Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 52 из 70)

Отношения в сфере реализации права на свободу совести частично регламентированы и Уголовно-исполнительным кодексом. Данный кодекс, определяя права и обязанности осужденных закрепляет за ними право на свободу совести, в частности ст.12 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан, гарантирует свободу совести осужденных. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Для реализации данной свободы: «К лицам, отбывающим наказание в виде ареста или лишения свободы, по их просьбе приглашаются служители религиозных объединений, зарегистрированных в установленном порядке. Осужденным разрешается отправление религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературы».

«Приговоренным к исключительной мере наказания перед исполнением приговора предоставляется возможность отправлять необходимые в данном случае религиозные обряды с приглашением служителей культа». [311]

Подводя итог вышесказанному, отметим, что под Свободой совести понимается отношение человека к религии, проявляемое в формах исповедания какой-либо религии, вероучения, строгого соблюдения их ритуалов, почитания святых мест и др.; отнесение к религии или вероучению нейтрально, не исповедания никакой религии или вероучения; явного отрицания всякого существования бога, сверхъестественных сил и религии в целом.

Сегодня можно с уверенностью говорить об имплементации общепринятых стандартов права человека на свободу совести в Узбекистане. В то же время события последних лет показывают, что в данной сфере появляются всё новые тенденции, которые необходимо незамедлительно решать. В частности предлагается использовать опыт ряда государств по правовому ограничению деятельности нетрадиционных учений и культов, в частности предлагается ввести норму, в соответствии, с которой разрешать регистрацию религиозной организации нетрадиционной ориентации, после 15 летнего испытательного периода. Данная новелла позволит безболезненно и в рамках правового поля решить проблему незаконной миссионерской деятельности.

4.2. Международно-правовые стандарты защиты свободы мысли, слова и убеждений и их имплементация в национальное законодательство

Республики Узбекистан

Свобода мысли, слова и убеждений, то есть возможность публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их законными способами, является обязательным элементом режима демократии и необходимым условием обеспечения для индивидов и их объединений политического плюрализма и культурного многообразия.

В кибернетике давно открыт закон необходимого разнообразия: чем более сложным объектом надо управлять, тем более многовариантным должен быть управляющий механизм. Следовательно, подавляя естественную плюралистичность, он лишает общество способности к саморазвитию, а себя - к самовыживанию. Как отмечает американский политический деятель Джордж Кин, «Политическая система, ведомая инстинктом сохранения себя, а не отдельных политиков или кланов, должна давать обществу возможность свободно формировать, обсуждать и выбирать альтернативы поведения. В противном случае пределы выбора будущего сужаются до репродуцирования прошлого» [312].

Напротив, тоталитаризм логически противоречит свободе выбора и свободе печати как ее частному случаю, поскольку основан на дихотомии «свой - чужой» и не допускает существования никаких мнений, отклоняющихся от «генеральной линии». Идеолог французского Просвещения Вольтер писал:

«…нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свои мысли» [313].

Свобода мысли, слова и убеждений предполагает возможность каждого индивида мыслить, получать различную информацию, включающую мнение других лиц и распространять собственное мнение в любых допускаемых законом формах и пределах.

В то же время следует заметить, что и на национальном, и на международном уровне существуют различные подходы как к определению указанных свобод, так отнесению их к какой либо категории прав и свобод человека. Так в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека свобода мысли закреплена в качестве компонента свободы совести и религии: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков» [314].

В статье же 19 Всеобщей декларации, впервые в рамках универсального международно-правового документа закрепляется право человека на свободу убеждений: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [315].

В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст.19) указанное право конкретизируется: «Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или в прессе, а также посредством художественных форм выражения или иными способами по своему выбору» [316].

Свобода слова в указанных актах прямо не закреплена, хотя наличие последней и предполагается. Аналогичные подходы сформулированы в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. и Парижской Хартии для новой Европы.

Свобода мысли, слова и убеждений, трансформировавшаяся с развитием новых средств коммуникации в свободу средств массовой информации, получило закрепление и в целом ряде других международно-правовых документах. В качестве примера можно привести серию Деклараций о содействии развитию независимой и плюралистической прессы, принятых на региональных семинарах ЮНЕСКО в Виндхуке (Намибия, 1991 г.), Алма-Ате (Казахстан, 1992 г.), Сантьяго-де-Чили (1994 г.), Сане (Йемен, 1996 г.) и одобренных резолюцией 28 С/4.6 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО и др.

В связи с подписанием Узбекистаном Соглашения «О партнерстве и сотрудничестве учреждающее партнерство между республикой Узбекистан с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами- членами, с другой стороны» [317] (СПС) система защиты свободы слова, мысли и убеждений и средств массовой информации соответственно, становится актуальной и для нашей Республики. Непосредственно влияющими на содержание свободы массовой информации становятся нормы соответствующих общеевропейских актов и практика их применения. Прежде всего, это касается Европейской Конвенции о защите прав человека, статья 10 которой гласит:

«1. Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия» [318].

Следует отметить, что решения по спорам о применении этой нормы уже сложились в довольно обширную практику Европейской Комиссии и Европейского Суда по правам человека. В частности, Комиссия и Суд дали расширительное толкование понятия «выражение своего мнения», постановив что оно распространяется не только на информацию и идеи, которые воспринимаются государством благожелательно или с безразличием, но и на те, что шокируют или вызывают беспокойство со стороны властей или части населения. В то же время Комиссия сочла, что «выражения» коммерческого характера в СМИ (реклама), хотя и подпадают под действие статьи 10, но должны пользоваться меньшей защитой, чем собственно «политические» выступления [319].

Кроме того, существует целый ряд решений Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), касающихся конкретного воплощения свободы массовой информации. Прежде всего следует указать резолюцию 428 (1970), посвященную принятию декларации «О средствах массовой информации и правах человека» [320]. Здесь перечисляются принципы, которые следует соблюдать для того, чтобы СМИ могли выполнять свои функции в интересах общественности. Среди них:

а) свобода выражения мнений должна распространяться на СМИ;

б) свобода выражения мнений в СМИ должна включать свободу искать,

получать, передавать, публиковать и распространять информацию и идеи;

в) власти обязаны в разумных пределах предоставлять информацию по вопросам, представляющим интерес для общественности, а СМИ обязаны сообщать полную и исчерпывающую информацию о государственных делах;