Смекни!
smekni.com

Психофизиология человека Кроль В М (стр. 2 из 61)

Темперамент человека и его характер......................................................... 241

Пример практического самоопределения своего типа характера....... 244

Тест. Личностный опросник Г. Айзенка............... ;.................................... 245

Обработка результатов.................................................................................... 247

Ключ к опроснику Г. Айзенка........................................................................ 248

Психофизиологические корреляты личностных факторов.................... 250

Резюме................................................................................................................... 253

Вопросы и задания для самопроверки и семинаров................................ 254

Глава 10. Мотивации человеческого поведения......................................... 255

Мотивации как основа формирования жизненных целей...................... 255

Иерархия мотиваций человека. Мотивации животных......................... 257

Формирование новых мотиваций и корни духовных

ценностей................................................................................................... 260

Переключение энергии и механизмы сублимации

у животных: церемонии и ритуалы.

Истоки культурных традиций у человека........................................ 264

Мотивации и понятие смысла жизни..... :.................................................... 269

Резюме................................................................................................................... 270

Вопросы и задания для самопроверки и семинаров........................... ,...v271

Глава 11. Эмоциональный мир личности..................................................... 272

Эмоции и регуляция мотивационной деятельности................................. 272

Эмоции и регуляция познавательной деятельности................................ 275

Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения........... 278

Эмоции и язык социально значимых жестов и поз................................... 282

Настроения, стрессы, аффекты...................................................................... 284

Психофизиология механизмов мотиваций и эмоций................................ 288

Психофизиология механизмов стрессов и аффектов............................... 292

Полушария мозга управляют различными сторонами

эмоционального поведения 294

Резюме.................................................................................................................... 297

Вопросы и задания для самопроверки и семинаров................................ 298

Список литературы.............................................................................................. 299


Предисловие

Силы человеческой души, называемые в просторечии психическими актами, способностями, процессами, функциями, действиями и дея-тельностями, выступали и выступают предметом изображения в ми­фологии и искусстве, предметом размышления в теологии и филосо­фии, предметом изучения в психологии и других науках о человеке. Искусство и философия отдельно или совместными усилиями порож­дают и задают науке (разумеется, непроизвольно) смысловой внут­ренне напряженный образ, который рано или поздно выступает для науки в качестве исходного, поискового при построении возможного предмета научного исследования. Так, например, античностью были заданы образ апейрона (атома), образ души, образ разума, образ памя­ти, образы человеческих страстей, героических поступков, мужества, воли и многого другого.

Попытки сведения в единое целое различных гуманитарных и есте­ственно-научных данных для объяснения, а еще лучше, понимания того, что самые разные люди интуитивно называют душой, душевны­ми переживаниями, мыслями и чувствами, является важной, хотя и трудно разрешимой задачей психофизиологии. Такие попытки со сто­роны физиологии делались неоднократно в прошлом, и надо сказать, что сближение психологии с ее физиологическими (нейрофизиологи­ческими) механизмами представляется совсем не простым равномер­ным процессом. Скорее этот процесс можно сопоставить с причудли­вым и зависящим от многих понятных и непонятных причин слиянием дождевых струй и капель на ветровом стекле автомашины.

1 Египет J.S. Autobiography. In G. Lindzey (Ed.). A history of psychology in autobiography. (Vol. 7, pp. 75-151). San Francisco: Freeman, 1980.

Тем не менее потребность в целостном осмыслении всей огромной (может быть, и неохватной) проблематики психологии, по-видимому, всегда ощущалась думающими людьми независимо от уровня их обра­зования и характера деятельности. Живой классик современной психо­логии Дж. Брунер писал: «Три вопроса повторяются неизменно: что в человеке является собственно человеческим? Как он приобрел это че­ловеческое? Как можно усилить в нем эту человеческую сущность?»1

Потребность в интегральной оценке душевных явлений можно увидеть также и в другом знаменитом высказывании, принадлежащем Имману­илу Канту: «Две вещи наполняют душу все новым и растущим изумле­нием: звездное небо над головой и моральный закон во мне».

Тоска по целостности если не души, то по целостности психологии отчетливо ощущается в автобиографии А. Р. Лурии, написанной им в конце жизни. Он вслед за Максом Ферворном разделял ученых на «классиков» и «романтиков». Последних не удовлетворяет расчлене­ние живой реальности на элементарные компоненты, воплощение ее в абстрактных моделях. Они пытаются сохранить богатство конкретных событий как таковых и их привлекает наука, сохраняющая это богат­ство Сам Александр Романович счастливо сочетал в себе свойства «классиков» и «романтиков».

Аналогичную тоску по целостности мы встречаем у того же Джеро­ма Брунера. В «Автобиографии» (1980) он не слишком оптимистиче­ски пишет: «Я не чувствую, чтобы мои работы совершили революцию или в моем собственном мышлении, или в состоянии наук о человеке в целом. В чем-то самом важном я чувствую себя неудачником. Я на­деялся, что психология сохранит целостность и не превратится в на­бор несообщающихся поддисциплин. Но она превратилась. Я надеялся, что она найдет способ навести мосты между науками и искусствами. Но она не нашла». Нужно сказать, что подобная самооценка Дж. Бру­нера не вполне справедлива. Его работы, как и работы А. Р. Лурии, внес­ли существенный вклад в развитие целостных представлений о чело­веке, в изучение его живой души и сознания, но проблема остается.

1 Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. — М.: Изд-во МГУ, 1982.

Книга В. М. Кроля представляет собой очередную и достаточно удачную попытку согласования точек зрения многих наук на законо­мерности и механизмы психических процессов. Особенностью пред­лагаемого учебника является многоплановость изложения материала: многие явления описываются автором с учетом их этологических, нейрофизиологических, информационных и молекулярных корреля­тов. На современном уровне развития смежных областей науки воз­можность таких сопоставлений является одновременно очевидной и проблематичной. Ее реализация полезна для формирования мировоз­зрения учащихся. Объединение в рамках одного учебника описания психологических явлений и их физиологических механизмов представ­ляется целесообразным не только в связи с тем, что это соответствует учебным планам вузов, но и потому, что для понимания сущности современной психологии необходимы знания о механизмах развития* способностей, мотиваций, интеллекта, характеристик личности че­ловека. Важно отметить интенцию автора к целостному, полному и глубокому описанию основных фактов и теоретических положений современной психофизиологии. Книга написана хорошим языком, живо, занимательно и убедительно, что ценно для учебника. Текст со­держит четкие определения описываемых явлений, понятий, гипотез и закономерностей.

Интегративное, целостное описание науки, так же как и разделение итогов (продуктов) изображения, размышления и исследования, ра­зумеется, весьма условно и границы размыты1 Конечно, мифология содержит нечто большее, чем образ. Афродиту можно считать первым психологом-экспериментатором. Она, для того чтобы разлучить Пси­хею с Эротом, заставляла ее проходить через разные испытания. Пси­хея, пройдя их, стала не только богиней, но и символом бессмертной души, ищущей свой идеал: «... душа наша не субстанция, сделанная из метафизической ваты, а легкая и нежная Психея»1. Душа — бунин-ское «легкое дыхание», которое у Оли Мещерской «снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре» (Бу­нин И. А. «Легкое дыхание»). О значении мифического в культуре точно написал Т. Манн: «В типичном всегда есть много мифического, мифи­ческого в том смысле, что типическое, как и всякий миф, — это изна­чальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, из­древле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда присущие ей при­меты» 2. Именно в этом смысле мифология и искусство намного опе­режают мысль не только науки, но и философии в познании живого. И все же нередко создается впечатление, что искусство, философия и наука имеют дело с совершенно различными предметами.

1 Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Худ. лит., 1990. - С. 259. *MaHti Г. Собрание сочинений. - М.: Советский писатель, 1960. Т. 9. - С. 186.


Необходимо более пристальное внимание и специальная, далеко не простая работа, чтобы обнаружить сходство в представлениях, напри­мер, о памяти, порожденных художником, философом и ученым. При­чина этого очевидна. Сходство, если оно действительно есть, не нагляд­но, его нужно устанавливать. В самом деле, искусство представляет память как живой целостный образ, как миф, как живую метафору, например Лета, персону, например Мнемозина! Раскрыть живую метафору не просто. Метафора — это скоропись духа, стенография большой личности, — говорил Б. Пастернак. Наше дело ее расшифро­вывать и понимать. Философия представляет память как идею, цен­ность и смысл, выраженные в слове: «Философия — это сознание вслух», — говорил М. К. Мамардашвили. Наука представляет память как законосообразный механизм, модель и проект их реализации, т. е. как действие. А, Бергсон, В. И. Вернадский неоднократно подчеркива­ли, что действие — характерная черта научной мысли. Сама наука — это нормативная деятельность, включающая множество инструмен­тальных действий от наблюдения до обработки результатов. Благода­ря ориентации на механизм наука присвоила себе исключительное право на объективность. Следы пренебрежения к слову и образу ощу­щаются в ней до сего времени, чему, к сожалению, подражает образо­вание, забывая о собственной этимологии.