Смекни!
smekni.com

Психофизиология человека Кроль В М (стр. 11 из 61)

Ответ на, казалось бы, очевидный вопрос, что такое память, не столь прост, как это кажется на первый взгляд. Понятно, что память — это форма отображения действительности, включающая в себя механиз­мы запоминания, сохранения, активации, воспроизведения (считыва­ния) и забывания информации (рис. 2.1). Однако попытки дать более полный ответ показывают, что по сравнению с памятью технических устройств разного типа, от компьютерной базы данных до кодового замка, механизмы памяти живых существ достаточно сложны и далеко не до конца понятны. Тем не менее, ясно, что одним из главных отли­чий живой, человеческой памяти является ее неразрывное переплете­ние с эмоциональными и личностными событиями.

Сложность понимания сущности механизмов памяти заключается не только в трудностях выявления психологических, психофизиоло­гических, нейронных и молекулярных уровней запоминания, сохра­нения и воспроизведения, но и в определении участия этих процессов в механизмах обучения, ассоциативного мышления, восприятия, узна­вания, действия. Для иллюстрации того, какого рода проблемы стоят сегодня перед исследователями памяти, стоит отметить как факт не­известности структур мозга, ответственных за хранение, запоминание и считывание информации, так и тот факт, что исследователи мало знают об устройстве собственно самого следа памяти.


Вообще в психофизиологии уже давно существует термин энграмма, с помощью которого определяют след памяти, сформированный в результате обучения. Однако до сих пор нет полной ясности приро­ды энграммы, в частности, неясны механизмы образования энграммы при запоминании, неясны вопросы материального носителя следа па­мяти, распределения следов памяти по структурам мозга, механизмы забывания и вспоминания. Подходы к решению этих вопросов и опре­деляют основные направления изучения памяти.

Таким образом, интерес к памяти заключается не только в изуче­нии способов хранения и переработки информации, но и в выяснении механизма работы того единственного волшебного устройства, которое способно вернуть человека в прошлое, остановить время и дать воз­можность вновь воспринять и осмыслить краски, события, ощущения, звуки, запахи прошедшего.

Характеристика памяти как феномена

Исторически сложилось так, что изучение памяти велось путем опре­деления характеристик самого феномена памяти, а также характери­стик, связанных с временной динамикой запоминания. На бытовом уровне было издавна известно, что лучше запоминаются какие-то про­стые, конкретные факты и события, причем такие факты и события, которые важны для данного человека, имеют лично для него существен­ное значение, затрагивают его интересы, эмоции и мотивации. Такие факты и события запоминаются легко и надолго. Противоположным образом дело обстоит с какими-либо сложными, абстрактными рас­суждениями, объяснениями, доказательствами, особенно если они не представляют живого интереса для человека.

Ясно, что мимо нашего сознания ежедневно проходит огромное количество рядовых, неинтересных событий, о которых мы забываем практически сразу после их появления. Однако здесь все обстоит не так просто. Каждый человек не раз сталкивался с тем, что иногда при появлении интереса к событиям прошлого он может вспомнить, каза­лось бы, давно забытые или, казалось бы, совершенно не замеченные им в свое время факты. Если перед человеком ставится задача вспом­нить в деталях прошедший день или события большей давности, он, как это ни удивительно, часто делает это. Классический пример тако­го поведения — разговор со следователем, особенно если результат та­кого разговора важен для человека.

Однако намного более важный с точки зрения психологии лично­сти пример связан с поведением человека в процессе самоанализа, ког­да он пытается «вытянуть» из подсознания, казалось бы, давно забы­тые или не замеченные ранее факты.

Процессы такого рода, связанные, образно говоря, с реанимацией памяти, лежат в основе таких важнейших для каждого из нас областей культуры, психологии и медицины, как психоанализ и психотерапия.

Действительно, стержневая идея и стержневая практика психоанали­за и психотерапии заключается в процессе извлечения из подсозна­ния фактов,~явившихся в свое время, как правило в раннем детстве, ключевыми для формирования личности человека. Методы и способы психоанализа лежат в основе вычленения, вспоминания, осознания таких фактов и событий; методы и способы психотерапии связаны с объяснением, истолкованием, пониманием и правильной трактовкой этих событий.

При помощи этих методов человек должен вспомнить, что с ним произошло в определенный момент времени прошлого, вычленить из слитного потока событий такое, которое до такого вычленения каза­лось ему ничем не примечательным и рядовым и которое после сеанса оказывается важнейшим, определившим его жизнь на долгие годы вперед. Таким образом, именно возможность вспомнить, казалось бы, забытое или вообще незамеченное и затем проанализировать, рассмот­реть всесторонне это событие, реконструировать его последствия ле­жит в основе психоанализа и психотерапии.

Задача произвольного, сознательного, целенаправленного восстанов­ления, активизации следов памяти решается непросто. Именно поэто­му психоанализ, психокоррекция и психотерапия представляют собой очень сложные области медицины и психологии, а специалистов, до­стигших успеха в этих областях, считают почти магами и чародеями. С другой стороны, практически каждый человек при внимательном самоанализе может отметить случаи, когда какие-то факты вспомина­лись им непроизвольно, без всяких усилий, они как бы самостоятельно всплывали в памяти. Вы совершенно забыли о событии, были заняты совершенно другими делами и мыслями как вдруг это событие само вспомнилось, «пришло на ум». Причем часто бывает, что само собы­тие не просто вспоминается, но появляется в совершенно неожидан­ной, новой и интересной для вас интерпретации. По-видимому, объяс­нение этому связано с тем, что работа подсознания не может протекать без участия механизмов вспоминания, выборочной, специфической активации следов памяти (рис. 2.2). А то, что подсознание работает непрерывно во сне и наяву и играет огромную роль в духовной, эмоцио­нальной, интеллектуальной, творческой деятельности человека, — не вызывает никаких сомнений.

Другой вариант активации следов памяти связан с попытками созна­тельного вспоминания какого-то события, имени или термина, кото­рый, как говорят в таких случаях, «просто вертится на кончике языка». Этот вариант активации связан не только с эмоциями, но и с работой


механизмов внимания. В качестве классического примера можно вспом­нить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия», герой которого дол­го и мучительно напрягал свое внимание, потратил много сил и эмо­ций, перебирая «лошадиные фамилии» и стараясь вспомнить нужную. «Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами... — Гнедов! — говорили ему. — Рысистый! Лошадицкий!... — Буланов... Чересседель­ников... — бормотал он. — Засупонин... Лошадский... Судя по морщи­нам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были на­пряженны, мучительны...» Поиск продолжался до тех пор, пока в совершенно другом контексте не было упомянуто слово «овес». «Иван Евсеич тупо поглядел... как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстро­той, точно за ним гналась бешеная собака... — Надумал... Надумал... Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!»

В итоге становится ясно — память представляет собой сложную сис­тему, которая имеет сознательные и подсознательные механизмы, управляющие актами запоминания, забывания, восстановления следов. Механизмы памяти связаны с эмоциональной и мотивационной сфе­рой, управляются вниманием и интеллектом, пронизывают буквально


всю деятельность человека. Возможно, эта «вездесущность» памяти отчасти послужила основой предположений о том, что в принципе че­ловек может вспомнить все или почти все из того, что происходило с ним в течение жизни (рис. 2.3).

Виды памяти

Возможно, это покажется удивительным или неожиданным, но при внимательном рассмотрении выясняется, что память человека не представляет собой системы хранения различных кусков информации, не зависимой от вида или типа информации. Способы хранения ин­формации в человеческой памяти и, по-видимому, в памяти других живых существ тесно связаны и во многом определяются теми функ­циями, операциями и процедурами, для которых эта память предназна­чена. Процессы запоминания и хранения информации, таким образом, не являются нейтральными, они зависят от способа работы с этой ин­формацией. Одна и та же информация может запоминаться разными способами, храниться в разных видах. При этом способы и виды хра­нения напрямую определяются тем, каким образом эта информация будет обрабатываться (рис. 2.4). Впрочем, нечто подобное имеет место и в компьютерных системах, где информация может быть записана не только с помощью различных шрифтов, но и представлена в виде схем, образов, звуков и т. д.