Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 59 из 104)

Сам Юнг считал, что учение о бессознательном застав­ляет Я усомниться в своем единовластии и вернуться к религии, ибо только религиозный человек свыкается с мыслью, что не является «монархическим владыкой в сво­ем доме», что решает все-таки не он, а Бог. Религиозный человек находится под непосредственным воздействием бессознательного, которое он именует совестью, что уче­ние о бессознательном должно подтолкнуть культуру к

280


переосмыслению того понимания человека, которое роди-лось в эпоху европейского Возрождения.

С. Граф: опыт столкновения со смертью в структуре сознания. Если Фрейд анализировал личностное бессо­знательное, а Юнг — коллективное, то С. Гроф, психиатр-психоаналитик, соединил учение об архетипах с понима­нием бессознательного как имеющего непосредственную связь с личной биографией индивида. С. Гроф попытался выяснить, что переживали люди в момент своего биоло­гического рождения. Он исследовал не просто бессозна­тельные переживания грудного младенца, чувство его единения с матерью, что делал и Фрейд, а вызывал у паци­ентов «воспоминание» о тех переживаниях, которые они испытали во внутриутробном состоянии. Опыты показа­ли, что все испытуемые подтвердили в своих «воспомина­ниях» наличие какого-то стихийного, не расчлененного на Я-не-Я состояния психического переживания. Более того, все они при описании этого состояния воспроизводили устойчивую последовательность смены ощущений и пере­живаний: жизнь в утробе ассоциировалась с покоем и ком­фортом, родовые схватки они ощущали как неожиданное отделение от первичного органического единства, как жестокую борьбу за жизнь в лоне конвульсивных сокра­щений матки, после чего наступало ощущение смерти, т. е. полного уничтожения. Но затем почти сразу возникало ощущение физического рождения, которое воспринима­лось одновременно как физическое и духовное возрожде­ние. В итоге Гроф пришел к выводу, что основные детер­минанты сознания находятся глубже тех слоев, которые открыл Фрейд. Для Фрейда источником психических от­клонений, страданий и т. д. являются биографические эпизоды, связанные с травмами в раннем детстве. Для Гро-фа психика и сознание человека детерминированы самим актом биологического рождения, в котором присутствует опыт столкновения со смертью. Человек при рождении уже испытал умирание, а потому опыт встречи со смертью, • залегая глубоко под дальнейшими наслоениями детских впечатлений, неустранимо присутствует в структуре чело­веческой психики, влияя на содержание сознания.

281


Открытия Грофа повлияли на философское осмысле­ние природы сознания, ибо он расширил онтологию че­ловеческого опыта, впустив туда перинатальные (связан­ные с рождением) переживания. Опыты Грофа позволяют сделать вывод: содержание сознания детерминировано особой архетипической программой, связанной с той травмой, которую любой человек получает при рождении. Акт биологического рождения — это архетипическое пе­реживание утраты человеком своего нерасчлененного органического единства с утробой матери, разрыва с та­инственной сопричастностью чему-то целому и единому, где нет еще Я, переживание, воспринимаемое как унич­тожение, смерть, а затем ощущение некоего «воскреше­ния», сопровождающегося появлением Я и его возрастаю­щего обособления, разобщения с прежним миром. Именно здесь появляется неизбывное чувство заброшенности оди­нокого Я в чужой, враждебный мир, здесь кроется причи­на того, что человек воспринимает Вселенную как равно­душную к нему и даже агрессивную. Акт биологического рождения — это глубинный источник появления онтоло­гической оппозиции Я-не-Я, которая и легла в основу классической теории познания. Поэтому можно сказать, что в классической парадигме понимания сознания как оппозиции Я-не-Я нашел свое отражение глубинный ар­хетип.

В разделе «Онтология сознания» было показано, что многие философы считают оппозицию Я-не-Я вторичной, производной от некоего состояния единства. Исследова­ния Грофа подтверждают этот вывод и ставят под сомне­ние все типы философии, согласно которым указанная оппозиция является онтологически первичной. Гроф по сути открывает перспективу такого философствования, когда произойдет воссоединение обособившегося Я с той первоосновой, в которой оно не знало еще страдания от разрыва с Бытием.

Следует отметить, что в современной философии на­метились тенденции иного, по сравнению с классикой, анализа сознания. Так, представители философии жизни (Ортега-и-Гассет, Мерло-Понти и др.) рассматривают по­знающего субъекта как укорененного в некоей изначаль-

282


ной онтологической сфере жизненной реальности, описы­ваемой в категориях жизнь, жизненный разум, жизненный порыв, воля к власти, потребность к расточительству, смерть и т. д. И если в классической философии основной вопрос, связанный с сознанием, состоял в выяснении того, как возможно познание, при каких условиях субъект познает, как достигает объективного знания, то филосо­фию жизни интересует проблема бытия познающего субъекта.

В феноменологии тождество субъекта и объекта рас­сматривается как изначальное, поэтому Гуссерль, напри­мер, при анализе сознания отказывается от понятий «я», «сознание», «субъект» и вводит термин «жизнь как пере­живание мира».

Как же можно узнать о том содержании сознания, где тождество субъекта и объекта является изначальным? Только на основе непосредственного знания человеком своих бытийных основ и интерпретации того смысла, ко­торым наделяет сознание те объективные образования, в которых оно проявляет себя. Поэтому задача филосо­фии — выявление смыслов. Объяснить смысл нельзя, его можно только прояснить и как-то понять. Но понимание смысла выходит за рамки рациональных процедур, а по­тому классическое объяснение сознания как самосознания становится бессмысленным.

Подведем итоги. В данной главе показано, что во-пер­вых, философы не изобретали то или иное понимание созна­ния: они воспроизводили реальную для определенной эпохи структуру человеческой духовности и реальное место созна­ния в ней. Во-вторых, структура духовного опыта во все вре­мена была тесно связана со спецификой мировоззрения эпо­хи. Поэтому в зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим — космоцентристское, теоцентристское, антропоцентристское, социоцентристское — менялось и по­нимание сознания. В-третьих, деформация внутреннего опы­та людей имела устойчивую тенденцию к «снижению» уров­ня духовности. И если во времена Плотина и Бл. Августина в структуре внутреннего опыта приоритетным был уровень Божественной простоты, то в Новое время го-

283


ворить о нем считалось неприличным: «Бог умер», а «выс­ший» уровень духовного опыта истощился. Сознание ста-ло претендовать на то, чтобы быть не функцией, а реаль­ностью, причем самой очевидной и достоверной. С развитием буржуазных отношений в структуре внутренне­го опыта стали доминировать материальные интересы, и сознание стало не чем иным, как осознанием этих инте­ресов. И, наконец, с усилением процессов эгалитаризации (фр. Egalite — равенство) и либерализации (лат. liberalis — свободный), а соответственно, с уменьшением контроли­рующего влияния общества на жизнь человека, в структуре духовного опыта стало доминировать бессознательное, Оно. Сознание превратилось в его служанку, оправдывая и обосновывая права инстинктов на господство. Менялись люди, их бытие, и вместе с ними изменялись механизмы формирования их сознания, его содержание.

Конец XX в. знаменуется тем, что человечество вновь, как и во времена Парменида, осознало «безопорность» своего существования. Все «базовые опоры» — Бог, разум, социальность и т. д. — разрушены, что породило попытку искать основания бытия и сознания в общении людей, в их коммуникации. Но к концу XX в. стало ясно, что ком­муникативные цепочки разорваны, связь поколений, меж­поколенное общение уничтожены; осталось какое-то нео­пределенное пространство, заполненное информацией, сообщениями, которые бродят по каналам коммуникации, не зная ни точного адресата, ни источника. Сознание «встраивается» в этот информационный поток, ловит ин­формацию, пересказывает ее на языке современников, не понимая и не зная, кто, кому, когда и с какой целью ее передал. Так толкуют сознание философы постмодерна, а литераторы этого направления демонстрируют такое со­знание в своих произведениях: в них имена и даты стер­ты, стили и времена смешаны, текст представляет коллаж из анонимных цитат. Современные постмодернистские фи­лософы, писатели, эстеты толкуют Сознание как поток речепроизводства и текстопроизводства, назначение кото­рого состоит в том, чтобы случайные сигналы и послания ниоткуда выразить в языке и передать неизвестно куда и кому. Сознание отпускается в свободный полет по инфор-

284


мационному пространству, а его содержание начинает на­поминать шизофренический бред. В ситуации ожидания случайной информации сознание отвыкает трудиться над созданием личности, перестает быть направленным на восприятие внутренних переживаний человека. Оно боль­ше не «всматривается» в бездну духовного опыта личнос­ти, не включается в личную работу разрешения открытых им в этой бездне противоречий. Его главным состоянием становится «праздность души».

Конечно, нужно учитывать, что такое понимание со­знания, созданное в XX в. философствующей и эстетству­ющей элитой, отражает только тенденции в духовной культуре общества. Каждый конкретный индивид приоб­щается к этой тенденции по-своему, в разной степени. Люди потенциально (т. е. в возможности) являются сво­бодными участниками своего духовного становления и созревания, что предполагает самостоятельную работу ума и души каждого. Но работа эта очень трудная, а потому не все ее выдерживают и на нее соглашаются. Тогда сознание начинает «работать» по облегченному варианту: оно или подчиняется власти бессознательных сил, не пытаясь их прояснить, или направляет свое внимание вовне, не задер­живаясь внутри личного духовного опыта с его сомнени­ями и противоречиями.