмешательство в личную жизнь и семейную жизнь, произвольного или незаконного посягательства на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, незаконного посягательства на честь и репутацию), ст.18 (право на свободу мысли, совести и религии). [46]

Аналогично Пакту в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американской конвенции о правах человека 1969 г., Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г., право на признание правосубъектности, право на жизнь, запрещение пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказаний, право на свободу и личную неприкосновенность, право на гуманное обращение и уважение достоинства, свобода передвижения и выбор места жительства, презумпция невиновности, право на защиту от произвольного или незаконного вмешательство в личную жизнь и семейную жизнь, произвольного или незаконного посягательства на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, незаконного посягательства на честь и репутацию, свобода мысли, совести и религии и др. включены в категорию гражданских прав.

Включение личных прав и свобод в систему гражданских прав в указанных документах породило терминологическую путаницу.

В юридической литературе по правам человека при характеристике указанных прав и свобод используются термины: неотчуждаемые, индивидуальные, гражданские, личные права и свободы и др. [47]. Так в учебнике «Теория государства и права» под редакцией В.М.Корельского речь идёт о гражданских (личных) правах 1, аналогичной терминологией пользуются Г.Джонсон, М.А.Никифорова, Ф.Рудинский, в произведениях же Х.Б.Бабаева, Р.К.Каюмова, Е.И.Лукашевой, Г.П.Лупарева, А.А.Мишина, Х.Т.Адылкариева,

А.Х.Саидова, У.Таджиханова, и др. используется термин «личные права и свободы».

Для того чтобы внести ясность заметим, что термин “гражданские права”, применяясь в законодательстве, судебной практике и научной литературе, наполняется в каждом конкретном случае особым содержанием.

В частности, в Международном пакте о гражданских и политических правах речь идет о разновидности основных прав человека. В ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод речь идет о праве человека на законное судебное разбирательство при определении его гражданских прав и обязанностей. Судебная практика Европейского Суда в Страсбурге трактует понятие “гражданские права” очень широко, распространяя его на все вопросы частного права 2.

В конституционном праве многих зарубежных стран «человек» трактуется как воплощение естественных и неотчуждаемых физических и духовных ценностей. Он обладает ими с рождения, независимости от расовой, этнической и государственной принадлежности, времени место появления на свет, страны пребывания, социального приложения и других обстоятельств. С такой точки зрения человек предстаёт в качестве универсального первостепенно субъекта,

доктрина и практика.-М.,1991.-С.36; Рудинский Ф. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы. //Право и жизнь.-Москва,2000.-№31.-С.23-29; Теория государства и права/Под редакцией В.М.Корельского. –М.:ИНФРА М –НОРМА,1997. -С.250; Саидов А.Х. и др. Права человека. (учебник-хрестоматия).-Т.:УМЭД,2001.-С.74; У.Таджиханов, Х.Одилқориев, А.Саидов Ўзбекистон Республикаси Конституциявий ҳуқуқи (дарслик)-Т.:Шарқ,.2001.-Б.34. и др.

1

См.: Теория государства и права. /Под редакцией В.М.Корельского. –М.:ИНФРА М – НОРМА,1997. -С.251.

2

См.: Гомьен Д; Харрис Д; Зваак Л. Европейская конвенция оправах человека и Европейская хартия: право и практика. -М., 1998. -С. 290

тех конституционных прав свобод, которые закрепляют и выражают подобные ценности.

В законодательной практике зарубежных стран личные права и свободы именуют «гражданскими», «неотчуждаемыми», «индивидуальными» или «личными» подчеркивая тем самым их первостепенное значение в формировании правового статуса гражданина, достаточно независимого от государства.

Наличие в конституциях данного подхода свидетельствует о демократической и гуманистической направленности государства и его законодательства. Вместе с тем конституции редко упоминают о человеке как о субъекте конкретных прав и обязанностей. Обычно о нём говорится в принципиальном плане или при формулировании фундаментальных личных прав. «В Республике Болгария» - подчёркивается в пункте 2 статьи 4 болгарской Конституции 1991 г. «государство гарантирует жизнь достоинство и права личности и создаёт условия для свободного развития человека и гражданского общества» [48]. Чаще для обозначения субъекта прав человека законодатели используют формулы «каждый», «все», «все лица», «никто». Применяются ими и безличные выражения типа: «признается право», «гарантируется свобода», относящиеся к любому человеку. Так, Конституция Греции 1975 г. закрепляет: «Все лица, находящиеся на территории греческого государства, пользуются полной защитой своей жизни, чести и свободы, независимо от национальной, расовой и языковой принадлежности, религиозных или политических убеждений» (п.2 ст.5) [49]. Канадская Хартия прав и свобод 1982г. устанавливает: «Каждому принадлежат следующие основные свободы: а) свобода совести и исповедания религии; б) свобода мысли, убеждений, мнений и выражения,