Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 23 из 70)

В случае применения смертной казни частная превенция имеет стопроцентный эффект, поскольку в дальнейшем совершать преступления казненный уже точно не сможет. Между тем эффект общей превенции достаточно низок.

На наш взгляд, сегодня смертная казнь - мера социальной защиты. Поскольку в основном общество признает, что только таким образом может обезопасить себя от особо жестоких и отпетых преступников.

При назначении такого наказания суд учитывает в первую очередь общественную опасность личности, ее степень неприятия общечеловеческих ценностей, и только придя к выводу о том, что антиобщественную направленность уже ничем не изменить, принимает жесткое решение.

В соответствии нормативной базой ряда международных региональных организаций (в частности Совета Европы) выполнение требования об отмене смертной казни является одним из основных, при решении вопроса о приёме в её членство. Помимо этого существует ряд международных организаций, выступающих за отмену смертной казни. Наиболее известная из них - Международная амнистия.

На территории Содружества независимых государств подходы к проблеме смертной казни различны. В частности в Российской Федерации, Туркменистане, Украине, Кыргызстане, Азербайджане, введён мораторий на исполнение смертной казни, de facto не применяется она в Грузии, Армении, и Казахстане. Лишь в Беларуси и Узбекистане смертная казнь всё ещё назначается и исполняется. [155]

Каковы же подходы к вопросу о смертной казни в Узбекистане?

Исходя, из принципов справедливости и других гуманистических взглядов уголовное законодательство Республики Узбекистан не предусматривает уголовного наказания в виде смертной казни в отношении женщин и лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет.

Смертная казнь, как высшая мера наказания до 29 августа 1998 г. была предусмотрена в санкциях 13 статей УК. В результате имплементации норм международного права национальным законодательством и активной правозащитной деятельностью органов внесудебной защиты (Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Омбудсман и других НПО), Олий Мажлис Республики, Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 29 августа 1998 г., исключил смертную казнь как наказание из санкций ещё пяти составов.

18 октября 2001г. был принят Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, уголовно-процессуальный кодексы и кодекс об административной ответственности в связи с либерализацией уголовного наказания» в соответствии с которым смертная казнь предусмотрена лишь в санкциях статей 97(ч.2), 151(ч.2), 153 и 155(ч.3 )УК Республики Узбекистан.

Сегодня смертная казнь может быть назначена лишь за два преступления – умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и терроризм.

Этапным решением в данной области стал Указ Президента Республики

Узбекистан от 1 августа 2005г. «Об отмене смертной казни в Республике

Узбекистан» ознаменовавший переход к новому этапу осуществляемой в стране масштабной судебно-правовой реформы. Указанный шаг стал реальным подтверждением приверженности Узбекистана неукоснительному соблюдению страной взятых на себя международно-правовых обязательств.

Не смотря на то, что полная отмена смертной казни произойдёт с 1 января 2008г. перед правоохранительными органами поставлена задача до 1 января 2006г. подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в систему действующего законодательства.

Уголовная политика государства в части применения смертной казни в полной мере соответствует мировой тенденции и отражает принципы гуманизма и справедливости, провозглашенные Конституцией Республики Узбекистан. Однако отмена смертной казни и ее замена на пожизненное заключение либо длительные сроки лишения свободы, а также организация исполнения данного наказания потребуют осуществления комплекса мероприятий. В целях интенсификации работы по подготовке нормативно-правовых актов, связанных с исключением из системы уголовных наказаний смертной казни, 29 июня текущего года принято Распоряжение Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по подготовке законодательных, нормативно-правовых актов, подлежащих принятию в связи с отменой смертной казни в Республике Узбекистан».

В соответствии с распоряжением создана рабочая группа, важной задачей которой определено изучение и обобщение многочисленных мнений и соображений, высказанных широкой общественностью и зарубежными специалистами, научно-практических и аналитических материалов по поводу отмены смертной казни, а также предоставление до конца 2006 года в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов соответствующих законов и других нормативно-правовых актов.

Решение проблемы защиты права на жизнь связано с сокращением абортов, число которых в странах СНГ за последние годы резко возросло. И несмотря на то, что в Узбекистане отмечается устойчивая тенденция к сокращению общей численности производимых абортов (192 495 в 1991г.; а к 1997г. количество абортов сократилось в 2,7 раз – 71137), нельзя утверждать, что проблема решена. Показатель соотношения родов к абортам по республике равняется 8,4 : 1, что практически в два раза превышает показатели в развитых странах. Более того, проведённые медико-социальные исследования показали, что в Каракалпакстане, г. Ташкенте, Самаркандской, Андижанской, Бухарской областях до сегодняшнего дня аборт остаётся одним из основных методов регулирования количества детей в семье [156]. Конечно же на сложившееся положение значительное влияние оказывают социальные факторы (низкий уровень доходов, слабая социальная защита материнства и детства, тяжёлая экологическая обстановка, слабое здоровье матерей, внебрачные связи и др.), но это не может служить оправданием для государства. И хотя человеческая жизнь охраняется законом с процесса рождения, который начинается в момент начала физиологических родов и заканчивается в момент начала самостоятельного дыхания плода, а Конвенция о правах ребенка 1989 г. определяет его как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (ст. 1), сомнительно, что производство женщиной аборта, особенно на последних стадиях беременности, будет соответствовать этому праву.

Многочисленными медико-биологическими и социально-

демографическими исследованиями доказано наличие тесной связи между особенностями репродуктивного поведения женщин и количеством абортов. В этой связи важное значение имеют возраст матери при рождении детей, интервалы между родами, число беременностей и родов. Именно поэтому в настоящее время во всём мире планирование семьи становится объектом государственной политики и действенным инструментом борьбы с варварской практикой абортов. В Узбекистане Правительством страны предпринимаются активные меры по исправлению ситуации (приняты государственные программы Мать и дитя, Здоровое поколение, созданы центры скрининга матери и ребёнка и др.), но, к сожалению чёткой, транспарентной и адекватной государственной программы планирования семьи до сих пор нет. Отсутствие внятной государственной позиции в данной области зачастую приводит к волюнтаристской интерпретации последней. Именно поэтому считаем необходимым принятие в нашей стране Государственной программы планирования семьи.

Согласно определению экспертов ВОЗ термином «планирование семьи» определяются те виды деятельности, которые имеют целью помочь отдельным лицам и супружеским парам достичь определённых результатов: избежать не желаемой беременности; произвести на свет желаемых детей; урегулировать интервалы между беременностями; контролировать выбор времени деторождения в зависимости от возраста родителей и определять число детей в семье. Виды обслуживания, которые делают эту практику возможной, включают санитарное просвещение и консультирование, обеспечение противозачаточными средствами, лечение бесплодия, просвещение по вопросам семьи и брака [157].

Естественно, что проводимые государственными организациями в отношении планирования семьи, не могут быть ни принудительными, ни дискриминационными, а должны обеспечиваться оказанием семьям финансовой или иной поддержки. Планирование семьи не может рассматриваться в качестве инструмента демографической политики в области рождаемости.

Не менее сложной и противоречивой проблемой, непосредственно связанной с правом на жизнь, является вопрос об эвтаназии. Эвтаназия – удовлетворение просьбы больного об ускорение его смерти какими-либо действами или следствиями, в том числе прекращением искусственных мер по подержанию жизни.

Английский философ Френсис Бекон (1561-1626г.г.) для обозначения лёгкой безболезненной смерти ввел термин «эвтаназия» (от греч. еuthanasia, euхорошо, thanatos-смерть), т.е. хорошая, спокойная и лёгкая смерть, без мучений и страданий [158].

В начале прошлого столетия юрист Бандинг и психиатр Гохе, предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых «неполноценных» жизней. Такая ужасная интерпретация понятия «эвтаназия» получила позже широкое распространение в фашисткой Германии и в захваченных ею странах. И всем нам прекрасно известны трагические последствия использования такой интерпретации.

Современное понимание эвтаназии начало складываться в 60-x гг. XX в. К нашему времени исследователями-медиками, юристами, психологами – было сформулировано определение эвтаназии, ей основные виды [159]. Фактически оформились две позиции по поводу эвтаназии её сторонники и противники мировой практики известно два вида эвтаназии пассивная и активная. Пассивная эвтаназия («метод отложенного шприца») выражается в прекращении оказания направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти. Она, как правило, применяется к людям, находящимся в коме длительное время. В таком состоянии практический все жизненно важные органы (мозг, сердце, легкие) заменяет медицинская аппаратура. В качестве доказательства возможности применения такой эвтаназии можно принести случай из практики американских врачей, когда женщина находилась в состоянии комы 15лет, и всё это время ее собственные сердце и лёгкие не работали, отсутствовала какая-либо мозговая активность, даже на уровне рефлексов. Спрашивается, что же лучше, гуманнее: таким образом «Играть в жизни понарошку» или же дать человеческому телу умереть, но не через 15 лет, а тогда, когда уже не остаётся никаких сомнений, что к жизни вернуть человека нельзя. Надо заметить, что в наше время такая эвтаназия уже не редкость. Однако чаще всего, Когда говорят об эвтаназии, то имеют в виду активную эвтаназию («метод наполненного шприца»)- введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и болезненное наступление смерти. Различают три вида активной эвтаназии: 1) убийство и милосердие», когда врач сам свершает эвтаназию; 2) самоубийство, ассоциируемое врачом; 3) пациент сам использует средство, предоставленное врачом, без помощи последнего. Активная эвтаназии резко и безоговорочно осуждается во всём мире.