Смекни!
smekni.com

Международные стандарты личных прав человека (стр. 51 из 70)

В целом по характеру отношения к обществу и государству среди НРД условно можно выделить четыре основных типа:

- реформаторские НРД, ставящие своей задачей радикальное изменение существующего социума путем либо преобразования базовых социальнополитических структур, либо путем воспитания «нового человека». Естественно, в этом случае предполагается открытая конфронтация НРД с государством;

– эскапистские НРД, дающие рецепты бегства от несовершенной действительности посредством мистических экзерсисов или создания замкнутых духовных коммун. При таком варианте НРД желает от государства только одного, – чтобы последнее оставило его в покое;

– социоинтегративные НРД, обещающие своим адептам содействие более полному их включению в социальные структуры и повышению социального статуса посредством раскрытия паранормальных способностей, избавлению от психологических проблем, исцеления и т.п. НРД такого рода, как правило, всячески демонстрируют свою лояльность к государству либо полную аполитичность, хотя, впрочем, любое НРД в силу своей маргинальности (хотя бы и временной) неизбежно представляет собой явление асоциальное [309];

- экстремистские НРД, получившие распространение в последние десятилетия двадцатого века. Большинство из которых настроены в отношении государства крайне агрессивно и решать проблемы социального обустройства они предлагают путём «оправданного насилия и террора». Следует отметить, что подобного рода НРД имеют вполне определённую поддержку со стороны различного рода политических деятелей и финансовых воротил. Наибольшее распространение последние получили в странах мусульманского мира, но существуют они и в ряде государств Европы. Отдельные НРД экстремистской ориентации стали проникать и в Центральную Азию (Акромиты, Ахмадиты, Ваххобиты, Воины Ислама, Хизб-ут-Тахрир, Хизб аллах, Нур, Товба, Таблих и др.)

В зависимости от объекта поклонения и поставленных задач НРД можно условно разделить на пять основных типов, это:

Первая группа, Новые религиозные организации сатанисткой ориентации Холистический центр Исида», «Орден солнечного храма» и некоторые другие.

Вторая группа, оккультные и идолопоклоннические движения.

Третья группа, религиозные движения западной ориентации.

Четвёртая группа, религиозные движения восточной ориентации Ахмадиты, Акромиты, «Таблих», Вахоббиты, Хизб аллах, Объединенная Церковь пастора Муна, Хизб-ут-Тахрир, «Узун Сокол», Объединение «Адолат», «Ислом лашкарлари», «Товба», «Нур» (И.Б.) и некоторые другие.

Пятая группа, Коммерческий культы – Гербалайф, ВИЖЕН и др.

Следует отметить, что в отдельных случаях указанные организации именуются «деструктивными» или «тоталитарными» [310].

Конечно же, нельзя категорично утверждать, что абсолютно все НРД можно квалифицировать как деструктивные или тоталитарные. Данное определение больше подходит в случае сопоставления их с традиционными конфессиями, так как они действительно деструктивны в отношении к конфессии. С точки же зрения государства и права, более правильным было бы обозначение последних – «Новыми (нетрадиционными) религиозными движениями».

Следует отметить, что в последние годы наблюдается ситуация когда заметнее стали экстремистские и эскапистские группировки, НРД, как правило, стремятся не афишировать свои политические пристрастия. С другой стороны, сама проблема НРД приобретает все более политизированный характер, а многие НРД продолжают придерживаться тактики инфильтрации во власть. Все это происходит на фоне усиления антикультовых настроений и своеобразного контрнаступления «традиционных» конфессий.

1993 г. можно считать рубежом в истории НРД не только в силу того, что к этому времени окончательно выветрилась перестроечная эйфория, в значительной степени стимулирующая интерес к «нетрадиционной» духовности, и политическая система относительно стабилизировалась. Сказались и последствия шока, пережитого обществом после скандала с «Белым братством», а немного спустя с «Аум Синрикё», после чего в массовом сознании понятия «секта» и «культ» стали принимать все более одиозное звучание.

Следует отметить, что недостаточное внимание, которое уделялось проблеме правовой регламентации миссионерской деятельности и проблеме свободы совести в Узбекистане наглядно показало к каким негативным последствиям это приводит.

Статья 57 Конституции Узбекистана запрещает деятельность деструктивных партий и движений в Республике «Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод её граждан, пропагандирующих войну, социальную, расовую и религиозную вражду, посягающих на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам.

Запрещается создание тайных обществ и объединений».

Изменение отношения государства к НРД явно продемонстрировала новая редакция Закона «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 мая

1998 г.

Здесь же следует признать, что отдельные нормы закона были сформулированы не совсем корректно, что вызвало обоснованную критику указанных норм (в частности нормы запрещающие ношение культовой одежды в общественных местах). Были отмечены случаи необоснованно широкого и волюнтаристского толкования и применения указанных норм отдельными руководителями и государственными служащими.

В правоприменительной практике отсутствуют акты регулирующее отношения такого рода, хотя само деление религий на «традиционные» и «нетрадиционные» имеет смысл лишь при конкретно-историческом подходе, и, значит, должно учитывать региональную специфику. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что среди НРД, возникших непосредственно, все явственнее проступают два преобладающих направления. Во-первых, существенной силой стало так называемое неоязычество – сдобренные откровенным национализмом и политическими амбициями доктрины, широко (но тенденциозно) обращающиеся к наследию доавраамических этнических культов. Во-вторых, весьма высока доля НРД, основанных на сакрализации региона своего появления и бытования. Пока такие НРД в большинстве случаев остаются на периферии политической жизни, но в принципе они могут стать существенным фактором усиления дестабилизации и сепаратистских тенденций в отдельных регионах республики.

Все это делает крайне актуальным и необходимым углубленное изучение проблемы НРД в прикладном аспекте. Практика ряда государств мира наглядно демонстрирует, что исключительно силовыми методами и мерами коррекции уголовно–правовой политики проблему удаётся решать лишь частично и в ограниченно прогнозируемом объеме. Более эффективным является способ широкой просветительской работы среди различных слоёв населения. Естественно, что глобальное решение проблемы невозможно без системы комплексного оздоровления всех сегментов общественной жизни (экономическое оздоровление в особенности). В связи с вышеизложенным считаем необходимым организовать в Республике систему полномасштабного мониторинга текущих религиозных процессов, научно-методического обеспечения исследовательской работы в данной сфере общественных отношений, выработка системы прогнозирования ситуации.

Практика показывает, что большинство проблем и соответственно нарушений права граждан на свободу совести вызвано недостаточной осведомлённостью, (а иногда безграмотностью) государственных служащих. Проблема заключается в том, что в бытность СССР указанные религиозные движения просто игнорировались и запрещались, да и научные подходы к данной проблеме были односторонними. К сожалению «атавизмы» социалистической системы не изжиты в нашем сознании.

Вследствие того, что в последнее время участились случаи приема в религиозные учебные заведения лиц, не имеющих даже общего среднего образования и соответственно слабо ориентирующихся в светских гуманитарных науках, Законом установлен порядок в соответствии, с которым на обучение в высшие и средние религиозные учебные заведения принимаются граждане после получения ими обязательного общего среднего образования в соответствии с законом Республики Узбекистан «Об образовании».

Помимо Конституции и Закона «О свободе совести и религиозных организациях» международно-правовые нормы регламентирующие свободу совести имплементированы в ряде других законодательных актов Узбекистана, в частности в нормах Уголовного кодекса. Так ст. 156 УК также защищает права и свободы верующих: «Умышленные действия, унижающие национальную честь и достоинство, оскорбляющие чувства граждан в связи с их религиозным или атеистическим убеждением, совершенные с целью возбуждения вражды, нетерпимости или розни к группам населения по национальным, расовым, этническим или религиозным признакам, а равно прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ в зависимости от их национальной, расовой, этнической принадлежности или отношения к религии - наказываются лишением свободы до пяти лет».

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 1.05.98 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» Уголовный кодекс был дополнен статьей 202-1 Склонение к участию в деятельности запрещенных общественных объединений и религиозных организаций, в соответствии с которой - «Склонение к участию в деятельности запрещенных в Республике Узбекистан общественных объединений и религиозных организаций, течений, сект - влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров, или административный арест до пятнадцати суток.