Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 24 из 70)

Как известно, в обществе существует достаточно большое число различных социальных регуляторов, важнейшим из которых, несомненно, является право, но нельзя не учитывать и такие, как религия, этика, мораль и др. Для формирования объективного представления о рассматриваемой проблеме необходимо показать, как относится вышеназванные социальные регуляторы к праву на смерть в целом и к эвтаназии к частности.

Наиболее радикально вопрос об эвтаназии решает религия. Большинство мировых религий категорически запрещает осуществление человеком права на смерть. Самую активную борьбу за повсеместное запрещение эвтаназии ведёт Римская католическая Церковь. Декларация Конгрегации Вероучения 1980 г. заявляет: «Совершенно необходимо со всей решительностью признать, что ничто и никто не может разрешать убийство невинного человека, будь он эмбрионом или и плодом, или ребёнком, или взрослым, или пожилым, неизлечимо больным, или умирающим. Кроме того, никто не может требовать совершить такое убийство ни в отношении самого себя, ни в отношении коголибо другого, находящегося под его ответственности, не может также согласится на это не прямым, ни косвенном образом» [160].

Наиболее острые дискуссии, возникают по поводу эвтаназии в контексте морально-этических научны разработок. Вопрос представляется действительно неразрешимым, так как, с одной стороны, врач облегчает невыносимые муки больного, но какой ценой!? Он нарушает самое главное право своего пациента – право на жизнь. А с другой, –зачем нужна человеку жизнь, наполненная одними лишь страданиями?

Следует заметить, что в ряде государств мира эвтаназия получила законодательное закрепление. Первый в мире закон «О праве человека на смерть» был принят в Штате Калифорния (США 1977г.). Позже, в ряде Штатов Австралийского союза (Виктория в 1988г., Северная территория в 1997г.), Нидерландах в 2000г., Дании 2001г. были приняты законы, легализирующие эвтаназию. В мае 2002 г. в Великобритании был создан судебный прецедент (Дело миссис Б.) разрешивший эвтаназию.

Думается, что настало время и в отечественном законодательстве регламентировать вопрос об эвтаназии.

Защита права на жизнь тесно связана и с медицинскими аспектами данной проблемы. Вопросы эти практически не разработаны в доктрине международного права. Вместе с тем данные проблемы существуют и нуждаются в научном анализе.

Одной из них является защита права на жизнь при трансплантации органов и тканей человека.

К сожалению, в системе универсальных международно-правовых документов в сфере обеспечения и защиты, прав человека не выработаны стандарты в данной области. Лишь в ст.7 Международного пакта о гражданских и политических правах в общем, виде закреплено «…ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам» [161].

В отличие от универсальных, в региональных международно-правовых документах правовая регламентация трансплантации органов и тканей человека осуществляется специальными актами. В качестве примера можно привести Европейскую Конвенцию о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (Конвенция о правах человека и биомедицине) от 19 ноября 1996 г [162].

Конвенция (ст.2) прямо закрепляет приоритет прав человека: «Интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки» [163].

В соответствии со ст.19 Конвенции «Изъятие у живого донора органов и тканей для их трансплантации может производиться исключительно с целью лечения реципиента и при условии отсутствия пригодного органа или ткани, полученных от трупа, и невозможности проведения альтернативного лечения с сопоставимой эффективностью.

Должно быть получено явно выраженное и конкретное согласие, предусмотренное в статье 5. Такое согласие должно даваться либо в письменной форме, либо в соответствующей официальной инстанции». Более того, статья 21. Конвенции налагает запрет на извлечение финансовой выгоды в медицине: «Тело человека и его части не должны в качестве таковых являться источником получения финансовой выгоды».

Следует отметить, что в последние годы, отдельные аспекты проблемы трансплантации органов и тканей человека как непосредственно связанной с правом человека на жизнь исследовались юристами 1.

Анализ национального законодательства в данной сфере показывает, что в данной сфере правового регулирования существуют определённые пробелы. Мы согласны с мнением Урумбаевой Л.Н., предлагающей принять закон Республики Узбекистан «О трансплантации органов и тканей человека» 2. Нет сомнений, что разработка и принятие указанного закона восполнило бы пробел в правовом регулировании

Развитие медицинской науки в ХХ в. породило также много вопросов, связанных с медицинскими экспериментами и их соотношением с правом на жизнь. Этот вопрос тоже является неурегулированным, но во всех случаях вмешательства в сферу здоровья человека медицинскими работниками необходима правовая база, обеспечивающая гарантированную государством защиту права на жизнь и здоровье.

В 1947 г. в Нюрнберге были привлечены к ответственности 23 нацистских преступника, 20 из которых были врачами и имели степень доктора медицины. Они производили эксперименты, которые включали «взрывание» мозга в условиях высокого атмосферного разрежения, замораживание жертв до смерти в ледяной воде для наблюдения за реакцией, облучение мужских половых органов с помощью открытого рентгеновского аппарата большой мощности в целях стерилизации, заражение столбняком, палочками газовой гангрены и стафилококками для испытания новых препаратов и др. 3 Конечно, подобного рода «эксперименты» можно отнести к пыткам и жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство, а лиц, принимавших участие в таких

1

См.: Берик К.Б. Гражданско-правовые проблемы трансплантации органов и тканей человека.:Автореф.дис.канд.юрид.наук.-Алматы:КГЮИ,1999.-24с; Ниязова А.Н. Гражданскоправовое регулирование личных неимущественных отношений в Кыргызской Республике.: Автореф..дисс.канд.юрид.наук.-Алматы:КГЮИ,1999.-23с; Урумбаева Л.Н. Ответственность медицинских работников за преступления, совершаемые в сфере здравоохранения.: Автореф..дисс.канд.юрид.наук.-Т.:ТГЮИ,1999.-24с. и др.

2

См.: Урумбаева Л.Н. Ответственность медицинских работников за преступления, совершаемые в сфере здравоохранения.: Автореф… дисс.канд.юрид.наук.-Т.:ТГЮИ,1999.-

24с. 3

См.: Ардашева Н. Понятие эксперимента в медицине и защита прав человека // Государство и право.-Москва. 1995. -№ 12. -С. 104.

действиях, всегда следует рассматривать как уголовных преступников. Я. Драгонец и П. Холендер отмечают, что не допускаются опыты, если есть вероятность смертельного исхода при повреждении здоровья с необратимыми последствиями [164], т. е. любой медицинский эксперимент возможен только с согласия экспериментируемого, в целях сохранения жизни и улучшения состояния его здоровья. С этой целью в отечественном законодательстве необходимо определить такие понятия, как медицинский эксперимент, экспериментатор, испытание и испытуемый.

Не меньше споров и дискуссий среди специалистов вызывает проблема правовой регламентации клонирования. На современном этапе человеческого развития клонирование живых организмов из проблемы сугубо медицинской превратилась в проблему правовую. Информация о ходе исследований по клонированию живых организмов проводимых в ряде научных центров подтверждает, что клонирование человеческого организма стало потенциально возможным. Перед исследователями соответственно встал вопрос правовой регламентации права на жизнь в контексте последних достижений в сфере генетики и медицины.

В международно-правовых документах универсального характера, вопрос о клонировании человека стал предметом правового регулирования относительно недавно. (Так, под эгидой ЮНЕСКО 11 ноября 1997г. принята Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека).

В отличии от универсальных документов в сфере прав человека, правовая регламентация живых организмов и запрет на клонирование человека в частности, получил закрепление в отдельных региональных документах. Так Статья 1. Европейской Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (Конвенция о правах человека и биомедицине) от 19 ноября 1996 г., закрепляет, что: «Стороны настоящей Конвенцией защищают достоинство и индивидуальную целостность человека и гарантируют каждому без исключения соблюдение неприкосновенности личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины» [165]. Конвенцией закреплено, что: «Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека» (ст.13).