Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 7 из 70)

1.3. В ходе осуществления демократических преобразований становится необходимым отказ от преимущественного использования института общей отсылки к международно-правовым документам и более широкое использование всех форм имплементации международно-правовых стандартов, а именно трансформации, рецепции, инкорпорации, адаптации и отсылки. В этих целях предлагается внесение изменений и дополнений в Законы Республики Узбекистан «О международных договорах Республики Узбекистан», «О Конституционном суде Республики Узбекистан». В частности предлагается включение в Закон «О международных договорах Республики Узбекистан, статьи «Закон о присоединении и ратификации Республикой Узбекистан международно-правового документа». И предлагается следующая редакция данной статьи: «Присоединение и ратификация Олий Мажлисом Республики Узбекистан международного договора оформляется принятием специального Закона (о ратификации или присоединении к тому или иному международно-правовому документу). В данном законе определяется порядок и сроки включения в национальную правовую систему (законы Республики Узбекистан) норм международного права.

Нормы международно-правовых документов ратифицированных Олий Мажлисом Республики Узбекистан становятся нормами внутреннего законодательства».

1.4. Реалии действительности требуют совершенствование механизма подготовки и отчетности по ратифицированным Республикой Узбекистан конвенционным актам ООН («Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах», «Международного пакта о гражданских и политических правах», Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Конвенции «О ликвидации всех форм расовой дискриминации», «Конвенции о правах ребёнка», «Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания»), так как и по сей день, в организационном плане деятельность в указанно сфере не скоординирована должным образом. В этой связи предлагается конкретизировать процедуры: получения, обработки и представления информации; взаимодействия институтов государственной власти и управления с органами внесудебной защиты прав человека и ННО; налаживания системы мониторинга реализации рекомендаций конвенционных органов по национальным докладам Республики Узбекистан в системе национального законодательства.

2. Совершенствование системы имплементации международноправовых стандартов личных прав и свобод человека.

2.1. В целях реализации общепринятых стандартов личных прав и свобод человека необходимо активизировать процессы по: присоединению Республики ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни от 11 июля 1991г.; ратификации Конвенции о статусе беженцев 1951г. и дополнительным Протоколам к Конвенции о правах ребёнка от 25 июня 2000г., к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 18 декабря 2002г.; реализации в национальном праве положений Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979г.), Руководящих принципов для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1989г.), Минимальных стандартных правил ООН касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985г.), Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988г.), Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными (1955г.), Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (1985г.), Стандартных минимальных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила 1990г.) и др.; принятию Заявления Республики Узбекистан о признании юрисдикции Комитета против пыток (в соответствии со ст. 22 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания)

2.2. В ходе проведения в Узбекистане судебно-правовой реформы, особую актуальность приобретает проблема укрепления независимости судебной власти. В этой связи предлагается введение в национальное право институтов санкционирования ареста и других видов ограничения, прав человека судом, и возможности обжалования ареста в суде, рассмотрения уголовных дел особой сложности судом присяжных.

Не менее дискуссионной является проблема непосредственного применения международно-правовых стандартов судами всех инстанций. Статья 112 Конституции Республики Узбекистан предписывает судам при осуществлении правосудия руководствоваться только законом, т. е. данная конституционная норма фактически сводит на нет (для судей) правило о непосредственном применении всех международных норм. Думается, что в современных условиях, когда в Узбекистане осуществляется судебно-правовая реформа, вопрос должен быть решён позитивно. Не вызывает сомнений, что введение указанного института позволит поднять уровень защиты прав и свобод человека в национальном праве до требований общепринятых стандартов в сфере правосудия.

2.3. Законодательного закрепления требуют возможность получения обязательной юридической помощи на стадии предварительного следствия (с момента задержания), возможность свиданий с родственниками по окончании предварительного следствия, возможность рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних ювенальными судами, возмещение морального и материального вреда нанесённого незаконным ограничением или лишением свободы.

Необходимо сегодня и принятие разъяснения Пленума Верховного суда по таким важным вопросам как доступ к информации и государственной тайне, закрепление в законодательстве понятия «профессиональная тайна»

3. Совершенствование законодательного механизма имплементации международно-правовых стандартов в сфере прав человека.

3.1. Совершенствование процесса имплементации международно-правовых стандартов личных прав и свобод предполагает сбалансированное сочетание внесудебной и законодательной защиты прав человека. В этой связи наряду с экстенсивным развитием органов внесудебной защиты прав человека предлагается активизировать процессы судебно-правовой реформы, реформировать систему действующего законодательства.

3.2. Интенсификация процесса имплементации международно-правовых стандартов личных прав и свобод человека может быть достигнута путём принятия законов Республики Узбекистан «О трансплантации органов и тканей», «О погребении», «О службе национальной безопасности», «О защите общественной нравственности», «О криминальной полиции», «Об оперативнорозыскной деятельности», «О государственной службе и государственных служащих», «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству» и др. которые позволят поднять уровень защиты права человека в сфере осуществления правосудия.

В указанных законах помимо основополагающих принципов и норм в должны найти своё закрепление нормы гарантирующие право граждан на личную физическую безопасность, недопустимость различных форм давления, на недопущение в отношении проверяемых лиц провокационных действий и подстрекательства, защиту от несанкционированного прослушивания их телефонов, прослушивания и скрытого наблюдения жилых и служебных помещений, на защиту от оперативных проверок по ложным доносам, запрещение предвзятого отношения в зависимости от национальности, происхождения и имущественного положения, защиту от использования неосведомленности граждан в вопросах уголовного судопроизводства для достижения цели в служебной деятельности.

3.3. Специальной правовой регламентации в отечественном законодательстве требует деятельность нетрадиционных учений и культов, вследствие чего предлагается, дополнение закона «О свободе совести и религиозных организациях» нормой, в соответствии, с которой регистрация религиозной организации нетрадиционной ориентации, будет возможна после 15 летнего испытательного периода.

3.4. Правовая защита личных прав граждан может быть усилена путём дополнения ст.156 Уголовного кодекса и Кодекс об административной ответственности нормами вводящими ответственность не только за разжигание межнациональной, религиозной розни, но и за публичные оскорбительные высказывания которые либо сознательно направлены на разжигание расовой ненависти, либо реально могут привести к возбуждению такой ненависти.

3.5. Правового закрепления в национальном законодательстве требуют Программа планирования семьи, Программа борьбы с бедностью, эвтаназия, суррогатное материнство, искусственное зачатие, операции по смене пола, изменению внешности, запрет клонирования, право на жизнь при трансплантации органов и тканей человека, правовой защиты несовершеннолетних от вредного влияния информационной среды..

3.6. Отказ от изживших свой потенциал институтов доставшихся в наследство от «правовой системы социализма», а именно: разрешение осуществлять аудио-видео запись в зале суда, выездных заседаний судов (ч.7,ч.9 ст. 19 УПК), проверки показаний на месте события (ст. 132-134 УПК), возвращение дела на дополнительное следствие (ст.419УПК) допускающих возможность потенциального нарушения прав участников уголовного процесса, введение в УПК ст.88-1 о недопустимости доказательств позволит усилить систему обеспечения и защиты прав человека. Введение институтов реституции и компенсации нанесённого вреда лицом или органом виновным в нарушении права человека, может стать одним из институтов который будет внедрён в ходе дальнейшего развития уголовного законодательства Узбекистана.