Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 39 из 70)

Что касается национального права, то право человека на справедливый суд закреплено на конституционном уровне (ст. 26, 106, ч.3. ст. 107 и ст.116 Конституции Республики Узбекистан), на уровне отраслевых кодексов

(Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный кодексы Республики Узбекистан) и уровне законов прямого действия (Новая редакция Закона Республики Узбекистан «О судах» 2000г.»).

В узбекском законодательстве право на справедливый суд и презумпцию невиновности сформулировано в ст. 26 Конституции Республики Узбекистан. Ч.1 ст.26 Конституции гласит: «Каждый обвиняемый в совершении

преступления считается невиновным, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путём гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты» [247]. Из содержания данной нормы вытекает, что любой человек в качестве субъекта правоотношений имеет право на справедливое судебное разбирательство, или если быть точнее право на правосудие.

Следует отметить, что интерпретация термина «правосудие» применяемого специалистами как аналог права человека на справедливое судебное разбирательство неоднозначна. Так в Энциклопедическом юридическом словаре правосудие трактуется как – «форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесённых к его компетенции дел – об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. Судом правосудие осуществляется в установленном законом порядке» [248].

Как считает казахстанская учёная Толеубекова Б.Х. «Правосудие – это деятельность судов, осуществляемая путём рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности и правопорядка» [249].

Возможно в рамках отдельно взятой отрасли права, использование указанных трактовок не вызывает сомнений. С точки зрения же общей теории прав человека, понятие правосудия несколько шире.

По нашему мнению, правосудие (справедливый суд) – это основанная на демократических принципах и процессуально регламентированная деятельность судов по объективному и всестороннему исследованию и разрешению уголовных, гражданских и др. дел, основным предназначением которой является достижение справедливости, законности и правопорядка.

Основными компонентами права на справедливый суд являются принципы: осуществления правосудия только судом, уважения чести и достоинства личности, независимости судебной власти, осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом, осуществление правосудия на основе состязательности сторон, открытость судебного процесса, свобода выбора языка судопроизводства, свобода обжалования процессуальных действий и решений

Принцип осуществления правосудия только судом ведёт своё начало от конституционного положения о разделении власти на три ветви, одной из которых является судебная власть. Назначением судебной власти является защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина [250]. Она осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.

Таким образом, назначением судебной власти является осуществление правосудия. Осуществление правосудия судом предполагает особое положение суда, который является единственным органом, выполняющим функцию правосудия. Никакой иной орган не наделен такой функцией, которая одновременно является формой материализации судебной власти.

Следует отметить, что в конституционной практике большинства демократических государств принцип судебной защиты прав и свобод человека и свобод сформулирован в качестве одного из основных принципов демократического государства. Конституции США, Германии, Франции, Италии, Испании, Греции и др. закрепляют право человека на справедливый

суд [251].

Думается, что настало время конституционного закрепления указанного права и в нашей стране, так как содержание нормы ст. 26 Конституции Республики Узбекистан, хотя и предполагает право на справедливый суд, но в качестве самостоятельного права его не выделяет. В этой связи, интересен опыт государств СНГ вышедших из одной правовой системы и находящихся в аналогичном с Узбекистаном уровне социально-экономического развития.

Конституция Республики Казахстан (ст.13) гласит: «Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод» [252]. Введение аналогичной нормы позволило бы единовременно решить две задачи – имплементировать норму Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г. (ст.14.ч.1) закрепляющего право человека на справедливый суд и укрепить право на справедливый суд в системе законодательства Республики Узбекистан.

Презумпция невиновности закреплена практически во всех основополагающих документах касающихся отправления правосудия (ст.11 Всеобщей декларации прав человека, ч. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, и др.).

Словари формулируют презумпцию невиновности как «презумпция (от латинского praesumptio – признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное) невиновности, … составляет основу уголовноправового принципа законности и один из демократических правовых принципов правосудия, существенную гарантию законности при разрешении уголовных дел» [253].

Ст.11 (ч.1)Всеобщей декларации прав человека определяет, что «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путём гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечивается все возможности для защиты» [254].

Аналогично, Всеобщей декларации ч.2 ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., закрепляет: «Каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока виновность его не будет доказана в соответствии с законом». В то же время в ч.3 Конвенции конкретизировано: «Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:

a) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему

языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

c) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

d) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право

на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей, на тех же условиях, что и свидетелей, показывающих против него;

e) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает

языка, используемого в суде, или не говорит на нем».

Известно, что на основе указанной нормы в правоприменительной практике США (Дело Миранды против США) были сформулированы так называемые «Правила Миранды» - подозреваемый имеет право хранить молчание и не свидетельствовать против себя, знать в совершении какого преступления он подозревается, и пользоваться правом на защиту. Следует отметить, что со временем указанный институт получил широкое распространение в целом ряде государств мира и доказал свою эффективность. Думается, что со временем данный институт будет применяться и в Узбекистане.

8 августа 2005г. Президентом Республики Узбекистан подписан Указ «О передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу» ознаменовавший переход к новому этапу осуществляемой в стране масштабной судебно-правовой реформы. Указанный шаг стал реальным подтверждением приверженности Узбекистана неукоснительному соблюдению страной взятых на себя международно-правовых обязательств, а именно: ч.3, 4 статьи 9 Международного Пакта о гражданских и политических правах. В соответствии с Указом «передача права выдачи санкции на заключение под стражу в компетенцию судов должно осуществляться последовательно, после глубокой проработки и внесения соответствующих изменений и дополнений в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательства и системы ведомственных нормативных актов Республики Узбекистан». [255]

Принцип презумпции невиновности является одним из основных принципов осуществления правосудия в современных, демократических государствах.

Принцип презумпции невиновности не является чем-то новым для права. Прообраз принципа презумпции невиновности мы можем встретить в римском частном праве (presumption boni viri) [256]. Смысл его заключался в том, что каждый участник гражданско-правовых отношений предполагался действующим добропорядочно (bona fide), а если кто-то утверждал обратное, то он обязывался доказать это утверждение. Кто утверждает, тот доказывает — ei insumbit probatio qui dicit (non quingat) [257].

Впервые в качестве уголовно-процессуального института презумпция невиновности была сформулирована в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Статья 9 Декларации провозглашала: “Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом” [258].