Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 86 из 104)

Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосред­ственной (без промежуточных звеньев) связи человека с реальной действительностью, отражение преимуществен­но внешних сторон и связей, начало постижения внутрен­них зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных. Еще раз повторим, что нет «чистой» чувственности, свободной от влияния мышления. Значение чувственного отражения в развитии познания исключи­тельно велико, даже если учитывать тенденцию значитель­ного возрастания роли мышления, абстрактно-идеализиро­ванных объектов в современной науке.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно вы­ражено в мышлении. Мышление — осуществляющий в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредован­ного отражения действительности, обеспечивающий рас-

410


крытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).

Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть ес­тественной или искусственной (языки математики, фор­мальной логики, химические формулы и т. п.).

Мышление человека — не чисто природное его свой­ство, а выработанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей пред­метной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с ис­торией социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно уровень и структура последней обус­ловливают в конечном итоге способ мышления той или иной эпохи, своеобразие логических «фигур» и связей на каждом из ее этапов. Вместе с развитием практики, ее ус­ложнением и внутренней дифференциацией изменяется и мышление, проходя определенные уровни (этапы, состо­яния и т. п.).

Исходя из древней философской традиции, восходя­щей к античности, следует выделить два основных уров­ня мышления — рассудок и разум. Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракци­ями происходит в пределах неизменной схемы, заданно­го шаблона, жесткого стандарта. Это способность после­довательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать фак­ты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимо­связи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рас­судка — расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассу­док — это обыденное повседневное «житейское» мышле­ние или то, что часто называют здравым смыслом. Логи­ка рассудка — формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основ-

411


ное внимание на форму «готового» знания, а не на его со­
держание и изменение.

Разум (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, для которого прежде всего ха­рактерны творческое оперирование абстракциями и со­знательное исследование их собственной природы (само­рефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противо­речия, адекватно выразить логику вещей в логике поня­тий. Последние как и сами вещи берутся в их взаимосвя­зи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума — объединение многообразного вплоть до синте­за противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума — диа­лектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Процесс развития мышления включает в себя взаимо­связь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее харак­терной формой перехода первого во второй является вы­ход за пределы сложившейся «готовой» системы знания, на основе выдвижения новых — диалектических по своей сути — фундаментальных идей. Переход разума в рассудок связан прежде всего с процедурой формализации и пере­вода в относительно устойчивое состояние тех систем зна­ния, которые были получены на основе разума (диалек­тического мышления).

Формы мышления (логические формы) — способы отра­жения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как про­блема, гипотеза, теория и др., которые будут рассмотре­ны ниже.

Понятие — форма мышления, отражающая общие зако­номерные связи, существенные стороны, признаки явле­ний, которые закрепляются в их определениях (дефиници­ях). Например, в определении «человек есть животное, делающее орудия труда» выражен такой существенный признак человека, который отличает его от всех других представителей животного мира, выступает фундамен-

.412


тальным законом существования и развития человека как родового существа. Понятия должны быть гибки и по­движны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия — это фи­лософские категории. Понятия выражаются в языковой форме — в виде отдельных слов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объек­тов («экономические отношения», «элементарные части­цы» и др.).

Суждение — форма мышления, отражающая вещи, яв­ления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выража­емое повествовательным предложением, может быть либо истинным («Париж стоит на Сене») либо ложным («Рос­тов — столица России»).

В форме суждения отражаются любые свойства и при­знаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении «золото имеет желтый цвет» отражается не существенный, а второстепенный признак золота.

Понятие и суждение выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и по­нятий к другим, выражают процесс получения новых ре­зультатов в познании. Умозаключение — форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классичес­кий пример умозаключения:

1. Все люди смертны (посылка)

2. Сократ — человек (обосновывающее знание)

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).

Важными условиями достижения истинного выводно­го знания являются не только истинность посылок (аргу­ментов, оснований), но и соблюдение правил вывода, не-допущение нарушения законов и принципов логики и диалектики. Наиболее общим делением умозаключений является их деление на два взаимосвязанных вида: индук-

413


тивные —движение мысли от единичного, частного к об­щему, от менее общего к более общему, и дедуктивные, где имеет место обратный процесс (как в приведенном при­мере),

В последнее время внесены определенные (порой су­щественные) изменения в понимание чувственного и ра­ционального познания. Так, в частности, выявлена свое­го рода гетерогенность (неоднородность) чувственного познания, включающего не только образные, но и знако­вые компоненты, т. е. здесь имеет место единство изобра­жения и обозначения. Таким образом, познавательный процесс, не сводимый только и исключительно к отража­тельным процедурам получения чувственного образа как «слепка» вещи, предстает сегодня в системе гипотетико-селективной, творчески-проективной деятельности субъекта, опосредованной различными по природе знако­выми и предметными репрезентациями, содержащими, как и сама деятельность, квинтэссенцию социального и культурно-исторического опыта.

Оказалось, что сенсорные (чувственные) данные полу­чают предметные смыслы и тем самым тесно связаны с феноменом понимания. Обращение к этому феномену в познавательной деятельности — важный признак нового видения познания.

Возрос интерес к «забытым» категориям рассудка и разума, тем более необходимость их наличия и взаимодей­ствия в абстрактно-логическом познании «подкреплена» новейшими данными нейрофизиологии, полученными в результате открытия функциональной асимметрии мозга и выявления двух типов мышления — левополушарного и правополушарного.

Сегодня все чаще речь идет не о «ступенчатости», а о взаимодополнительности, органическом единстве чув­ственного и рационального, рассудка и разума, образно­го и знакового, когнитивного и социокультурного, объяс­нения и понимания и т. П. — в каждом акте и виде познавательной деятельности1.

' См.: Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1998. С. 19—27.

414


5. Истина и заблуждение

Непосредственная цель познания — истина, путь к ко­торой обычно сложен, труден и противоречив. Постоян­ный и необходимый спутник истины (а не случайная ано­малия) на всех этапах ее развертывания и углубления — заблуждение. Вопросы о том, «Что есть истина?» и «Ка­ковы способы избавления от заблуждений?» («идолов ра­зума», по Бэкону) всегда интересовали людей — и не толь­ко в сфере науки. Категории истины и заблуждения — ключевые в теории познания, выражающие две противо­положные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания, каждая из которых имеет свою специ­фику.

Заблуждение— знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность обществен­но-исторической практики и самого познания. Заблужде­ние по своей сути есть искаженное отражение действи­тельности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом является «теоретическая астрология», хотя отдель­ные моменты истины в ней имеются. Так же как в науч­ной астрономии содержатся заблуждения, но в целом эта система истинного знания, подтвержденная наблюдени­ями.