Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 10 из 104)

В работах «Воля к власти», «Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра» Ницше дает ори­гинальное понимание человеческой морали, которая пре­дельно относительна. Истин морали нет. Но у моральных действий (поступков) есть критерий. Критерий действия, или «практической морали» — степень приближения че­ловека к власти. Никакой общей морали «для всех» не су­ществует. То, что морально (справедливо, хорошо, полез­но) для одних, не морально для других. Раньше, до Сократа, мораль отражала интересы сильных, умных, бо­гатых, благородных людей. Сократ был «первым декаден­том» в философии, человеком, который пытался найти «общую» мораль — правила Нравственности, которых дол­жны придерживаться все люди без исключения. Но глав­ным искажением морали стало христианское учение, ко­торое восторжествовало в европейской культуре. Христианская мораль стала «... суммой условий сохране-

46


ния бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека». Христианская мораль перевернула истинные идеалы людей в целях сохранения стадного большинства, убогого и физически, и умственно. Она провозгласила доб­ром смирение, нищету духа, аскетизм тела. Эта стадная мо­раль даже не может быть критически осмыслена, поскольку она приписывается Богу, а догматы не обсуждаются, но ис­полняются.

Ницше считал, что сложившиеся ценности европей­ской культуры следует подвергнуть переоценке. Однако такая способность к переоценке ценностей — свойство особого человека, носителя творчества и воли, который вскоре должен появиться в мире. Ницше предрекал появ­ление «сверхчеловека».

«Сверхчеловек» — это не герой и не великий человек,
как Бетховен, Наполеон, Шопенгауэр или Гете. Это новая
порода людей, которой еще не было в мире. Кстати ска­
зать, «сверхчеловек» не появляется из какой-либо опреде­
ленной нации, он — плод развития всего человечества
(прежде всего европейцев). Эта новая каста <<сверхлюдей»
преобразует будущую культуру и мораль человечества. Она
даст народам новые мифы взамен старых. Эти люди не
будут иметь иллюзий старой морали и культуры. Справед­
ливость для них будет состоять в неравенстве. Никаких
общих законов морали для «слабых» и «сильных» не дол­
жно быть.

Истинная справедливость есть функция силы и власти и должна служить «сильным» людям. Для «слабых» выс­шая справедливость — это погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей». Идеи Ницше были использованы в нацистской Германии как одна из основ идеологии Третьего рейха, однако не надо забывать, что нацисты и Гегеля, и Фихте причисляли чуть ли не к сво­им предшественникам. Ницше, конечно, не был идеоло­гом античеловечности и нацизма. Таких людей, как Гит­лер, он глубоко презирал, идеи национализма и социализма (национал-социализма) не разделял. Но из его работ, часто написанных в афористической, поэтической манере, можно сделать и антигуманные, бесчеловеческие выводы.

47


Постклассическая европейская философия включала в себя не только иррациональные, но и мощные рациональ­ные системы. Наиболее известны марксизм и позитивизм.

Карл Маркс (1818—1883) — один из величайших эконо­мистов и социологов XIX в. В области философии Маркс считал себя учеником Гегеля. Его философия стала значи­тельным шагом в развитии европейской мысли. В ряде своих работ («Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеоло­гия», «Капитал» и др.) Маркс формулирует свой метод философии как диалектико-материалистический. Он го­ворил о том, что диалектика должна помочь объяснить ре­альный мир из него самого, а не из абстрактно выведен­ных понятий духа. Главное — не объяснить мир, а изменить его. Философия же есть духовное оружие тако­го изменения. Наиболее интересны философские взгляды Маркса на общество. Он развивает материалистическое понимание истории, где применяет метод диалектическо­го материализма. В общественном производстве люди не­зависимо от своей воли, с необходимостью вступают в производственные отношения, которые образуют «базис» общества. В их основе лежит отношение к собственности на средства производства. Базисные отношения влияют на «надстройку», которая состоит из политических, право­вых, религиозных, моральных и др. отношений людей. Маркс считал, что духовные отношения зависят от мате­риальных, а не наоборот. В целом не сознание определя­ет бытие, а общественное бытие определяет сознание.

Поскольку базис общества непрерывно изменяется, изменяется само производство, то меняется и надстройка общества. Совокупность конкретно-исторических отно­шений базиса и надстройки называется «общественно-экономическая формация». В самом общем виде в кон­цепции Маркса три формации: доклассовая, классовая и бесклассовая. Общество закономерно и естественно дви­гается к бесклассовой формации, т. е. к коммунизму. Это движение сложно, противоречиво, но в конечном счете неизбежно. Экономические отношения на последней фазе подчинены социальным (отсюда — социализм). В обще­стве будет отсутствовать эксплуатация человека челове­ком, эксплуатироваться будет труд машин, человек будет

48


только управлять сложным автоматическим производ­ством и большую часть своего времени потратит на свое духовное и телесное самосовершенствование. Общее со­циально-культурное развитие человечества на фоне чрез­вычайно развитой материально технической базы, изоби­лие продуктов и доступность услуг искоренит негативные проявления общества: насилие, воровство и пр. Однако механизмом смены общественно-экономических форма­ций является социальная революция, включающая наси­лие. В конечном счете, считал Маркс, изменится вся со­циальная реальность,начнется «подлинная история», изменится человек. Государство отомрет как аппарат на­силия, ненужными окажутся ранее существовавшие фор­мы семейных отношений, появится всемирный язык, сам человек станет «универсальным в своей деятельности и гармонично развитым».

Огюст Конт (1798—1857) — известнейший француз­ский философ, основатель школы «позитивизма», отвер­гал идеи немецкой классической философии, противопо­ставив «старой» философии как науке о первоначалах бытия новый «позитивный» взгляд на теорию и историю науки. Вся «старая» философия от греков до Гегеля объяв­ляется Контом «спекулятивной», т. е. ненаучной, необъек­тивной, чем-то вроде сказок и мифов. Дело в том что ни­каких первопричин бытия нет и быть не может. Есть явления в мире, которые и должна познавать наука, опи­раясь на методы, которые она сама и вырабатывает. На­пример, химия имеет свои методы, а математика — свои. Общих же методов, действующих во всех науках, по мне­нию Конта, не существует.

Общество изучает новая наука — социология, основа­телем которой и был философ. Главная идеяКонта до­статочно четко просматривается: 1) философия не наука, 2) а наука сама себе философия. В своих работах он выде­лял три стадии интеллектуальной эволюции человечества: теологическую, метафизическую и позитивную, научную. На первых двух стадиях человечество объясняет мир не­верно, через сверхъестественные причины или выдуман­ные абстракции. На последней стадии, опираясь на на­блюдения и эксперимент, а также на законы формальной

49


логики, человечество способно понять действительные за­коны явлений. Однако каких-то особых «мировых» или философских закономерностей в мире нет.

Новая позитивная философия, по Конту, должна обоб­щать данные естественных наук, их главные результаты и методы, тем самым помогая возникновению нового син­тетического знания. В конечном счете новая позитивная философия сможет помочь человечеству изменить обще­ство к лучшему состоянию.

Современная западная философия XX в. отличается от «классического» этапа своего развития рядом особеннос­тей, понять которые можно только сопоставив этапы. Классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного пре­образования. При этом большинство мыслителей исходи­ло из тезиса доступности познания и достижения истины любым человеком. Такой гносеологический «демокра­тизм» дополнялся «оптимизмом».

Считалось вполне возможным на основе постижения законов природы и общества господствовать над ними. Это означало прежде всего достижение материального благоденствия человечества при помощи науки и высочай­шего развития человека, всех его духовных и физических сил, при помощи установления оптимального обществен­ного устройства. Несокрушимой вере ученых в силу чело­веческого разума и обязательность общественного процес­са первый удар был нанесен Великой французской революцией 1789 г. Последующие события в Европе и Америке (наполеоновские войны, перевороты, революция 1848 г.) .заставили усомниться в значимости просвещения для смягчения нравов и установления социальной гармо­нии. Наука же показаласвой «звериный оскал» в мировой войне 1914г., продемонстрировав способность использо­вать ее для массового уничтожения человечества и его культуры в газовых атаках и ковровых бомбардировках мирных городов. Не мудрено, что наиболее проницатель­ные мыслители конца XIX в. в момент казалось бы наи­большего торжества идей классической философии вдруг заговорили о сомнительности исторического прогресса,

50


релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского «цивилизованного» человека.

Надлом классической философии произошел уже в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их по­следователей. Эти выдающиеся философы показали, что и познание и процесс добывания истины доступны дале­ко не всем и каждому, что мир вовсе не является рацио­нальной единой системой, а прогресс наук привел к ужас­ным для человечества последствиям. История скорее иррациональна, а познание аристократично и преиспол­нено мифами. Попытка же создать всеобъемлющее миро­воззрение выглядит просто смешной на фоне крайней ин­дивидуализации человеческого бытия, его автоматизации. Проблема человека повернулась доселе невидимой гра­нью. С одной стороны — нивелировка, «усреднение» че­ловека, становление и распространение в мире «человека толпы»; с другой стороны — одиночество, отчаяние и бес­помощность человека перед миром и обществом как пре­дел индивидуализма. Уже у Шопенгауэра, Ницше, Кирке-гора мы находим мотивы более позднего этапа западной философии, которые доминируют в ней с 20-х гг. XX вв. Если коротко определить основные тенденции современ­ного философского мышления на Западе, то мы назовем Сциентизм, антропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии. Коротко очерняй суть назван­ных тенденций.