Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 25 из 70)

Статья 18. Конвенции регламентирует вопросы исследования на эмбрионах in vitro:

«1. Если закон разрешает проводить исследования на эмбрионах in vitro, он же должен предусматривать надлежащую защиту эмбриона.

2. Создание эмбрионов человека в исследовательских целях запрещается».

А Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины относительно запрещения клонирования людей от 12 января 1998г. прямо закрепляет: «Государства — члены Совета Европы, прочие государства и Европейское сообщество, подписавшие настоящий Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, отмечая научные достижения в области клонирования млекопитающих, в

частности посредством деления эмбрионов и пересадки ядер, памятуя о вкладе, который некоторые способы клонирования сами по себе

могут внести в развитие научных знаний и их применение в медицине, учитывая, что клонирование людей может стать технически возможным, приняв во внимание то обстоятельство, что деление эмбрионов может происходить естественным путем и иногда приводить к рождению генетически идентичных близнецов,

учитывая вместе с тем, что инструментализация людей посредством преднамеренного создания генетически идентичных людей противоречит человеческому достоинству и в силу этого представляет собой предосудительное использование достижений биологии и медицины, учитывая также серьезные трудности медицинского, психологического и социального характера, к которым такая предумышленная биомедицинская практика может привести для всех соответствующих индивидов, учитывая цель Конвенции о правах человека и биомедицине, в частности упомянутый в ее статье 1 принцип, направленный на защиту достоинства и индивидуальной целостности всех людей согласились о том, что: «Любое вмешательство с целью создания человека, генетически идентичного другому человеку, будь то живому или мертвому, запрещается. (Статья 1) [166].

В национальном законодательстве Республики Узбекистан, в частности

Законе «Об охране здоровья граждан» от 29 августа 1996 года, норм вводящих прямой запрет на клонирование человека нет. Думается, что законодательное закрепление запрета на клонирование человека в данном законе усилило бы систему обеспечения и защиты прав и свобод человека в нашей стране.

Правовой регламентации в отечественном законодательстве требуют суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение, операции по коррекции пола, изменению внешности и др. Сокращение продолжительности человеческой жизни, борьба с тяжелыми заболеваниями, в особенности с онкологическими и СПИДом, сокращение детской смертности вследствие голода и недоедания также имеют прямое отношение к праву на жизнь.

Решение проблемы защиты прав человека связано с сокращением абортов, число которых в странах СНГ за последние годы резко возросло. И хотя человеческая жизнь охраняется законом с процесса рождения, который начинается в момент начала физиологических родов и заканчивается в момент начала самостоятельного дыхания плода, а Конвенция о правах ребенка 1989 г. определяет его как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (ст. 1), сомнительно, что производство женщиной аборта, особенно на последних стадиях беременности, будет соответствовать этому праву.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что человечество, вступив во второе тысячелетие, откажется не только от разрушительных войн и насилия, но и придет к всеобщему уважению и соблюдению прав человека, на первом месте, среди которых всегда будет стоять право на жизнь.

Подводя итог вышесказанному, конкретизируем предложения: право на жизнь, являясь одним из основных личных прав человека, в качестве неотъемлемого права закреплено во всех международных договорах о правах человека. В современном мире реальную угрозу праву человека на жизнь представляют вооруженные конфликты, терроризм, акты геноцида и произвольные убийства, совершаемые должностными лицами по поддержанию правопорядка.

С правом на жизнь тесно связанны проблемы отмены смертной казни, правовой регламентации эвтаназии, медицинскими экспериментами над человеком, клонирования, права на жизнь при трансплантации органов и тканей человека, сокращение продолжительности человеческой жизни, борьба с тяжелыми заболеваниями, сокращения детской смертности вследствие голода и недоедания и абортов.

Развитие современной медицинской науки требует законодательного закрепления отношений в сфере регламентации медицинских экспериментов над человеком, клонирования, права на жизнь при трансплантации органов и тканей человека. В этой связи, необходимым по нашему мнению является принятие Закона «О трансплантации органов и тканей», внесение дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан». Правовой квалификации в законодательстве требуют суррогатное материнство, искусственное зачатие, операции по смене пола, изменению внешности.

В целях реализации общепринятых стандартов прав и свобод человека и в особенности права человека на жизнь необходимо: активизировать процесс по присоединению Республики ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни от 11 июля 1991 г.

2.2. Международные стандарты права на свободу и личную

неприкосновенность и его реализация в национальном законодательстве

Республики Узбекистан

Проблема свободы личности, её неприкосновенности, не отчуждаемости естественных прав и свобод является одной из ключевых проблем человечества. В наиболее ёмкой форме право на свободу было закреплено во французской

Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789г.: «Свобода состоит в возможности делать всё, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользоваться теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом». [167]

Проблема обеспечения и защиты свободы человека дискутируется в научных кругах с древнейших времён [168], но особое развитие тема получила в последние годы, когда с развалом «тоталитарной социалистической системы» у ряда вновь образовавшихся государств появилась альтернатива демократического развития 1.

Свобода и неприкосновенность личности в качестве одного из основных прав человека получили закрепление в первом поколении прав человека. К примеру, указанное право нашло свое юридическое воплощение в британском Habeas corpus Act 1679 г., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в американском Билле о правах 1791г., в других конституционных актах.

В международно-правовых документах в сфере прав человека право на свободу и личную неприкосновенность было впервые закреплено в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 9) конкретизировал данное право:

«1.Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто, не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.

2. Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение.

Дудкин В.Я. Права человека в современной религиозной мысли Запада: Научн.-аналит. обзор /РАН ИНИОН. Отд.филос.наук. М., 1992.- 58 с, Хельсинский процесс, права человека и сотрудничество в гуманитарных областях: Реф.сборник.М., 1988. и др.

1

См. : Исламов З.М. Проблема власти: её понимание, назначение, социальная ценность.Т.:ТГЮИ,2003.-244с., Визер Бернд Защита прав человека в Австрии // Защита прав человека в современном мире: Сборник статей /Отв.ред. И.А.Ледях.-М.:Институт государства и права РАН,1993,-С.36-52;Власов И. С. Защита гражданских прав личности в Польше (институт омбудсмена): Обзор.М.,1990;Вохидов У. Труд осужденных в свете реализации принципов законности и гуманизма.//Наказание: законность и гуманизм /Материалы международной научно-практической конференции. -Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. -С.156-158; Защита жертв уголовных преступлений в Нидерландах, США и Польше. Зарубежный опыт: Обзорная информация. Вып.9.- М.:ГИЦ МВД РФ,1992.-16 с.

3. Каждое арестованное или задержанное поуголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки в суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии, и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора» [169].