Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 38 из 104)

Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз навсегда данным, она изменялась, выступала в раз­личных исторических формах (типах), имела различные «лики» (виды). Поэтому если в какой-либо философской системе рассматриваются «метафизические проблемы», надо четко разобраться, о каком аспекте понятия «мета­физика» идет речь. Если же имеется в виду антидиалекти­ка (метафизический способ мышления), надо дифферен­цировать ее формы и виды.

Примерно до середины XIX в. преобладающим мето­дом в философии и науке была главным образом старая метафизика, которая имела дело преимущественно с пред­метами (и их мысленными отражениями) как с чем-то за­конченным и неизменным. Глубокий анализ этой формы метафизики дал Ф. Энгельс, который осуществил сле­дующее:

Во-первых, выявил ее специфику — отрицание всеобщей связи и развития, «ускользание связи целого», мышление «сплошными неопосредованными противоположно­стями» («да-да», «нет-нет»), убеждение в окончательной завершенности системы всех мировых связей.

Во-вторых, вскрыл объективную основу появления ста­рой метафизики — необходимость объяснения частностей, элементов (сторон) целого, для чего эти стороны должны быть «вырваны» из целого и рассмотрены по отдельнос­ти, вне их связи и развития, в «чистом виде». Это и было важной задачей познания того времени.

В-третьих, обосновал правомерность и необходимость метафизического способа мышления в данной его форме «в известных областях», указал на недопустимость его «эк­спансии» за эти пределы. «Великое историческое оправ­дание» старометафизического способа мышления было

181


обусловлено необходимостью предварительного исследо­вания самих предметов как таковых в их устойчивости, неизменности, вне их взаимосвязи, с тем чтобы затем си­стематически изучать происходящие с ними изменения.

В-четвертых, установил дату возникновения (XVII в.), «место рождения» (естествознание) и «крестных отцов» (Ф. Бэкона, Дж. Локка) старой метафизики.

В-пятых, вскрыл элементы, зачатки новой метафизи­ки в недрах старой, ибо о том, что природа находится в вечном движении, знали уже в XVII—XVIII вв. Но, буду-чи в плену тогдашних (старометафизических) представлен ний, не могли это движение правильно объяснить.

В-шестых, обосновал необходимость перехода к «выс­шей форме мышления» — диалектике, ибо в конце кон-цов все в действительности совершается диалектически, а не метафизически.

Существуют ли в наши дни, когда наука добилась столь впечатляющих успехов, метафизические взгляды, в том числе и те, которые отрицают всеобщую связь и развитие всех явлений? Оказывается, как ни странно, существуют. Так, например, идея эволюции, развития Вселенной се­годня представляется естественной и необходимой, хотя до такого понимания наука дошла трудным и противоре­чивым путем. Русский ученый А. А. Фридман, исходя из теории относительности А. Эйнштейна, в 1922—1924 гг. впервые убедительно доказал, что Вселенная не является стационарной, неизменной, а находится в процессе гло­бальной эволюции.

Любопытно отметить, что сам Эйнштейн не сразу при­шел к этой мысли, пытался построить неэволюционную модель, которая предполагала Вселенную «вечно равную самой себе». Как отмечал И. Пригожий, когда в 1917 г. Эйнштейн предложил первую модель Вселенной, речь шла о статической и вечной Вселенной — физико-математическом выражении парменидовской тавтологии «бытие есть». Последующие открытия (особенно в-космо-логии) показали, что статическая картина неприемлема ни для каких астрономических систем, какими бы устойчи­выми они ни казались на уровне видимости. Тем самым

182


был твердо установлен факт эволюции (становления, развития) всех небесных тел и их систем.

Однако и по сей день у ряда ученых существует «анти­эволюционное предубеждение», и они пытаются найти статические решения космологических уравнений, отсто­ять стационарность Вселенной. И это несмотря на то, что факт эволюции, развития последней был доказан теоре­тически и подтвержден экспериментально (явление крас­ного смещения, установление постоянной Хаббла и пр.). Вот почему «... удивляться надо не существованию красно­го смещения и расширению Вселенной (нестационарность ее есть следствие фундаментальных законов физики), а по­разительной живучести консервативных взглядов»1 — про­явлению метафизического способа мышления в его, ка­залось бы, давно преодоленной форме (отрицание развития).

Укрепление под напором фактов идеи о диалектичес­ком характере всего существующего и ее распространение, проходившее в острой борьбе со старой метафизикой, привело к двум важным результатам:

1) Появилась новая, «важная форма диалектического мышления» — материалистическая диалектика. Этому во многом способствовала революция в естествознании кон­ца XIX — начала XX в., особенно кардинальные изме­нения представлений в физике. «Важнейшее изменение, которое было обусловлено ее (физики — В. К.) результа­тами, состоит в разрушении неподвижной системы поня­тий XIX века»2 и в стремлении перейти к понятиям «теку­чим», подвижным, изменчивым.

2) На «обломках» показавшей свою полную несостоя­тельность перед лицом новых фактов старой метафизики возникла новая метафизика, ставшая господствующей в XX в. Если в старой метафизике имелись элементы новой, то в последней содержатся элементы старой в их разнообраз­ных сочетаниях и комбинациях, функционирующие в рамках и на основе новометафизической концепции раз­вития.

1Новиков И. Д. Эволюция Вселенной. М., 1990. С. 55.

2 Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. С. 125.

133


Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие — это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений науки и обще­ственной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение ее усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Новый метафизик охотно рассуждает об изменении, развитии всего сущего, о великой мировой связи всего со всем. Он даже скажет, что все в мире противоречиво и призовет к гибкости понятий, чтобы выразить развитие вещей и т. д. и т. п. Однако, соглашаясь с принципом развития на сло-вах, сторонник новой метафизики дает на деле такую «хитрую и тонкую» интерпретацию данного принципа, что от него фактически ничего не остается.

Если для диалектики развитие — единство возникно­вения и уничтожения, взаимопереходы, единство и борь­ба противоположностей, самодвижение всего сущего по спирали, единство постепенностей и скачков и т. п., то новометафизическая концепция толкует развитие иначе. Оно здесь может пониматься следующим образом.

1. Как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или уменьшение, т. е. только как чисто количественные изменения без коренных качественных преобразований, без скачков («плоский эволюционизм» в его различных модификациях). Категория развития здесь заменяется «хо­дячей идеей» эволюции и нейтральной терминологией («изменение», «рост», «трансформация» и т. п.).

2. Как только качественные изменения, цепь сплошных скачков без подготавливающих их постепенных коли­чественных изменений. Это обратная сторона «плоского эволюционизма», абсолютизирующая одну из двух взаим­но связанных необходимых моментов развития — скачки, перерывы постепенности. Данная односторонняя интер­претация развития представлена в таких своих «обликах», как творческая эволюция, катастрофизм, эмерджентная эволюция и т. п.

3. Как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность. Здесь развитие тракту­ется как движение по прямой линии, осуществляющееся в одной плоскости, процесс, «тянущийся в абстрактную бесконечность» (Гегель).

184


4. Как вечное движение по одному и тому же кругу (а не по спирали) и всегда приводящее к одним и тем же последствиям. Классический пример — теории истори­ческого круговорота (Шпенглер, Тойнби и др.).

5. Как движение, из которого фактически изъята его сущность — противоречие, единство противоположнос­тей. Движение, развитие здесь истолковываются таким образом, что остается в тени самодвижение, его двигатель­ная сила, его источник, который переносится во вне — Бог, субъект и т. п. На словах противоречие новым метафизиком вроде бы не отвергается, но поскольку он все-таки его «ос­тавляет в тени» или «переносит его во вне», понять движе­ние как самодвижение не в его силах. Самое большое, на что он способен, — это описать результат движения, изоб­разив последнее как сумму, связь состояний покоя.

6. Как только прогрессивные изменения, т. е. как вос­хождение от простого к сложному, от низшего к высше­му, игнорируя регресс, нисходящие изменения.

В зависимости от сферы своего функционирования, области применения своих усилий антидиалектический способ мышления и действия можно классифицировать и по другим основаниям, выделив, в частности, онтологи­ческую и гносеологическую (методологическую) метафи­зику. Думается, что данные виды антидиалектики присущи и старой и новой метафизике, своеобразно переплетаясь и преломляясь в каждой из этих форм. Так, домарксистский материализм не только был неспособен понять мир как процесс, как находящуюся в историческом развитии и взаимосвязях материю, но и не сумел применить диалек­тику к развитию познания, к самым общим понятиям и категориям мышления.

Если онтологическая метафизика имеет дело преиму­щественно с интерпретацией развития объективной реаль­ности, то гносеологическая — связана с односторонним пониманием познания. В зависимости от того, какой мо­мент, отношение и т. п. последнего абсолютизируются, получается та или иная форма гносеологической анти­диалектики. К их числу можно отнести догматизм, реля­тивизм, скептицизм, формализм, схоластику, эмпиризм, сенсуализм, рационализм и т. д. Особенно «коварными и хитрыми» формами антидиалектики, которые и сегодня