Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 26 из 104)

Совершенно очевидно, что астрономическая шкала времени не может полностью описать события, происхо­дящие в живом организме, который Использует при ре­шении широкого круга задач, связанных с физиологическими и поведенческими актами, собственное (физиологическое) время. Собственное физиологическое время организмов имеет свою меру: оно может убыстряться, замедляться,

122


или даже останавливаться, прекращать свои ход, когда в состоянии процесса отсутствуют изменения. Масштабы собственных времен организмов разные на разных уров­нях иерархии физиологических систем. Если ученые на­учатся управлять собственным временем организмов, то это откроет возможность решить задачи, связанные с кор­рекцией их функционального состояния.

Социальное пространство-время. Пространственно-вре­менные структуры социальной формы движения материи также имеют свою специфику. Не случайно их определя­ют особыми терминами: социальное пространство и соци­альное время.

Пространственные социальные структуры, характери­зующие общественную жизнь, не могут быть описаны только как физические или биологические. Конечно, об­щество, также как и природа, в своем бытии не может выйти за пределы трехмерного измерения, будучи вписан­ным в физическое пространство космоса и биологическое пространство биосферы. Но указание на три простран­ственных измерения не объясняет многих специфических особенностей социального пространства, в силу того, что оно не существует вне и независимо от человеческой дея­тельности. Социальное пространство нельзя рассматривать в отрыве от смыслов человеческого бытия. То есть его объек­тивность есть объективность, созданная человеком. Бес­спорно, что создавая социальное пространство, т. е. творя значимые для себя пространственные сферы жизнедеятель­ности, человек не может выйти за пределы объективного трехмерного пространственного мира и его законов. В ходе жизнедеятельности люди выделяют из физического пространства места своего обитания — плодородные по­чвы и близость воды, где и строят жилища и поселения. Человек создает пространственные социальные структу­ры, такие как орошаемые земли, пастбища, искусственные водоемы, поселки и города с их архитектурой и т. д. Эти освоенные человеком пространственные сферы наделяют­ся особым смыслом. Человек все наделяет смыслами, но если неосвоенные им пространства природы он воспри­нимает как нечто враждебное и опасное для жизни, то

123


«очеловеченные» пространства природы он воспринима­ет как нечто родное, близкое.

Можно сказать так: для человека социальное простран­ство становится своеобразной призмой, через которую он воспринимает весь окружающий мир. Отношение к социаль­ному пространству становится частью мировоззренческих ориентиров человека. Так, в средневековом мировоззрении пространство рассматривалось как система разнокачествен-ных мест. Это означало, что событие, происходящее в дан­ном месте, не обязательно произойдет в другом. Каждая пространственная точка уникальна, и есть места, где мо-жет свершиться чудо. В земном мире выделялись святые места, куда устремлялись паломники. Существовали свя­тые места в храмах, где предполагалась возможность ис­целения от болезней, искупления грехов и т. д.

В мировоззрении Нового времени появляется пред­ставление о пространстве как однородном и однокаче-ственном. В нем все точки и направления равнозначны для совершения событий, а потому всё изменения, про­исходящие с объектами, будут одними и теми же для лю­бой точки пространства. Нет святых мест, где совершаются чудеса, вопреки законам земного пространства. Такое по­нимание пространства способствовало возникновению научного мировоззрения и служило обоснованием доверия к эксперименту.

Итак, социальное пространство не сводится только к отношениям материальных тел, а включает в эти отноше­ния человеческие смыслы, которые фиксируются в том или ином конкретно-историческом мировоззрении. Социальное пространство образует мир вещей «второй природы», т. е. природы, созданной человеком. Пространственная орга­низация вещей этого мира обладает социально значимы­ми характеристиками.

Специфика социального пространства взаимосвязана со спецификой социального времени, которое характеризу­ет изменчивость общественных процессов и явлений, а так­же ритм и меру этой изменчивости.

Время протекания общественных процессов, истори­чески возникающих преобразований в жизни людей, оп­ределяется не столько субстанциальными особенностями

124


природных процессов, которые часто невозможно уско­рить или замедлить в силу «сопротивления» природного материала (например, нельзя «заставить» природу уско­рить процесс образования запасов нефти), сколько зави­сит от деятельности людей, обладающих сознанием. По­этому одни и те же процессы могут иметь неодинаковую продолжительность своего свершения. Например, в Со­ветском Союзе процесс индустриализации занял несколь­ко десятилетий, так как был использован индустриальный опыт западных стран, занявший во времени более столе­тия. Люди в разных культурах имеют различные ценност­но-культурные установки, ментальные характеристики, а потому время протекания внешне одинаковых событий в различных культурах может не совпадать.

Специфической особенностью социальной формы движе­ния материи является наличие субъекта изменения, наделен­ного сознанием, волей, мышлением. Это обусловливает и спе­цифику протекания социального времени: здесь нет «чистой» природной объективности; его мерность, ритмичность, про­должительность, темпоральность являются производными от ментально-духовных характеристик субъектов социаль­ного движения материи, т. е. людей той или иной конкрет­но-исторической эпохи. Например, первые цивилизации древнего мира развивались очень медленно, и время про­текания социальных процессов было замедленно. Это объясняется тем, что в обществе доминировала ценност­ная установка.на сохранение и поддержание традицион­ных социальных отношений, воспроизводство накоплен­ного предками опыта. В своих ценностно-ментальных установках люди были ориентированы на отношение к традиции как к чему-то священному, что и замедляло вре­мя социальных изменений.

Отказ следовать традициям, признание «нового» и «но­визны» в качестве главной ценности привело к резкому ускорению развития социальных процессов. Социальное время обрело новые характеристики: ускоренные ритмы и темпы, что ярко проявилось в обществе эпохи форми­рования капиталистических отношений. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации человеческого труда, уплотнения событий и процессов,

125


протекающих в единицу времени. Не случайно именно в эту эпоху была изобретена секундная стрелка как свиде­тельство ускорения темпов жизни. Начался бег времени, превышающий уровень биологических ритмов человечес­кого организма и происходящих в нем физиологических процессов, что негативно сказывается на здоровье людей. Еще в большей мере ускорение социального времени свойственно нашей эпохе, для которой уже недостаточно секундного измерения времени.

Скорость протекания социального времени определяется его насыщенностью социально значимыми историческими событиями, а потому оно течет неравномерно: то убыст­ряясь, то замедляясь. Ускорение социального времени обусловливается революциями как социальными, так и научно-техническими. В эти периоды происходит уплот­нение социального времени: за один и тот же интервал времени происходит исторических событий во много раз больше, чем в периоды спокойного развития общества. Предоставляем читателю самому порассуждать о том, как изменилась скорость протекания социального времени после таких, например, социальных событий, как Вели­кая Октябрьская социалистическая революция, или науч­ных открытий, например, электричества, изобретения атомной бомбы и т. д.

Социальное время характеризуется не только неравно­мерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В нем можно выделить время, определяющее историю про­исхождения рода человеческого, время образования на­ций, государств, время развития и смены культур и циви­лизаций, а также время индивидуального бытия человека. В свою очередь, индивидуальное бытие человека подраз­деляется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен своя скорость про­текания процессов и свои смыслы. Например, в старости человек перестает спешить, как бы усмиряет бег времени, переосмысливает смысл своего бытия.

Движение и развитие. Движение, т. е. изменение как таковое, признавали все философы. Но его можно пони­мать по-разному. Например, античные мыслители, пред­ставители механистического материализма XVII —

126


XVIII вв. и др. отождествляли изменение с простым уве­личением, уменьшением, повторением одного и того же. Даже диалектик Гераклит утверждал, что «мир единый не создан никем из людей и никем из богов, но был, есть и будет вечно воспламеняющийся и угасающий огонь». А это означало признание того, что в мире происходит веч­ная циклическая повторяемость всех изменений. В антич­ности уже сформировалось философское убеждение в том, что в мире существует взаимодействие и взаимный пере­ход противоположностей: единого и многого, холодного и теплого, сухого и влажного, света и тьмы, что мир на-ходится в постоянном движении, но отождествление из­менений с бесконечно повторяющимися циклами не по­зволяло поставить проблему возникновения принципиально нового. Для этого следовало отказаться от циклического понимания времени, в рамках которого не могла родить­ся идея необратимости течения событий, лежащая в осно­ве признания идеи развития.