Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 14 из 70)

Как отмечалось ранее, международно-правовые стандарты личных прав и свобод получили закрепление и в ряде региональных документов о правах человека. Систему региональных международно-правовых актов о правах человека мы предлагаем разделить на семь основных групп. Указанные группы на наш взгляд образуют документы, входящие в региональные системы защиты прав и свобод человека:

Европейская система актов (основу которой составляет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.);

Американская система актов (основу которой составляет Американская конвенция о правах человека от 22 ноября 1969 г.);

Африканская система актов (основу которой составляет Африканская

Хартия прав человека и народов от 26 июня 1981 г.);

Система актов регламентирующих права человека в исламском обществе

(основу которой составляет Всеобщая Исламская декларация прав человека от 19 сентября 1981 г.);

Азиатско-тихоокеанская система актов (основу которой составляет

Азиатско-тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов от 15 февраля 1988г.);

Система актов в рамках ОБСЕ (основу которой составляет Хельсинкский Заключительный акт от 1 августа 1975 г.)

Система актов СНГ (основу которой составляет Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995г.)

Региональные конвенции (здесь безусловное авторство принадлежит

Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.) пошли гораздо дальше, предусмотрев учреждение Суда по правам человека, имеющего право рассматривать жалобы государства на государство и индивидуальные жалобы относительно нарушений положений конвенции, причем решение суда является обязательным для государства [72].

Следует заметить, что, не смотря на то, что система региональных актов о права человека имеет общий объект правового регулирования – права человека. Вместе с тем каждый отдельно взятый региональный акт помимо основных, содержит специфические нормы и принципы. Наличие указанных норм и принципов обуславливается различными подходами к проблеме прав и свобод человека и личных прав и свобод в особенности. Не последнюю роль в формировании указанных актов оказали политико-правовые и религиозные учения.

В числе основных принципов обеспечивающих права и свободы человека в региональных документах о правах человека закреплены: приверженность идеям Всеобщей декларации прав человека, уважение прав человека, достоинства личности, равенства и не дискриминации. Так принципы Всеобщей декларации прав человека, уважения прав человека, достоинства личности закреплены в Преамбулах всех региональных документов. Принципы равенства и не дискриминации получили закрепление в текстах ряда региональных документов - ст.14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.1 Американской конвенции о правах человека, ст.20 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, ст. III Всеобщей Исламской декларации прав человека. К примеру, ст.14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Пользование правами и свободами, изложенными в настоящей Конвенции, обеспечивается без дискриминации по какому бы то ни было признаку, как то: в отношении пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства» [73].

Одно из основных личных прав – право на жизнь наиболее полно закреплено в Американской конвенции о правах человека 1969 г. Ч.2 ст.1


конвенции определяет: «Для целей настоящей Конвенции «лицо» означает «каждый человек» [74].

Ст. 4 конвенции закрепляет: «Каждый человек имеет право на уважение его жизни. Это право охраняется законом, в целом – с момента зачатия. Никто не может быть произвольно лишён жизни [75]».

Из истории принятия указанного документа известно, что значительное влияние на появление именно такой редакции статьи оказала Римская католическая церковь, считающая жизнь даром божьим. По мнению церкви, жизнь человека должна охраняться с момента зачатия.

Особенностью ст.4 конвенции является и то, что в отличие от аналогичных норм, содержащихся в других региональных документах, ограничивается сфера применения смертной казни как антипода права на жизнь. П. 4 ст.4 закрепляет: «Ни в коем случае не выносится смертный приговор за политические преступления или связанные с ними обычные преступления» [76]. Более того п.5 ст. 4 ограничивает применение смертной казни в отношении лиц, не достигших на момент совершения преступления 18 лет, лиц которым свыше 70 лет и беременных женщин.

Разработчики Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. при закреплении права на жизнь пошли по пути общей констатации «Право на жизнь охраняется законом». П.п. «а», «в» и «с» ч.2 ст.1 конкретизирует возможности ограничения права на жизнь: «для защиты любого лица от незаконного насилия, для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях, подавления в соответствии с законом бунта или мятежа».

Особенностью указанной конвенции является и то, что сегодня Конвенция дополнена 12 дополнительными протоколами, конкретизирующими отдельные нормы документа. Так Дополнительный протокол № 6 (ст.1) закрепил отказ Европейских государств от смертной казни как меры наказания – «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорён к смертной казни или казнён» [77].

В наиболее общей форме право на жизнь закреплено в ст.4 Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г. «Человеческая личность неприкосновенна. Каждый человек имеет право на уважение его жизни и личной неприкосновенности. Никто не может быть произвольно лишён этого права» [78]. Аналогичный путь избрали и разработчики Азиатско-тихоокеанской декларации человеческих прав индивидов и народов 1988г. Ст. 1 Декларации гласит: «Никто не должен посягать на этот высший дар. Все индивиды, народы и государства обязаны уважать право всех на жизнь, независимо от расы, религии, пола, национальности, уровня развития». 3

Особое место среди региональных документов содержащих нормы закрепляющих право на жизнь, занимает основанная на нормах мусульманского права Всеобщая Исламская декларация прав человека 1981 г. Ч.1 ст.I Декларации закрепляет: “Человеческая жизнь священна и неприкосновенна, и должны предприниматься все усилия для её защиты. В частности, никто не должен подвергаться ранению или предан смерти, кроме как властью Закона. После смерти, как и при жизни, неприкосновенным остаётся священный характер тела человека. Верующие должны следить за тем, чтобы с телом скончавшегося человека обходились с должной торжественностью” [79].

Во всех региональных документах о правах человека закреплёно право на свободу и личную неприкосновенность. Ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. наиболее полно регламентирует данное право: «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишён свободы иначе, как в случаях и в порядке, установленном законом…» [80], далее конкретизируются основания ареста, задержания, признания лица виновным, особенности задержания несовершеннолетних, права и обязанности арестованного и задержанного. Кроме этого п.5.данной статьи прямо закрепляет: «Каждый, кто был жертвой ареста или содержания под стражей, произведённых в нарушение положений данной статьи, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой» 2.

Более того, в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в ст.5) установлен перечень ограничений права на свободу и личную неприкосновенность, который включает в себя следующие случаи:

1) законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом;

2) законный арест или задержание лица за неподчинение законному постановлению суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом;

3) законный арест или задержание лица, произведенные в целях его передачи компетентному судебному органу по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что они необходимы для предотвращения совершения им правонарушения, или чтобы помещать ему скрыться, после его совершения;

4) задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи компетентному органу;

5) законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;


6) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче [81].

Наиболее подробно разработан в интересах борьбы с преступностью и безопасности государства перечень ограничений в отношении права на тайну корреспонденции.