Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 65 из 104)

В правовом государстве вопрос о соотношении прав человека и государства решается так, как записано в ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его пра­ва и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граждани­на — обязанность государства». К числу первостепенных прав человека относится право частной собственности как механизм обеспечения всеобщего интереса в условиях ин­дивидуальной заинтересованности каждого гражданина.

Для обеспечения прав и свобод гражданина еще в ан­тичном мире выработан принцип демократии, народовла-

310


стия, предусматривающий право на участие каждого в управлении государством. Выдающийся афинский поли­тический деятель Перикл так характеризовал демократию: «У нас государственный строй таков, что не подражает чу­жим порядкам; скорее мы сами служим примером для других, чем подражаем кому-нибудь. И называется наш строй демократией, ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства. По законам в частных делах все имеют одинаковые права; что же ка­сается уважения, то в общественных делах преимущество дается сообразно с тем, насколько каждый славится в том или ином отношении — не в силу поддержки какой-ни­будь партии, а по способностям. Никогда также человек, способный принести пользу государству, не бывает лишен к тому возможности из-за бедности, вследствие ничтож­ности своего положения...»

Важно подчеркнуть, что демократия — это не власть большинства, а защита прав и свобод меньшинства и, в конечном итоге, каждого человека. Реализация демокра­тического принципа в жизни любого общества и государ­ства представляет собой очень трудную задачу. Суть про­блемы в том, что демократические принципы должны войти в «плоть и кровь» человека, стать неотъемлемой частью его самосознания, умонастроения, ментальности. Если в духовной культуре народа не сложилась еще пара­дигма «свобода в рамках закона», а господствует автори­тарная политическая культура, то можно говорить только о ранней стадии формирования гражданского общества. Пока миллионы граждан не доверяют власти и не счита­ют строгое соблюдение законов нормой жизни, общество будет в определенном смысле слова обречено на постоян­ное противоборство, на «хромающее развитие» и полити­ческую нестабильность. Государство принуждает людей к соблюдению законов, карая за их нарушения, но в то же время это не способствует развитию гражданского и правового самосознания как доминирующей системы цен­ностей. В свою очередь, это может объясняться тем, что еще не сформирована в достаточной степени культурная потребность общества в таких ценностях.

311


В России развитие государства и гражданского обще­ства существенно отличалось от аналогичных процессов на Западе. Там эволюция государства и гражданского об­щества была двуединым процессом, итогом которого ста­ло формирование личности, защищенной от произвола власти на основе частной собственности. В нашей стране примат государственности в различных ее формах на дол­гие годы затормозил развитие гражданского общества и его институтов, сделав человека винтиком огромной госу­дарственной машины. Даже сейчас, на рубеже столетий, при наличии законов, призванных стимулировать процесс создания гражданского общества, очевидно, что преодоле­ние стереотипов сознания, складывавшихся десятилетия­ми, невозможно изменить на протяжении жизни одного поколения. Говоря словами А. П. Чехова, процесс выдав­ливания из себя по каплям раба имеет длительную исто­рическую перспективу.

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

Этот вопрос является основным для уяснения сущнос­ти исторического процесса. Чтобы в нем разобраться, не­обходимо вновь обратиться к понятию общественного производства.

При всем огромном разнообразии природно-климати-ческих условий, в которых протекала деятельность перво­бытных сообществ (равно как и современных примитив­ных общин, сохранившихся еще в ряде регионов), основным «двигателем» истории было разделение труда. Вначале оно носило характер полового и возрастного, а затем непрерывно усложнялось. Благодаря разделению и специализации трудовых операций люди смогли обеспе­чить выживаемость первобытной общины и каждого ее члена, превзойти в этом отношении сообщество живот­ных. Развивая производство, человек все более и более воздействовал на окружающую среду, изменяя тем самым и свою собственную природу. Это было бы невозможно при примитивных формах общения; поэтому уровень и

312


степень системной организации человеческих сообществ стали превосходить соответствующие структуры животно­го стада. Человеческий труд, как фактор, не только удов­летворяющий телесные потребности (пища, одежда, жили­ще и пр.), но и формирующий человеческое общество через систему общественных связей и отношений, выступает как основа всей истории. Развитие и усложнение трудовой де­ятельности людей сопровождалось эволюцией семейно-брачного поведения. Поэтому формы воспроизводства человека (деторождение, воспитание, социализация, ини­циации и пр.) неотделимы от собственно производства материальных благ, тем более на ранних стадиях развития общества, когда от физических возможностей человека, его здоровья и работоспособности зависело само суще­ствование общины.

Первым этапом взаимодействия становящегося челове­ка и природы было присвоение готовых продуктов, когда орудия служат вспомогательными средствами для обеспе­чения жизнедеятельности. Эта присваивающая или «под­бирающая» экономика заняла, видимо, не одно тысячеле­тие и сменилась производящей экономикой, прежде всего, в формах земледелия и скотоводства. В этот период про­исходит первое крупное разделение труда — отделение земледелия от скотоводства. Далее последовали еще два разделения труда — отделение ремесла от земледелия и выделение торговли в самостоятельную сферу.

Для философского анализа центральным вопросом яв­ляется анализ мотивов и побуждений к труду и деятельно­сти, поскольку это во многом определяет отношение че­ловека к миру и другому человеку. Выделяют несколько ведущих мотивов и стимулов деятельности.

Во-первых, это поддержание собственного существова­ния, на выживание индивида. Вспомним ситуацию, которая складывается у героев различных «робинзонад», оставших­ся один на один с природой.

Во-вторых, это продолжение жизни рода (особенно труд родителей ради поддержания жизни детей). В любом об­ществе есть немало людей, работающих и живущих ради семьи и детей, рода и клана. В периоды бурных соци­альных потрясений семья, родные и близкие зачастую

313


оказываются единственной надеждой и опорой человека, смыслом его жизни и деятельности. Невнимание к про­блемам семьи со стороны государства оборачивается, как правило, разрушением социальных связей и деградацией общества.

В-третьих, это необходимость удовлетворения самой потребности в труде, труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия. Такой труд перестает быть необходимостью, а является свободной игрой твор­ческих сил человека. Разумеется, это возможно при удовлетворении определенного (и исторически изменчи­вого) уровня биологических потребностей человека.

В-четвертых, это борьба с другими людьми за присвоение продуктов труда или ради помощи людям. Соотношение этих двух компонентов — борьбы и помощи — меняется в зависимости от этапа развития общества. Однако в лю­бом обществе можно увидеть и острую непримиримую борьбу людей за удовлетворение своих потребностей за счет других и примеры бескорыстного служения людям вопреки даже собственным потребностям. Антагонизм и сотрудничество — два полюса взаимодействия людей в об­ществе, а между ними находится основная масса челове­ческих взаимоотношений по поводу труда и распределе­ния его плодов.

Рассмотрение этого вопроса приводит к анализу поня­тий собственности и эксплуатации, труда и капитала. Нет той или иной религиозной системы, этического учения, социальной доктрины, которая бы не высказывала своего отношения к этим проблемам. Еще апостол Павел учил: «Не трудящийся пусть не ест», Сен-Симон выдвинул де­виз социализма: «От каждого по способности, каждому по труду», а Э. Кабе — лозунг коммунизма: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Благородный призыв «Манифеста Коммунистической партии» к построению ассоциации, «в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», на практике часто оборачивался своей противоположностью.