Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 60 из 104)

Литература

Бородой Ю. М. От фантазии к реальности. М., 1995. Давыдов Ю. Н. Память и культура //Социологические исследо­вания. 1987. № 6.

Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. Исаков А. Н., Сухачев В. Ю. Этос сознания. СПб., 1999. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.

Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике, языке. М., 1999.

285


Маркс К. Капитал //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т 23, гл. 24. Матяш Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д,

1988.

Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. Ч. I. M., 1991.

Молчанов В. Одиночество сознания и коммуникативность знака

//Логос. 1997. №9.

Ницше Ф. Веселая наука //Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1990.

Общественное сознание и его формы. М., 1986.

Патпэм X. Философия сознания. М., 1999.

Проблема сознания в современной западной философии. М.,

1989.

РазеевД. О. Какое значение имеет воображение для сознания?//

Метафизические исследования. Выпуск 7. Сознание. М., 1998.

Сартр Ж. П. Фрейд. М., 1992.

Суворов О. В. Сознание и абсолют: Философский трактат. М.,

1999.

Фромм Э. Душа человека М., 1992.

Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог умер» //Вопросы философии.

1990. № 7.


Глава VII ОБЩЕСТВО

1. Общество и его структура. 2. Общество как само­развивающаяся система. 3. Гражданское общество и государство. 4. Формационная и цивилизациопная концепции общественного развития

1. Общество и его структура

Несмотря на то, что термины «общность», «общество», «общественный», «социальный» широко распространены в обыденной речи, их научное содержание достаточно сложно. В XIX в. возникла особая наука — социология, имеющая своим предметом исследование общества. Ее основоположник О. Конт, считавший социологию «соци­альной физикой», видел ее и «позитивной моралью», ко­торая способна стать новой религией для всего человече­ства. Вообще XIX столетие ознаменовалось возрастанием внимания к проблемам общества. Различные мыслители сравнивали общество и с растением, и с животным, и с человеческим индивидом. Общество определяли и как союз, и как взаимодействие, и как солидарность, и как борьбу. Не меньше определений было дано и в XX в. Ла­тинский глагол «socio» означает соединять, объединять со­вместно, предпринимать, сообща затевать, а существитель­ное «socialitas» — общество, ближайшее окружение. Отсюда первоначальное значение понятия «социальный» — связан­ный с общностью, союзом, сотрудничеством.

Аристотель назвал человека «политическим живот-ным», подразумевая что только люди способны добро­вольно и сознательно объединяться в общество. Не вся­кая общность людей является обществом, но любое общество — это, так или иначе, самоуправляющаяся общ­ность.

Каким образом люди связаны в обществе, какова при­рода этих связей и возникающих между людьми отноше­ний, что определяет в конечном итоге развитие общества?

287


К. Марксом и его последователями была разработана диалектика-материалистическая концепция общества, суп» которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается объективно, т. е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия «социального организма». Из формы материального производства «... вытекает, во-пер­вых, определенная структура общества, во-вторых, опре­деленное отношение людей к природе. Их государствен­ный строй, и их духовный уклад определяется как тем, так и другим» (К. Маркс). История в марксистской концеп­ции предстает как «естественноисторический процесс», где действуют объективные «законы-тенденции» в сочета­нии с субъективным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение об особой «чувственно-сверх­чувственной» природе «социальной материи», о двойствен­ности бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость людей друг от друга).

В XX в. продолжалось и продолжается развитие кон­цепций, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества и человека. С этих по­зиций общество рассматривается как естественное про­должение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяются ритмами Космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями природно-климатической среды (Л. Мечников), эволюцией природной организации человека и его генофонда (социобиология). Общество рас­сматривается как высшее, но далеко не самое удачное тво­рение природы, а человек как самое несовершенное жи­вое существо, отягощенное генетически стремлением к разрушению и насилию. Это ведет к нарастанию угрозы самому существованию человечества и определяет потен­циальную возможность перехода в иные «космические» формы бытия (К. Э. Циолковский).

Видеалистических моделях развития общества сущ­ность его усматривается в комплексе тех или иных идей,

288


верований, мифов и т. п. Прежде всего речь идет о рели­гиозных концепциях общества. Мировые религии (хрис­тианство, ислам, буддизм), равно как и национальные (иудаизм, индуизм, конфуцианство), имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их — в идее бо­жественного предопределения устройства общества, кото­рое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни.

В философской мысли Запада трудно выделить какой-либо один доминирующий принцип, хотя многие из них связаны с системным подходом к обществу, структурно-функциональным анализом. Так, Э. Дюркгейм утверждал, что общество — это реальность особого рода, не сводимая к другим и воздействующая на человека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделе­нии труда. М. Вебер создал «понимающую социологию» и разработал понятие «идеального типа», на основе чего анализировал феномен бюрократии и протестантскую этику как «дух капитализма». К. Поппер ввел понятия «со­циальная технология» и «социальная инженерия», пола­гая, что ход истории не подвластен проектированию. Он обосновал концепцию «открытого общества» и указал на опасности тоталитаризма.

В целом все названные модели общества не могут пре­тендовать на абсолютную истину, а выражают определен­ные грани той сложнейшей реальности, которая опреде­ляется термином «общество». Так или иначе, при любом подходе для философского понимания общества нужно решить двуединую задачу: 1) понять место общества как системы в общем устройстве мира и 2) уяснить общие инварианты социального устройства на всем протяжении его исторического развития.

Не менее важен и структурный анализ этого целостного феномена, выделение основных его элементов, составных частей и уяснение типов связи между ними. Остановимся на понятии социальной структуры общества.

Понятие социальной структуры общества является предметом изучения разных сфер социально-гуманитар­ного знания, в том числе социологии, политологии, эко­номической теории и других. Философское содержание

10. Философия 289


этого понятия сводится к тому, что принцип структуриза­ции общества, выделение в нем тех или иных элементов и их иерархии во многом определяет положение и роль человека в историческом процессе, диапазон его возмож­ностей и смысл существования. Прежде всего надо обра­титься к методологии структурного анализа общества, выяснить — какие подходы прослеживаются в историко-философской мысли. В XVIII—XIX вв. были распростране­ны либо идеалистические концепции общества («обществен­ный договор» Ж. Ж. Руссо), либо натуралистический подход, уподобляющий общество роду или семье (Л. Фей­ербах). В середине XIX в. Маркс дал диалектико-матери-алистическое объяснение системному строению общества, выделив его основу — материальное производство. Отсюда можно сделать вывод, что социальная структура социаль­ной системы определяется в основном экономическим базисом и возникающими на этой основе объективными интересами социальных групп. К. Маркс считал, что «спо­соб производства материальной жизни обусловливает со­циальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

В конце XIX — начале XX в. возникают концепции социальной стратификации общества (М. Вебер, Т. Пар-соне, П. Сорокин и др.), суть которых сводится к тому, что деление общества на элементы, типы их взаимосвязи и т. п. определяется не одним главным признаком, а многи­ми критериями (доход, образование, занятость, район проживания и др.). В конце XX в. философы и социологи разных школ и направлений уделяют основное внимание проблеме выживания и успешного функционирования общества как целостного организма и всех его элементов в условиях глобального кризиса. Методология современ­ного подхода к анализу структуры общества чаще всего носит характер взаимодополнительности, когда материа­листические и идеалистические подходы не отрицают вза­имно друг друга, а отражают разные стороны такой слож­нейшей реальности как общество.

Необходимость анализа структурных особенностей об­щества требует выделения в нем субъектов исторического

290


процесса в их историческом развитии. Говоря об этом, следует начать с понятия «народ».

В марксистской традиции к народу относили предста­вителей прогрессивных сил общества, в первую очередь тру­дящихся, и тех представителей эксплуататорских классов, которые способствовали движению общества к прогрессу. Все остальные считались «населением» в узком смысле этого слова. Здесь исходили из двух посылок: