Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 96 из 104)

Исходя из сказанного, философ формулирует тезис: «Без «хаоса» нет познания. Без частого отказа от разума нет прогресса». Развертывание данного тезиса приводит его к выводу о том, что даже в науке разум не может и не должен быть всевластным и должен подчас оттесняться или устраняться в пользу других побуждений. Хотя на­ука — главный «носитель» разума, но даже здесь он не может быть всесильным и универсальным и неразумность в научной сфере не может быть исключена.

458


При всей важности общих философских предписаний и других рациональных средств, нельзя, по Фейерабенду, считать нормальной ситуацию, когда насильно насажда­ются разумность и единообразие, когда чрезмерно разду­вается значение каких-либо крайностей (рационального, иррационального и др.). Философ призывает видеть мно­гообразие форм познания и способов понимания природы и общества (религия, мифы, наука и др.), исходить из не­обходимости выбора между ними и ни одну из них не представлять «.в качестве меры метода и знания». Иначе говоря, всегда необходимо, особенно в демократическом обществе, не упускать из виду обе стороны — «разум» (мышление, науку) и «неразумие» (иррациональное). Каж­дая из этих сторон имеет равное право на выражение и внимание, но не надо абсолютизировать ни одну из них.

В современной философско-методологаческой литера­туре все активнее «вводятся в оборот» различные формы вненаучного знания, исследуются их особенности и взаи­моотношения с научным познанием, предлагаются различ­ные классификации вненаучного знания. Одну из интерес­ных и содержательных классификаций форм вненаучного знания предложили Т. Г. Лешкевич и Л. А. Мирская. Они выделяют следующие его формы:

— ненаучное, понимаемое как разрозненное, несисте­матизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с суще­ствующей научной картиной мира;

— донаучное, выступающее прототипом, предпосылоч-ной базой научного;

— паранаучное как несовместимое с имеющимся гно­сеологическим стандартом. Широкий класс паранормаль­ного (от греч. Пара — около, при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отно­шениях, скрывающимися за обычными явлениями;

— лженаучное как сознательно эксплуатирующее до­мыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;

— квазинаучное знание ищет себе сторонников и при­верженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархи-

459


зированной науки, где невозможна критика власть при-держащих, где жестко проявлен идеологический режим;

— антинаучное как утопичное и сознательно искажа­ющее представления о действительности. Приставка анти-обращает внимание на то, что предмет и способы иссле­дования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком»;

— псевдонаучное знание представляет собой интеллек­туальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астро­навтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Развивая и конкретизируя эту свою классификацию, названные авторы в сфере внерационального, вненаучного знания выделяют три основных вида познавательных фе­номенов: паранормальное знание, псевдонауку и девиан-тную науку.

Паранормальное знание (греч. para — около, при, вне) включает в себя учения о тайных природных и психичес­ких силах и отношениях, скрывающихся за обычными яв­лениями (например, мистика, спиритизм, телепатия, яс­новидение, психокинез). Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и зага­док, а также умелая обработка «фактов». Его отличитель­ные признаки — рассказ историй («объяснение через сце­нарий») и безошибочность. Термин «девиантное» означает отклоняющуюся от принятых и устоявшихся стандартов познавательную деятельность. Причем сравнение проис­ходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопостав-чении с нормами, разделяемыми большинством членов научного сообщества.

Авторы безусловно правы в том, что «нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культи­вировать исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказывать в кредите доверия вызревшим в их не­драх интересным идеям, какими бы первоначально со­мнительными они ни казались»2.

1 См.: Лешкевич Т. Г., Мирская Л. А. Философия науки: интер­претация забытой традиции. Ростов н/Д., 2000. С. 144—145.

2 Там же. С. 152-153.

460


В последние годы, особенно в связи с кризисными яв­лениями мировой цивилизации конца XX в., растет инте­рес к эзотеризму как одному из вненаучных способов ду­ховного освоения мира. Для него характерны закрытость содержания от «непосвященных», способность приобще­ния своих сторонников к трансцендентным тайнам мироз­дания, сложная символизация и ритуализация функцио­нирования в обществе. К эзотерическим учениям обычно относят гностицизм, теософию, антропософию, парапси­хологию, магию, алхимию, астрологию.

Эзотеризм может представать либо как самостоятель­ное формообразование, либо как элемент других форм освоения действительности (религиозной, художествен­ной и др. — и даже научной), с которыми эзотеризм по­стоянно взаимодействует. Заполняя определенный зазор (нишу, лакуну) между наукой и религиозным познанием, эзотеризм предлагает свое специфическое решение про­блем, не требуя при этом ни рациональных доказательств, ни ссылок на священное писание, ни обращения к откро­вению, а лишь призывая внимать к «голосу тайны».

Думается, не лишены основания утверждения о том, что если постоянно указывать на опасности и беды, кото­рые несут теософия, оккультизм, астрология и т. п., то от этого ничего не выиграют ни наука, ни культура, ни об­щество в целом, Нужно стремиться к диалогу между все ми формами культуры, всеми способами освоения чело­веком мира, изучая особенности и возможности каждого из них. Афоризм П. Фейерабенда «все дозволено» очень точно выражает это стремление.

2. Структура научного познания, его уровни и формы

Эмпирическое и теоретическое. Научное познание (и знание как его результат) есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. После­дняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических сво-

461


их элементов. В качестве таковых могут выступать: объект (предметная область познания); субъект познания; сред­ства, методы познания — его орудия (материальные и ду­ховные) и условия осуществления.

При ином срезе научного познания в нем следует раз­личать такие элементы его структуры: фактический мате­риал; результаты первоначального его обобщения в поня­тиях; основанные на фактах научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из последних законы, прин­ципы и теории; философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания и некоторые другие элементы.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, основным элементом которой является теория — высшая форма организации знания. Взятое в це­лом, научное познание включает в себя два основных уров­ня: эмпирический и теоретический. Хотя они и связаны, но различаются друг от друга, каждый из них имеет свою спе­цифику. В чем она заключается?

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его фор­мы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но име­ют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

Любое научное исследование начинается со сбора, си­стематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» (от лат. facturum — сделанное, свершившееся) имеет следую­щие основные значения:

1. Некоторый фрагмент действительности, объек­тивные события, результаты, относящиеся либо к объек­тивной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»).

2. Знание о каком-либо событии, явлении, достовер­ность которого доказана, т. е. как синоним истины.

3. Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Второе и третье из названных значений резюмируется в понятии «научный факт». Последний становится тако-

462


вым тогда, когда является элементом логической структу­ры конкретной системы научного знания, включен в эту систему.

Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («протоколирование») наблюдаемых и эксперименталь­ных данных, их систематизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность — характерные при­знаки эмпирического познания.

Эмпирическое исследование направлено непосред­ственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент, когда объект воспроизводится в искусственно созданных и кон­тролируемых условиях (в том числе и мысленно), анализ — разделение объекта на составные части, индукция — движение познания от частного к общему и др.

Теоретический уровень научного познания харак­теризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и других сторон мышле­ния). Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важ­ным) аспектом познавательного процесса.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, по­стигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принци­пы и др.