Смекни!
smekni.com

Психофизиология человека Кроль В М (стр. 14 из 61)

Первую группу составляют эксперименты, в которых предъявлялись две буквы и испытуемые должны были ответить, одинаковы ли они. Буквы могли иметь одинаковое название и одинаковое написание, на­пример АА, или могли иметь одинаковое название и разное написание, например Аа. Измерялось время реакции, т. е. время от предъявления пары букв до принятия решения и нажатия на кнопку. В результате выяснилось, что время определения одинаковости букв существенно меньше в варианте АА, т. е. если буквы имеют и одинаковое написание, и одинаковое название.

Логичное объяснение этих данных заключается в том, что в процессе определения сходства буквы сравниваются в виде образов (картинок).

Далее в дополнительных сериях экспериментов выяснялось, в те­чение какого времени после начала сравнения имеет место образный анализ. Для этого вторая буква из пары предъявлялась не одновремен­но с первой, а через некоторое время. Время реакции в этих опытах измерялось от момента предъявления второй буквы. При такой схеме имело место сопоставление второй буквы и следа памяти первой бук­вы. Результаты показали, что, если задержка между буквами достигает примерно 3 с, время реакции при сравнении пар АА и Аа становится одинаковым (рис. 2.6). Таким образом, следует вывод о том, что образ­ное представление данных используется только в начальные периоды обработки информации.

Вторую группу составляют эксперименты с «мысленными поворо­тами» фигур. В этих экспериментах испытуемым предъявляли две фигуры и просили оценить, можно ли перейти от одной фигуры ко вто­рой путем ее мысленного поворота в собственной плоскости. При этом для контроля время от времени в качестве второй фигуры предъявляли зеркальные отображения первой фигуры, т. е. использовали такие изображения, которые ни при каких поворотах не могли совпасть с первой фигурой. Например, на рис. 2.7, а фигура 1 представляет собой стилизованный знак Я, фигура 2 может быть получена из фигуры 1 при повороте на 180 °, в то время как фигура 3 является зеркальным отобра­жением фигуры 1 и не может быть получена из нее ни при каких пово­ротах.

График (рис. 2.7,6) позволяет предполагать, что испытуемые повора­чивали вторую фигуру, добиваясь ее совпадения с исходной фигурой пары. При этом мысленное движение проводилось по часовой стрелке или против нее исходя из того, какой путь короче. Из полученных


данных следует, что при малых углах поворота требуется порядка 2 мс на Г, при больших — порядка 5 мс на Г. Ввиду того что время решения прямо зависело от поворота целостной фигуры, авторы пришли к выво­ду, что сравнение в таких условиях проводится именно в зрительных кодах, представляющих собой непосредственные образы предъявляе­мых фигур. Действительно, трудно представить полученное изменение времени реакции при повороте фигуры, если происходит сравнение списка признаков.


Слуховая образная память, другие типы образной памяти

Естественно полагать, что если мы можем видеть сигнал после окон­чания его внешнего физического существования, то нервной системе должно быть «выгодно» такое устройство, при котором мы слышим сигналы после их окончания. Это действительно так. По аналогии с «иконическим» хранением зрительных образов для образной слухо­вой памяти используется термин «эхоическое» хранение. Сходство этих видов сенсорной (чувственной) памяти заключается в том, что они хранят следы необработанной сенсорной информации. Существен­ной чертой образного следа является то, что, как правило, у большин­ства людей его длительность невелика. По-видимому, смысл этих ви­дов памяти заключается в продлении времени восприятия целостного сигнала, в получении дополнительного времени для того, чтобы рас­смотреть или расслышать сообщение.


На бытовом уровне эффект эхоической памяти отражается в выра­жениях типа «еще звучит в ушах» и часто связано с намеренным по­вторным внутренним проговариванием слова. Это имеет место, на­пример, при необходимости запомнить номер телефона, когда мы специально прислушиваемся к ^внутреннему звучанию, цепляясь за точность воспроизведения интонаций, громкости, акцента, высоты го­лоса. На активное использование механизма эхоической памяти ука­зывают результаты анализа ошибок в экспериментах со зрительным или слуховым восприятием букв. В таких экспериментах было пока­зано, что, даже если буквы предъявлялись зрительно, ошибки воспро­изведения были связаны со звучанием. Так, вместо В часто воспроиз­водилось Р (в англ. звучании «би» и «пи»), вместо S воспроизводилось X (в англ. звучании «эс» и «экс»). Более полные результаты этих экс­периментов приведены в табл. 2.1, где наиболее частые ошибки созву­чий выделены жирным шрифтом.

Аналогичные результаты, говорящие о значимости акустического кодирования, получены при изучении ошибок глухих студентов. Вы­яснилось, что у хорошо говорящих глухих встречались акустические ошибки, у плохо говорящих — нет.

Существование других типов образной памяти следует из наших са­монаблюдений. В той или иной степени люди могут представить себе тактильные ощущения, возникающие при прикасании к различным объектам, — ощущения тепла, холода, боли, напряженных мышц, запа­хов, вкуса многих продуктов. В качестве оценки выраженности образ­ной памяти можно использовать тест Бетса или, как его называют ина­че, тест «живости мысленных образов» (Р. Солсо, 1996). Испытуемый должен оценить по пятибалльной шкале выраженность образов при мысленном представлении ощущений семи модальностей: зрительной, слуховой, кожной, вкусовой, обонятельной, двигательной и органи­ческой. В тестовых заданиях испытуемых просят представить себе:

♦ цвета национального костюма;

♦ звук вырывающегося пара;

♦ ощущение песка;

♦ телесные ощущения, возникающие при беге вверх по лестнице (ощущения «забитых» мышц);

♦ вкус апельсина;

♦ запах нового лосьона;

♦ ощущения, связанные с больным горлом.

Образная память при раздражении мозга электрическим током

Специфическое доказательство наличия образной памяти было полу­чено в ходе многочисленных экспериментов по раздражению отдель­ных участков мозга, нервных стволов и рецепторов. Образы такого типа обозначают термином фосфены. Обычно раздражения, вызывающие фосфены, производятся в медицинской практике и осуществляются при помощи слабого электрического тока, что, в частности, связано с легкостью и точностью дозирования раздражения. Воздействия такого рода используются в диагностических целях, например, при исследова­нии чувствительности зрительного нерва или при изучении границ по­раженной ткани мозговых структур. Некоторые методики электрораэ-дражения связаны с терапевтическими воздействиями, направленными на тренировку проводимости зрительного нерва при ряде заболеваний.

Возникновение фосфенов имеет место и при других условиях — при механических воздействиях на глаз или ухо, а в некоторых случаях у людей с высокой возбудимостью фосфены возникают спонтанно, в покое или при длительной сенсорной изоляции. В частности, фосфе-нами объясняют различные «озарения», «видения света», описанные различными религиозными мистиками, занимавшимися самонаблюде­ниями и размышлениями в темноте. По этой же причине фосфены по­лучили также название «кино узников». На рис. 2.8 приведены 15 ти­пов фосфенов, полученных в результате обобщения данных более чём 1000 испытуемых. Фосфены были получены в условиях низковольт­ного раздражения (напряжение 1 В, ток 1 мА), приложенного к вис­кам испытуемых.


Фосфены возникают и в результате механических воздействий, та­ких, как удар или достаточно сильное нажатие на глазные яблоки. Такие простые и часто непроизвольные случаи издавна давали пищу для раз­мышлений, представляли собой способы познания своих ощущений. С более общих позиций возникновение первичных образных ощуще­ний, конечно, ограничено не только зрительными образами. Различ­ные неспецифические раздражения других органов чувств вызывают аналогичные эффекты. Например, аккуратное касание тоненькой иго­лочкой различных частей языка вызывает различные вкусовые ощу­щения, такие, как ощущения кислоты, горечи, неспецифические воз­действия на ухо вызывают эффект звона, шума и т. д. Возможно, все эти эффекты лежали в свое время в основе возникновения философии субъективного идеализма, представители которого считали, что все србытия внешнего мира на самом деле существуют только внутри нас.

Существенное значение для изучения фосфенов имел тот факт, что их максимальная выраженность имела место, если раздражение про­водилось импульсами с частотой от 5 до 40 Гц, т. е. в диапазоне частот основных биоритмов мозга. При варьировании частоты раздражающих импульсов происходил переход от одних типов "фосфенов к другим. Причем для каждого испытуемого тип фосфена, соответствующего некоторой данной частоте, повторялся на протяжении нескольких ме­сяцев. Наличие зависимости типа фосфена от частоты стимуляции, возможно, объясняется тем, что разные частоты приводят к резонанс­ному ответу разных участков нейронной сети, отвечающих за эти фос­фены.

Раздражение электрическим током первичных областей зрительной коры головного мозга, т. е. тех областей, к которым приходят оконча­ния зрительного нерва, также вызывает фосфены. Они имеют вид яр­ких точек света или ярких пятен света, при усилении раздражения — звезд, колес, цветных дисков, шаров, спиралей и т. д. При раздраже­нии областей первичной слуховой коры больные сообщают о наличии слуховых образов, таких, как звон, щелканье, щебетанье, гуденье и др.