Смекни!
smekni.com

Психофизиология человека Кроль В М (стр. 54 из 61)

По наблюдениям этологов, ритуализация поведения приводит к под­черкиванию ритмических компонент и повторов угрожающих и уми­ротворяющих движений, к появлению яркой окраски, контрастных


рисунков на теле животных. Причем все эти «театральные» украше­ния в особой степени проявляются именно в поведении, связанном с переадресацией агрессии. Подобное поведение проявляется в ситуа­циях борьбы и соперничества у самых разных видов животных: рыб, птиц, хищников, травоядных. При этом в работах по этологии особо подчеркивается «турнирность» боев животных, т. е. тот факт, что та­кие бои, например, между самцами за самку, за территорию или за по­ложение в сообществе, как правило, не заканчиваются смертью побеж­денного, проходят «по правилам».

Слабейший демонстрирует одну из поз покорности и уходит, бо­лее того, во время боя соперники не наносят смертельных ударов, даже если такие возможности им предоставляются. Такое поведение называют синхронным, так как при нем позы угрозы и умиротворе­ния у противников синхронизуются, и если один из бойцов перехо­дит к фазе нападения, в то время как противник еще находится в фазе ненападения, то первый боец притормаживает свои действия и не на­падает на беззащитного партнера.

Сравнительная этология делает выводы о сопоставимости и пора­зительном сходстве поведенческих ритуалов и церемоний животных с культурными ритуалами, церемониями и традициями людей/Это сходство, конечно, не говорит о прямом наследовании таких форм по­ведения. Причина заключается в появлении одинаковых типов слож­ного реагирования в ответ на схожие внешние воздействия. Важней­шим условием этого процесса является то, что некоторое внешнее воздействие с абсолютной необходимостью требует возникновения реакций адаптации или компенсации. Именно это, по-видимому, не­однократно происходило и у животных, стоящих на разных уровнях филогенетической лестницы, и у сообществ людей, находящихся на разных стадиях культурно-исторического развития.

Необходимость разрядки агрессивного начала, необходимость мно­гократного, усиленного и даже утрированного подчеркивания важной символики — вот основные причины появления ритуализации. Дей­ствительно, для человеческих ритуалов, имеющих культурно-исто­рическое происхождение, например для традиционных шествий, па­радов, праздников, песнопений, характерны ритмические действия, повторяемость, четкая регламентация действий, их утрированность и подчеркнутая красивость (рис. 10.4).

Особый интерес в этом плане приобретает анализ связей ритуаль­ного поведения людей с возникновением и развитием искусства. Из­лагая идеи К. Лоренца, эта связь может быть коротко описана через следующую последовательность этапов развития: необходимость пере­адресации агрессии — смещенное поведение — подчеркивание эле­ментов смещенного поведения с помощью красочных, утрированных, ритмизированных ритуалов и церемоний — появление намеренно, осоз­нанно театрализованных эффектов — развитие современной культуры «искусства для искусства». Естественно, что такая последовательность этапов формировалась в течение тысячелетних периодов развития че­ловеческой культуры, естественно, что процесс развития происходил и происходит с постоянно возрастающим ускорением.

Однако едва jth можно сомневаться в том, что формирование этапа «искусства для искусства», т. е. превращения искусства в самостоя­тельный, точнее самодостаточный, мотив человеческой деятельности, произошло достаточно давно. Становление искусства и других про­явлений культуры как новых мотиваций, как новых вариантов смысла жизни человека может рассматриваться, таким образом, в качестве от­даленных результатов сублимации и переадресации агрессии.

При обсуждении аналогий сублимаций и смещенного поведения сле­дует специально отметить, что в ходе описания поведения животных, и в особенности при описании смещенного поведения, в этологии большое



Глава 10. Мотивации человеческого поведения

Рис. 10.4. Сублимация: появление церемоний и ритуалов в поведении

животных

внимание традиционно уделяется вопросам, связанным с опасностью ан­тропоморфизма (от греч. antrvpos человек и morphe — вид, образ); Этот термин, как уже упоминалось ранее, подразумевает «очеловечива­ние», т. е. приписывание чисто человеческих свойств характера, мо­тиваций, способов мышления тем живым и неживым объектам, ко­торые не являются людьми, — растениям, животным, силам природы, вещам, богам.

Сходство поведения человека и животного в одинаковых ситуаци­ях свидетельствует о решении ими одинаковых задач, однако из этого совершенно не следует, что они располагают одинаковыми способами и механизмами мышления и анализа ситуации.

Мотивации и понятие смысла жизни

Вопрос смысла жизни, наверное, входит в число самых важных для человека, в число вопросов, о которых задумывается буквально каж­дый человек. «Зачем мы живем?», «В чем смысл нашего существова­ния?», «С какой целью приходим в этот мир?» — все эти «вечные во­просы», если задуматься, по сути дела, отражают структуру мотиваций личности. В этом смысле ответы на них являются сугубо личными для каждого человека. При этом очень важно, что абсолютное большинство людей не хотят видеть в качестве цели жизни удовлетворение простых потребностей, таких, как физиологические потребности в пище, ком­фортном жилье или сексе.

Необходимость удовлетворения этих первичных потребностей оче­видна, но недостаточна. Абсолютное большинство людей считают не­приличным ставить первичные потребности, что называется, во гла­ву угла. Более того, даже те из людей, которые по наследственным


или каким-либо другим причинам являются явными эротоманами, сла­столюбцами или любителями поесть, как правило, стараются либо за­маскировать свои страсти, либо придать им возвышенные мотивы, го­воря о жизнелюбии, философском стремлении ценить каждое мгновение жизни, все ее аспекты и дары. В своих мемуарах знаменитый Казанова многократно говорил, что он никогда не соблазнял женщин, но всегда искренне влюблялся и преклонялся перед ними.

Можно говорить о том, что человеку исходно, прирожденно свой­ственно стремление удовлетворять высшие мотивации, в том числе социально (общественно) полезные мотивации, мотивации, связан­ные с воспитанием детей, мотивации любви, сострадания, выполне­ния полезной, признаваемой его социальным слоем работы. Возмож­но, отсутствие реализации мотиваций такого рода является причиной возникновения многочисленных «хобби» типа собирания марок, монет, этикеток вин, спичечных коробков, брелков, а также таких занятий, как классическое выпиливание лобзиком или раскладывание пасьянсов.

В свете сказанного становится ясно, что проблема поиска смысла жизни непосредственно связана не только с воспитанием и самовос­питанием человека, но и с тщательным выяснением склонностей, ин­тересов и индивидуальных мотиваций. Действительно обидно, если человек только в зрелом возрасте доходит до понимания своего при­звания, потратив большую часть жизни на другие, неинтересные для него дела. Сложность вопроса заключается в том, что, к сожалению, выявление структуры собственных мотиваций, интересов и склонно­стей для многих людей не является простой задачей. Это выявление требует длительной работы над собой, работы, связанной, с одной сто­роны, с самоанализом, с другой — с попытками попробовать себя на разных работах, в-третьих — с обучением, т. е. ознакомлением с осно­вами разных наук, и, может быть, не в последнюю очередь с изучени­ем себя при помощи личностных опросников и тестов способностей.

Резюме

Проблемы целеполагания, связанные с побудительной стороной по­ведения, занимают огромное место в самых различных сторонах дея­тельности человека. Мотивации (потребности, драйвы) представляют собой внутренние силы организма, побуждающие его к деятельности. Таким образом, потребности энергегизируют поведение и ставят цели жизнедеятельности, причем эти цели являются исходными и не тре­буют обоснования.

Наиболее распространенная классификация потребностей Абраха­ма Маслоу включает: органические (физиологические) потребности, оборонительные потребности, потребности в принадлежности и любви, потребности в уважении и признании, познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации.

Вопросы и задания для самопроверки и семинаров

1. В чем отличие побудительных и операциональных аспектов по­ведения человека?

2. Вспомците иерархию мотиваций человека в соответствии со струк­турой Маслоу.

3. В чем заключается исследовательское поведение животных? При­ведите примеры.

4. Приведите примеры первичных и вторичных потребностей.

5. Как можно определить сущность процесса сублимации?

6. Приведите примеры смещенного поведения животных.

7. Рассмотрите гипотезу о происхождении церемоний и ритуалов в человеческом поведении.

8. Сравните примеры ритуального поведения животных и человека.


Глава 11

Эмоциональный мир личности

шшвтштштштшшвюштмш \шшяшшшштШ i и j

Ключевые понятия: регулирование поведения и мотивационной дея^-тельности, функции эмоций. Эмоции и познавательная деятельность^, эмоции и мышление, регулирование эмоций, способы передачи эмо­ций в сообществе, настроения, стрессы, фрустрации, аффекты. Цент­ры удовольствия, наказания, насыщения, голода, жажды, агрессии, са-моэлектростимуляция у животных, нейромедиаторы, симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы, эмоции «право- и левополушарного человека».