Смекни!
smekni.com

Психофизиология человека Кроль В М (стр. 56 из 61)

В этом плане можно судить о сложности и специфике профессии артиста, профессиональные качества которой требуют многократно­го «вживания в роль», связаны с необходимостью переживания мно­жества чужих жизней, эмоций, волнений. Становится хотя бы отчас­ти понятным, почему не каждому человеку дан талант настоящего актера. Понятно с этой точки зрения и то, что артист действительно обладает «ранимой» душевной организацией, так как хорошо сыгран­ная роль неизбежно связана с реальным переживанием артистом по­ложительных и отрицательных эмоций героя.

Рассматривая возможности активного влияния человека на свою эмоциональную сферу, следует особо отметить классический способ, применяемый имиджмейкерами и практическими психологами. Этот способ может быть назван по имени инструкции, лежащей в основе его применения: «Улыбайтесь!» Идея основана на давно замеченном факте — в каком бы плохом настроении ни находился человек, если он сознательно заставит себя изображать на своем лице в течение не­скольких минут «полноценную» улыбку, его настроение обязатель­но улучшится. Кстати, аналогичный способ поднятия настроения ис­пользуется при применении магнитофонных записей смеха, которые продаются в виде различных мешочков, при нажатии на которые в те­чение двух-трех минут звучит запись смеха, что, в свою очередь, об­легчает задачу появления улыбки.

Очевидно, что описанная формула «осознанное решение — мимика лица — эмоции» не обязательно должна включать в себя первый ком­понент. Некоторые люди обладают врожденными чертами характера, диктующими наличие постоянного сдвига настроения в жизнелюби­вую, как говорят, гедонистическую, сторону. У некоторых людей пос­ле соответствующих этапов тренировки (именно в этом состоит роль психологов и имиджмейкеров в данном процессе) появляется неосоз­нанная привычка, позволяющая им интуитивно использовать такой прием.

Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения

Важное значение эмоций для процессов регулирования поведения от­ражается также в их широком использовании в социальном поведении человека. Интересно, что впервые идея о регулирующем влиянии эмо­ций и мимики на общение была высказана еще Ч. Дарвином в 1872 году в работе «Выражение эмоций у человека и животных», где ярко выра­жен его общий интерес к вопросам эволюции социальных отношений в живой природе. Такие базисные эмоции, как гнев, радость, страх, интерес, печаль, отвращение или удивление, являются элементами эмоционального языка не только людей, но и антропоидов (высших обезьян).

I Мимика человеческого лица, тонко отражающая различные оттенки |эмоционального состояния человека, является настолько существенным ^инструментом общения, что совершенно адекватно воспринимается даже |при первом контакте людей разных культур, никогда ранее не встречав­шихся друг с другом. Интересно отметить, что в этом плане речь явно проигрывает при сравнении с языком мимики. Как говорит легенда, древние люди не смогли достроить Вавилонскую башню потому, что перестали понимать язык друг друга, наверное, этого бы не случилось, .-если бы строители могли пользоваться только языком мимики.

Наиболее детальные способы измерения эмоциональных состояний разработаны при исследованиях мимики лица человека. В ходе таких из­мерений используются два основных типа методик. Методики, в которых испытуемые сами ищут сходство той или иной эмоции с фотоэталонами специального атласа. Например, в атласе FAST (Facial Affect Scoring Technique), разработанном П. Экманом (Ekman P., Friesen W„ 1978), каж­дый тип эмоции представлен тремя фотографиями: для комплексов брови — лоб, глаза — веки и комплекса нижней части лица. Кроме того, в атласе представлены фотографии с разным направлением взо­ра и ориентацией головы. Методика Экмана, таким образом, реализу­ет хорошо известную идею фоторобота.

Другой способ измерения эмоций, также разработанный Экма­ном, связан с измерением электрической активности 41 двигатель­ной единицы лицевых мышц (метод FACS — Facial Action Coding System). В результате в виде эталонов представлены 24 паттерна рабо­ты отдельных мышц лица и 20 паттернов работы групп мышц, отражаю­щих те или иные мимические выражения (рис. 11.3). Использование таких способов измерения эмоций объективно показало отсутствие кросскультурных различай при выражении базисных эмоций (сча­стья, гнева, страха, отвращения, удивления, печали) у людей, при­надлежащих самым разным расам и культурам.

Разница культур при этом выражается в наличии разного соци­ального контроля. Так, по данным П. Экмана и У. Фризен, во время просмотра стрессовых сцен фильма американцы и японцы выража­ют свои эмоции одинаковым способом, но только при условии отсут­ствия внешнего контроля со стороны соотечественников. В присут­ствии же таковых японцы в большей степени маскируют проявления своих негативных эмоций. Существование механизмов социального контроля доказывается в условиях высокоскоростной киносъемки, ког­да появляется возможность выявить кратковременные неконтролируе­мые выражения лица человека, появляющиеся в первые моменты после восприятия им стрессовых ситуаций. Такие врожденные, генетически запрограммированные выражения длятся в течение первых 150-200 мс, после чего сменяются социально приветствуемой мимикой, принятой в соответствующей культурной среде.

Измерение электрической активности групп мышц лица человека по­казывает их прямую, непосредственную связь со степенью выраженно­сти различных эмоций. Так, П. Экман и У. Фризен в экспериментах реги­стрировали у испытуемых активность мышц различных точек лица (рис 11,3) во время кинопросмотра сцен приятного (спокойный оке­ан, играющий щенок, обезьяньи ужимки) и неприятного (травмати­ческая ситуация на производстве) содержания. После просмотра ис­пытуемым предлагалось оценить свой эмоции по 9 базисным шкалам (счастья, страха и т. д.).


Один из наиболее важных выводов состоял в обнаружении четкой по­ложительной корреляции между субъективно отмечавшимися пережи-

ваниями «счастья» и «радости» и активностью двух мышц: большой ску­ловой (от. zigomaticus major) и круговой мышцы глаза (m. orbicularis oculi). Улыбка, связанная с активацией этих двух мышц, была названа улыб­кой Дачена, по имени человека, который впервые высказал мысль, что улыбка радости должна отличаться от всех других вторичных типов улыбок, таких, как улыбка политика, улыбка социального контакта, маскирующая улыбка.

Как выяснилось, активность мышц улыбки Дачена действительно мо­жет являться прогнозным показателем для появления положительных эмоциональных состояний, степень ее активности пропорциональна ин­тенсивности положительных эмоций человека. Сложность же ситуации состоит в том, что большинство людей не способны произвольно управ­лять активностью комплекса мышц улыбки, т. е. не способны по своему желанию и вне зависимости от настроения поднимать кверху, к скулам, уголки губ (работа большой скуловой мышцы) и поднимать щеку, под­тягивая кожу внутрь глазницы (работа круговой мышцы глаз).

Всем хорошо известно, насколько трудно бывает справляться со сво­ей мимикой в стрессовых ситуациях, т. е. когда мышцы лица как бы ка­менеют и становятся совершенно неуправляемыми. Именно поэтому упомянутый ранее лозунг психотренинга «Улыбайтесь!» может быть реализован только после долгих и упорных занятий. Недаром в извест­ной детективной повести В. Богомолова «Момент истины» контрраз­ведчики во время войны обращали огромное внимание на степень есте­ственности мимики и «игры вазомоторных реакций» во время проверки лиц, подозреваемых в диверсионной деятельности.

Как выяснилось в дальнейшем, улыбка Дачена усиливается у лю­дей после успешно проведенного курса психотерапии, после просмот­ра хорошей кинокомедии, после юмористического концерта. Показа­но также, что этот тип улыбки появляется у младенцев уже в возрасте 10 месяцев, причем чаще, когда они реагируют на приближение мате­ри, и реже — на приближение незнакомого человека.

Наряду с этими данными были выделены группы мышц, активность которых связана с проявлением отрицательных эмоций. В частности, с эмоциями отвращения коррелирует работа трех групп мышц носо-губного комплекса лица. При проявлении отвращения у человека не­произвольно поднимается центральная часть верхней губы, усилива­ются носогубные складки и напрягаются крылья носа. Причем все эти реакции происходят при подавлении активности мышц улыбки.