Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 49 из 70)

Свобода совести выражает отношение человека к религии. Данное отношение может проявляться в нескольких вариациях исповедовать какуюлибо религию, вероучение строго соблюдать её ритуалы, требования почитать святые места и др.; относится к религии или вероучению нейтрально, по возможности придерживаться требований религии, соблюдать её основные ритуалы и обычаи; не исповедовать никакой религии или вероучения не обременяя себя соблюдением требований религий; явно отрицать всякое существование бога, сверхъестественных сил и религии в целом.

Помимо термина «свобода совести» довольно часто используется термин – «свобода религии или вероисповедания». Содержание данного термина следует по - видимому истолковывать как возможность исповедания любой религии, или не исповедовать никакой.

По мнению профессора А.Саидова «Вероисповедание имеет два основных значения: во-первых, означает принадлежность к какой-либо религии, религиозной конфессии и, во-вторых, понимается как религиозное вероучение, обрядность, определённую организацию». Таким образом, свободу вероисповедания можно понимать, с одной стороны, как свободу принадлежать к любой религии, конфессии, церкви, а с другой - конституционное обеспечение свободной деятельности всех религиозных объединений» [305].

Свобода совести – одно из основных личных свобод человека, включающая право индивидуального или коллективного с другими исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозная терпимость узбекского народа, равно как терпимость этническая, культурная - один из неиссякаемых источников духовного Возрождения. На протяжении тысячелетий Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самых разных религий, культур и укладов. Этническая терпимость и открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития. Свобода совести и вероисповедания, закрепленная в Конституции страны, не только развеяла нелепые слухи и страхи о возможности тотальной «исламизации» Узбекистана, но и способствовала возрождению и нормальному развитию других религиозных конфессий.

Процесс возрождения национальных традиций ислама, его культуры доказал правомерность отказа от любого «импорта» ислама извне, от политизации ислама и исламизации политики. Мусульманская культура Мовороуннахра вобрала в себя дух этнической терпимости и открытости.

Конец второго тысячелетия - стал периодом блестящих научных открытий, проникновения человека в тайны Вселенной, веком информатизации и потрясающих технических открытий и возможностей, стал как это ни странно временем религиозного ренессанса, возрождения, религиозных ценностей, временем свободного возврата к неторопливой, лишенной мирской суеты религиозной духовности.

Ислам, как одна из крупнейших мировых религий, не явился исключением в этой глобальной тенденции. Напротив, события, происшедшие в мусульманском мире, как например ситуация в Афганистане, Иране, Пакистане, Алжире, Тунисе и ряде других, дали возможность говорить о так называемом «исламском буме» в мировом сообществе.

Сам факт устойчивого, на протяжении четырех тысячелетий, существования национальных и мировых религий, в том числе наиболее молодой из них ислама, свидетельствует о том, что она имеет глубокие корни в человеческой природе и психологии, выполняет целый ряд присущих только ей функций.

Наиболее примечательным является то, что религия как форма общественного сознания, укрепляя веру людей, очищая и возвышая их, придавая им силы в преодолении жизненных испытаний, проблем утилитарного и бытового плана, способствует, а порой является единственной формой сохранения и передачи из поколения в поколение общечеловеческих и духовных ценностей.

Ещё с древнейших времён на территории современного Узбекистана не только тесно соседствовали различные цивилизации - арийская, мусульманская, христианская, иудейская, буддийская и более древние, но и дополняли, обогащали друг друга. Именно на этой земле зародилась «Авеста» – первая мировая религия и происходило глобальное взаимообогащение мировых культур на протяжении многих столетий.

Находясь на пересечении мировых торговых и транспортных коммуникаций Центральная Азия и территория современного Узбекистана исторически формировалась как ареал смешения различных культур и религий.

Поэтому не случайно в Узбекистане достаточно широко представлены различные религиозные направления и конфессии.

В настоящее время в Узбекистане функционирует шесть религиозных центров - Управление мусульман Узбекистана, Ташкентская и Среднеазиатская метрополия Русской Православной церкви (Московского Патриархата), Союз церквей евангельских христиан-баптистов Республики Узбекистан, Церковь (Центр) христиан полного Евангелия, Римско-католический приход под воззванием «Святейшего сердца Иисуса», Библейское общество Узбекистана.

Правовой статус, религиозных учреждений регулируется в соответствии с нормами и принципами международного права и национальным законодательством Республики. Между правительством и религиозными организациями установлены тесные связи. Примером таких связей может быть деятельность Управления мусульман Узбекистана. Правительством Республики было организовано возрождение самой священной книги мусульман - Корана Халифы Усмана Управлению мусульман Узбекистана. Впервые в истории Узбекской государственности Коран был переведен на узбекский язык. Духовное управление имеет ряд периодических изданий, среди которых можно особо выделить газету «Ислом нури», журнал «Мусульмане Узбекистана». Правительством республики финансируется реставрация и реконструкция мусульманских святынь региона. В Бухаре мечети Бахауддина Накшбанди и

Мир Араб, в Самарканде мечети имама ал-Бухорий, в Фергане - святыни алФергоний, в Термезе - имама ат - Термезий и ряда других.

С обретением независимости мусульмане Узбекистана получили реальную и легальную возможность совершить паломничество к мусульманским святыням в Мекке и Медине. Седьмой год порядка трех тысяч паломников совершают большой и малый Хадж (Умра). Государством в приоритетном порядке решаются организационные вопросы паломничества (конвертация валюты, обеспечение транспортом, различные социально-бытовые вопросы).

В целях реализации пункта h ст.6 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений Указом Президента первые дни религиозных праздников - Руза Хаит и Курбон Хаит объявлены выходными днями, соответствующие изменения внесены в Закон «О праздничных днях Республики Узбекистан» и Трудовой кодекс Республики Узбекистан.

На начало 2007г. в Министерстве юстиции Республики Узбекистан было зарегистрировано 2061 религиозная организация, из них 1875 мусульманских.

Одной из наиболее крупных религиозных конфессий Узбекистана является Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) – 33 религиозные организации. Образованная более чем 125 лет назад, сегодня православная церковь объединяет более тридцати религиозных объединения и Женский монастырь. В структуре Метрополии находится духовная семинария, в которой обучается более 20 служителей церкви. Православные отмечают все религиозные праздники, особенно празднуются «Пасха», «Рождество Христово», «Троица».

Православная Церковь имеет несколько печатных органов, среди которых наиболее массовой является газета «Слово жизни». В канун 125-летия образования Церкви были отреставрированы церковные здания в Ташкенте, Самарканде, Чирчике, было построено новое здание Епархиального Управления.

В Узбекистане функционирует более 60 Протестантских церквей.

Другой крупной христианской общиной Узбекистана является Союз церквей Евангельских христиан-баптистов Республики Узбекистан, которую составляют 24 религиозных организаций [306].

Баптисты, как и другие действующие на легальной основе конфессии имеют возможность отмечать религиозные праздники «Жатва», «День единения» и другие. Сегодня Союз Христиан-баптистов Средней Азии выделился из состава Московского Союза баптистов и функционирует самостоятельно.

Церковь христиан Полного Евангелия образуют 22 религиозные организации.

11 религиозных организаций входит в структуру вновь образованной Церкви христиан адвентистов седьмого дня.

Иудейские общины (синагоги) объединяют – 8; Римско-католическую церковь образуют –5; Ново апостольскую церковь – 4; Свидетелей Иеговы – 2; Армянскую апостольскую церковь – 1 религиозная организация.

В Республике зарегистрировано и несколько Новых религиозных движений - 7 религиозных организаций Общины веры Бахаи; 2 - религиозных организации Сознания Кришны; 1 – религиозная организация Голос Божий; 1 – религиозная организация Буддийский Храм.

С 2001г. по инициативе Национального центра Республики Узбекистан по правам человека и Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан проводятся круглые столы Межнациональный диалог и меконфессиональная толерантность. Особенностью указанных семинаров является то, что представители различных религиозных конфессий обсуждают вопросы терпимого сосуществования различных конфессий.

Необходимо отметить, что ещё до обретения Узбекистаном государственной независимости Верховным Советом Республики Узбекистан, а именно 14 июня 1991 года был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Указанный Закон был разработан и принят на основе и во исполнение аналогичного Закона бывшего Союза СС-Р. Несмотря на то, что принятие подобных законов явилось требованием времени, веяниями эпохи «перестройки» и демократизации проистекавшим в социально-политической жизни некогда мощной державы. И, несмотря на то, что принятие указанных Законов было ориентировано на реальную регламентацию отношений в сфере обеспечения свободы совести, религии и вероисповедания, содержавшихся в конституциях, законы не смогли кардинально изменить ситуацию. И всё же принятие законов создало плацдарм для последующей легальной регламентации отношений в сфере реализации личных прав граждан.