Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 26 из 70)

Ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. регламентирует право на свободу и личную неприкосновенность аналогично ст.9 Пакта, более того, основания лишения свободы максимально детализированы:

1. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе, как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:

a) законное содержание лица под стражей на основании признания его

виновным компетентным судом;

b) законный арест или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом;

c) законный арест или задержание лица, произведенные с тем, чтобы оно предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

d) задержание несовершеннолетнего лица на основании законного

постановления для воспитательного надзора или его законное задержание, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

e) законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

f) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче» [170].

В Республике Узбекистан право на свободу и личную неприкосновенность как одно из основных личных прав и свобод закреплено в ст. 25 Конституции: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может, быть подвергнут аресту или содержанию под стражей, иначе как на основании закона» [171].

Свобода личности имеет сложную структуру. Она состоит из индивидуальной экономической, социальной и культурной свобод. Каждая из указанных граней свободы личности обладает определенной спецификой и реализуется в определенной сфере человеческого бытия.

Индивидуальной свободе присущи определенные признаки, характеризующие ее природу, качественное своеобразие. Индивидуальная свобода реализуется в сфере некоторой обособленности, самоопределения личности.

Формы проявления индивидуальной свободы сложны и многообразны. Они охватывают широкий круг социальных связей, выражающих такие важные, неотъемлемые от личности блага, как жизнь, имя, честь, достоинство, совесть, личная безопасность. В них субъект выступает как носитель моральных качеств, индивидуальных черт и особенностей.

Индивидуальная подлинная свобода предполагает невозможность незаконного насильственного вмешательства государства в частные (личные) стороны жизни человека, а также гарантирует охрану жизни, чести, достоинства, совести и личной безопасности каждого члена общества. Реальная индивидуальная свобода означает освобождение от тоталитаризма, превращающего гражданина в жертву подозрительности, постоянного полицейского наблюдения и доносов осведомителей, преодоление конформистских и индивидуалистических тенденций; борьбу с организованной преступностью, которая сводит к нулю жизнь, свободу и неприкосновенность личности и другие права граждан.

Общественные отношения, в которых находит свое проявление, индивидуальная свобода граждан имеют сложную структуру. Во-первых, среди них можно выделить общественные отношения, непосредственно выражающие возможности индивидуума беспрепятственно располагать самим собой, совершать поступки, защищать честь и достоинство, обладать свободой совести, тайной личной жизни и т.д. Данной группе общественных отношений принадлежит первостепенное место, ибо она связана с непосредственным обладанием гражданином благами личной свободы. Во-вторых, существуют общественные отношения, в которых выражаются условия правомерности, границы сферы индивидуальной свободы, поскольку она не безгранична, а ее реализация не может быть сопряжена с посягательством на интересы общества, государства и других лиц. В-третьих, следует выделить общественные отношения, возникающие в связи с ограничением (правомерным или неправомерным) личной свободы.

Неприкосновенность личности — одно из личных прав человека. Оно оказывает влияние на эффективность функционирования демократических институтов и имеет прямое отношение и к другим правам этой группы.

Обычно неприкосновенность личности ассоциируется с целым рядом смежных прав – неприкосновенность, жилища, тайна корреспонденции, информации и коммуникаций, личные тайны и др. [172]

Соответственно можно сделать вывод что под свободой и личной неприкосновенностью понимается одно из основных личных прав человека, закрепляющее возможность индивидуума беспрепятственно располагать самим собой во всех сферах человеческого бытия, если она не сопряжена с посягательством на интересы общества, государства и других лиц. Указанное право гарантирует личности защиту от неправомерного вмешательства со стороны государства, и других лиц. Право на свободу и личную неприкосновенность является основным компонентом целого ряда прав и свобод человека обеспечивающим реализацию индивидуальной свободы

личности [173].

Особенности международно-правового и конституционно-правового регулирования общественных отношений в сфере индивидуальной свободы состоят в том, что нормы международного права и конституции регулируют наиболее важные, существенные стороны этих отношений, выражающих возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере моральных отношений, быта и индивидуальной жизни людей, если это поведение не противоречит правам других лиц, нормам права и принципам нравственности. Кроме того, указанные нормы формулируют в общей форме личные права человека и их наиболее существенные гарантии. Детальное же регламентирование и конкретизация этих прав имеют место в нормах действующего законодательства.

Так, право на свободу и личную неприкосновенность получило закрепление в Уголовном, Уголовно-процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах Республики Узбекистан и целом ряде законов прямого действия. К примеру, указанное право закреплено в ч.2,3 и 4 ст. 18 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан: «Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.

Суд и прокурор обязаны немедленно освободить всякого незаконно лишенного свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором.

Личная жизнь граждан, неприкосновенность их жилища, тайна переписки, телеграфных сообщений и телефонных переговоров охраняются законом» [174].

Казалось бы, законодательно закрепив указанное право на национальном уровне, основные вопросы в данной сфере должны были бы автоматически решены. Но реалии правоприменительной практики показывают, что в данной области имеется ряд проблем.

Следует отметить, что право свободу и личную неприкосновенность тесно взаимосвязано с проблемой ограничения свободы. Сегодня в международном сообществе выработан целый комплекс международно-правовых документов регламентирующих вопросы правомерности ограничения и лишения свободы. К основополагающим универсальным документам в данной сфере специалисты относят: Всеобщую декларацию прав человека, Международные пакты «О гражданских и политических правах», «Об экономических, социальных и культурных правах» и ряд других.

К числу специальных документов регламентирующих вопросы ограничения свободы личности относят: Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

(1984г.), Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985г.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979г.), Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1989г.), Принципы медицинской этики, относящиеся к роли медицинских работников, в особенности врачей, в защите заключенных и задержанных против пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (1982г.), Минимальные стандартные правила ООН касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными (1955г.), Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (1985г.), Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила 1990г.), и некоторые др. [175]

Значителен и блок региональных документов обеспечивающих данное право, в качестве примера можно привести Европейские тюремные правила, принятые Советом Европы (1987г.), Итоговый документ Венской встречи ОБСЕ 1989г., Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990г. и др. [176]