Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 102 из 104)

Однако при всей несомненной важности и притяга­тельности указанного идеала к нему недопустимо сводить науку в ее целостности, элиминировать такую существен­ную ее черту как эволюция, изменение, развитие. Но не всякая эволюция означает рост знания, а последний не может быть отождествлен с какой-либо одной (например, количественной) характеристикой эволюции.

487


Для Поппера рост знания не является повторяющим­ся или кумулятивным процессом, он есть процесс устра­нения ошибок, «дарвиновский отбор». Говоря о росте зна­ния, он имеет в виду не накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их за­мену лучшими и более удовлетворительными теориями.

Таким образом, рост научного знания состоит в выдви­жении смелых гипотез и наилучших (из возможных) тео­рий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использо­вал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного раз­вития: рост научного знания рассматривается им как час­тный случай общих мировых эволюционных процессов.

Рост научного знания осуществляется, по его мнению, методом проб и ошибок и есть не что иное как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации — вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее про­гресс. Поппер указывает на некоторые сложности, труд­ности и даже реальные опасности для этого процесса. Среди них такие факторы как, например, отсутствие вооб­ражения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм. К необходимым средствам роста науки фи­лософ относит такие моменты как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конку­рирующие теории, взаимная критика в процессе дискус­сии.

В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания. Во-первых, новая теория дол­жна исходить из простой, новой, плодотворной и объеди­няющей идеи. Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т. е. вести к представлению явлений, кото­рые до сих пор не наблюдались. Иначе говоря, новая тео­рия должна быть более плодотворной в качестве инстру­мента исследования. В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки. Тео­рией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится те­орией решения проблем, конструирования, критическо-

488


го обсуждения, оценки и критической проверки конкури­рующих гипотез и теорий.

Свою модель роста научного познания Поппер изобра­жает схемой: Р1 — ТТ — ЕЕ — Р2, где Р1 — некоторая исходная проблема, ТТ — предположительная пробная теория, т. е. теория, с помощью которой она решается. ЕЕ — процесс устранения ошибок в теории путем крити­ки и экспериментальных проверок, Р2 — новая, более глу­бокая проблема, для решения которой необходимо по­строить новую, более глубокую и более информативную теорию.

Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложенная Т. Куном, включает в себя два основных эта­па. Это «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и «научная революция» — распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т. е. переход к новому пе­риоду «нормальной науки». Кун полагает, что переход од­ной парадигмы к другой через революцию является обыч­ной моделью развития, характерной для зрелой науки. (Более подробно об этом процессе и его особенностях идет речь в следующем параграфе данной главы).

Что же происходит в ходе этого процесса с правилами-предписаниями? Допарадигмальный период характеризу­ется соперничеством различных школ и отсутствием об­щепринятых концепций и методов исследования. Для этого периода в особенности характерны частые и серь­езные споры о правомерности методов, проблем и стан­дартных решений. На определением этапе эти расхожде­ния исчезают в результате победы одной из школ. С признания парадигмы начинается период «нормальной науки», где формулируются и широко применяются (прав­да не всеми и не всегда осознанно) самые многообразные и разноуровневые (вплоть до философских) методы, при­емы и нормы научной деятельности.

Кризис парадигмы есть вместе с тем и кризис прису­щих ей «методологических предписаний». Банкротство существующих правил-предписаний означает прелюдию к поиску новых, стимулирует этот поиск. Результатом это-

489


го процесса является научная революция — полное или частичное вытеснение старой парадигмы новой, несовме­стимой со старой.

В ходе научной революции происходит такой процесс как смена «понятийной сетки», через которую ученые рас­сматривали мир. Изменение (притом кардинальное) дан­ной «сетки» вызывает необходимость изменения методо­логических правил-предписаний. Ученые — особенно мало связанные с предшествующей практикой и традици­ями — могут видеть, что правила больше не пригодны, и начинают подбирать другую систему правил, которая мо­жет заменить предшествующую, и которая была бы осно­вана на новой «понятийной сетке». В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии и обсуждению фундаментальных положений, что не было характерным для периода «нормальной науки».

Кун отмечает, что в период научной революции глав­ная задача ученых-профессионалов как раз и состоит в упразднении всех наборов правил, кроме одного — того, который «вытекает» из новой парадигмы и детерминиро­ван ею. Однако упразднение методологических правил должно быть не их «голым отрицанием», а «снятием», с сохранением положительного. Для характеристики этого процесса сам Кун использует термин «реконструкция предписаний».

Ст. Тулмин в своей эволюционной эпистемологии рас­сматривал содержание теорий как своеобразную «популя­цию понятий», а общий механизм их развития представил как взаимодействие внутринаучных и вненаучных (соци­альных) факторов, подчеркивая, однако, решающее зна­чение рациональных компонентов. При этом он предла­гал рассматривать не только эволюцию научных теорий, но и проблем, целей, понятий, процедур, методов, науч­ных дисциплин и иных концептуальных структур.

Ст. Тулмин сформулировал эволюционистскую про­грамму исследования науки, центром которой стала идея исторического формирования и функционирования «стандартов рациональности и понимания, лежащих в ос­новании научных теорий». Рациональность научного зна­ния определяется его соответствием стандартам понима-

490


ния. Последние изменяются в ходе эволюции научных теорий, трактуемой Тулминым как непрерывный отбор концептуальных новшеств. Он считал очень важным тре­бование конкретно-исторического подхода к анализу раз­вития науки, «многомерность» (всесторонность) изобра­жения научных процессов с привлечением данных социологии, социальной психологии, истории науки и др, дисциплин.

И. Лакатос уже в ранней своей работе «Доказательства и опровержения» четко заявил о том, что «догматы логи­ческого позитивизма гибельны для истории и философии математики». История математики и логика математичес­кого открытия, т. е. филогенез и онтогенез математичес­кой мысли «не могут быть развиты без критицизма и окон­чательного отказа от формализма». Последнему (как сути логического позитивизма) Лакатос противопоставляет программу анализа развития содержательной математики, основанную на единстве логики доказательств и опровер­жений. Этот анализ и есть не что иное как логическая ре­конструкция реального исторического процесса научно­го познания. Линия анализа процессов изменения и развития знания продолжается затем философом в серии его статей и монографий, в которых изложена универсаль­ная концепция развития науки, основанная на идее кон­курирующих научно-исследовательских программ (напри­мер, программы Ньютона, Эйнштейна, Бора и др.).

Под научно-исследовательской программой философ понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединя­емых совокупностью фундаментальных идей и методоло­гических принципов. Поэтому объектом философско-ме-тодологического анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия сменяющих друг друга во времени теорий, т. е. некоторый тип развития.

Лакатос рассматривает рост зрелой (развитой) науки как смену ряда непрерывно связанных теорий — притом не отдельных, а серии (совокупности) теорий, за которы­ми стоит исследовательская программа. Иначе говоря, сравниваются и оцениваются не просто две теории, а те­ории и их серии в последовательности, определяемой ре­ализацией исследовательской программы. Согласно Лака-

491


тосу, фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а «иссле­довательская программа». Основными этапами в развитии последней, согласно Лакатосу, являются прогресс и рег­ресс, граница этих стадий — «пункт насыщения». Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция.

Лакатос называет свой подход историческим методом оценки конкурирующих методологических концепций, оговаривая при этом, что он никогда не претендовал на то, чтобы дать исчерпывающую теорию развития науки. Предложив «нормативно-историографический» вариант методологии научно-исследовательских программ, Лака­тос, по его словам, попытался «диалектически развить этот историографический метод критики».

П. Фейерабенд исходил из того, что существует множе­ство равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Философ солидарен с теми методологами, которые считают необ­ходимым создание такой теории науки, которая будет при­нимать во внимание историю. Это тот путь, по которому нужно следовать, если мы хотим преодолеть схоластич­ность современной философии науки.