Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 44 из 70)

С правовой точки зрения честь - это сопровождающееся положительной оценкой отражение качеств лица (физического или юридического) в общественном сознании. Однако тогда определение чести вступает в некоторое противоречие с ее пониманием в Гражданском кодексе как нематериального и неотчуждаемого права личности, если только не понимать это право как своего рода «презумпцию наличия чести» - допущение, что человек располагает честью, если он не допустил поступков или высказываний, несовместимых с его положительной оценкой в общественном мнении (общественном сознании). При защите чести и достоинства действует презумпция, согласно которой распространяемые порочащие сведения считаются не соответствующими действительности. Это означает, что доказывать правдивость таких сведений должен тот, кто их распространил.

Унижение чести предполагает, что истец ощущает изменение (или считает потенциально возможным изменение) общественного мнения о себе. Это сознательная дискредитация человека в общественном мнении. Наличие унижения и его степень, глубину оценивает в первую очередь сам потерпевший»: объективных, тем более операционных критериев для доказательства того, что «унижение чести» имело место, в законе и текстах права вообще нет.

Достоинство — внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Каждый человек осознает свое положение, которое он занимает в обществе. Осознанность человеком своего места в обществе и собственного значения во многом предопределяет его поступки и поведение в целом. Достоинство личности предопределяется и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе: образование и уровень знаний, общественное положение, степень соблюдения общепринятых правил поведения в обществе, мировоззрение и нравственные установки, культура и др. [286]

Достоинство понимается как абсолютная ценность любой личности, охраняемая государством. Иначе говоря, как бы общество ни оценивало данного человека и как бы сам он ни относился к себе, он уже как личность имеет ценность в глазах государства и общества. Однако в юридической литературе часто понимание достоинства как (положительной) самооценки личности. Тогда оказывается бессмысленной формулировка «унижение достоинства»: разве возможно унижать ценность личности в ее собственных глазах? При этом «честь» и «достоинство» разграничены нечетко. В Гражданском кодексе честь, как и достоинство, отнесена к нематериальным, по определению неотчуждаемым правам личности (благам). Но в юридической литературе она чаще всего понимается как положительная социальная оценка человека, как «сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании» (А. Эрделевский) [287].

По А. Анисимову, достоинство - это «самооценка личности, основанная на ее оценке обществом» [288]. Но сама общественная оценка человека не соотнесена с понятием достоинства. Достоинство есть ощущение человеком своей ценности как человека вообще, конкретной личности, профессионала и т.д. Отсюда понятия личного, профессионального, национального достоинства. Достоинство, как и честь, включается законодателем в число нематериальных прав личности.

Таким образом, понятие достоинства включает в себя сознание человеком своей абстрактной и конкретно-социальной ценности, а также ценности (значимости) социальных групп, в которые он входит [другой вопрос, на какой основе формируются эти группы: чаще всего они являются профессиональными, национальными или конфессиональными

(религиозными)]. Оно по определению может быть только со знаком «плюс» - есть ли у данного лица те или иные положительные качества и что по поводу этого лица считает общественное мнение, здесь несущественно.

Морально-этическая оценка собственных качеств, самооценка всегда индивидуальна. Она может совпадать или не совпадать с общественной оценкой личности. Вместе с тем, честь как общественный критерий личности и достоинство, как внутренний индивидуальный критерий, категории взаимосвязанные. Они позволяют персонифицировать личность и отражают определенные социальные связи между личностью и обществом. В силу этого честь и достоинство имеют большую общественную значимость и охраняются законом от нарушения [289].

Конституция Республики Узбекистан, охраняя честь и достоинство, гарантирует их защиту правовыми средствами отраслевого законодательства, и в первую очередь гражданским, административным и уголовным.

В соответствии со ст. 100 Гражданского кодекса Республики Узбекистан гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Исходя из этого, для удовлетворения требования гражданина о защите чести и достоинства необходимо установить наличие трех условий, предъявляемых к сведениям, которые должны быть: 1) порочащими; 2) ложными; 3) распространены.

Порочащими являются такие сведения, которые умаляют честь и достоинство гражданина в общественном мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения законов, общепринятых правил поведения в обществе и морали. Следовательно, к порочащим относятся не любые сведения о гражданине, а только те, которые содержат информацию о фактах, отрицательно оценивающихся с правовых либо моральных позиций. Для оценки содержания характера сведений как порочащих необходимо, чтобы заключенная в них информация характеризовала определенные факты либо конкретное поведение лица, либо иные обстоятельства его жизни. Следовательно, сведения следует оценивать как порочащие тогда, когда они конкретны, а не абстракты или содержат общие оценочные суждения. Распространяемая порочащая информация может затрагивать любую сферу жизнедеятельности гражданина.

Ложность распространенных сведений состоит в том, что они не соответствуют действительности, т.е. содержащаяся в них информация относится к обстоятельствам, которых не существовало вообще либо она отражает существовавшие обстоятельства необъективно. Достоверность или недостоверность сведений устанавливается при рассмотрении дела в суде, а обязанность доказать истинность сведений лежит на лице, которое их распространяло. Истец не обязан в суде доказывать недостоверность порочащих его сведений, а должен доказать факт их распространения.

Под распространением сведений следует понимать их сообщение третьему лицу или лицам либо неопределенному кругу лиц. Формы распространения сведений могут быть самыми различными (публикация в средствах массовой информации, выступление по телевидению или радио, устное выступление на собраниях, совещаниях, беседы или разговоры с сослуживцами, родственниками, соседями и т.п.). Юридически значимым является не форма распространения сведений, а сам его факт, который и является, наряду с другими, основанием для защиты чести и достоинства, и применения к распространившему соответствующих мер ответственности. Под распространение не подпадают случаи, когда сведения сообщаются самому лицу, ибо на общественное мнение и честь лица, на его репутацию это оказать воздействия не может.

Лицо, в отношении которого были распространены не соответствующие действительности, порочащие честь и достоинство сведения, приобретает право требовать по суду опровержения. Это соответственно возлагает обязанность на распространителя опровергнуть такие сведения, если он не докажет, что они соответствуют действительности.

Таким образом, в качестве субъектов отношений по защите чести и достоинства выступают две стороны: потерпевший — истец и причинитель — ответчик.

В качестве истца могут выступать не только лица, чью честь и достоинство опорочили, но и в соответствии с гражданским законодательством также и другие заинтересованные лица. Так, в ч. 2 ст. 100 Гражданского кодекса допускается по требованию заинтересованных лиц защита чести и достоинства гражданина, и после его смерти. В случаях, если нарушаются честь и достоинство малолетних или несовершеннолетних лиц за защитой в суд их интересов могут обращаться родители, выступая в одних случаях в качестве непосредственных истцов-потерпевших, а в других как законные представители лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

В качестве причинителей — ответчиков могут выступать как граждане, так и юридические лица. Ответчик — гражданин это лицо, непосредственно распространившее порочащие другое лицо сведения, не соответствующие действительности. Юридическое лицо, т.е. организация, которая имеет в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступает в качестве ответчика, когда в документах либо в печатной или иной продукции, исходящей от него содержатся сведения, порочащие честь и достоинство определенного гражданина.