Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 69 из 104)

Во-вторых, нынешнее поколение землян имеет уникаль­ную возможность установления теснейших горизонтальных связей, межчеловеческого общения не только отдельных лиц, но и крупных групп людей и целых народов. Идея всечеловеческого братства родилась в истории давно, но всегда оставалась утопией. Ее побеждали расовая и наци­ональная нетерпимость, классовые антагонизмы, вообще любое противопоставление «своих» и «чужих». С трудом она воспринимается и сейчас, поскольку мир продолжа-

328


ют раздирать острейшие противоречия и конфликты. Но не преодолев этих коллизий, человечество не сможет ре­шить глобальных проблем. По образному сравнению, нас ждут либо братские объятия, либо братские могилы.

В-третьих, современное поколение не может не думать о будущих детях и внуках, которым предстоит дальше не­сти эстафету истории. К сожалению, наша цивилизация во многом живет за счет будущего, исчерпывая невоспол­нимые ресурсы (нефть, газ), загрязняя воду, воздух и по­чву своими несовершенными технологиями, консервируя многие архаичные социальные структуры, сея семена на­циональной ненависти, которые будут давать всходы еще столетия. Сейчас мы проедаем будущее наших потомков и в физическом, и в духовном смысле.

Важно отметить, что существенный вклад в развитие этой ситуации вносит явление, которое было названо ис­панским философом Ортега-и-Гассетом «восстанием масс». Современное общество стало унифицированным, количественно большим, но качественно ущербным. Фе­номен отчуждения, о котором уже шла речь, привел к ато-мизации человека, его взаимозаменяемости, падению его ценности. Все это порождает у людей настроения неуко­рененности, нестабильности, что в свою очередь порож­дает явления тоталитаризма, исключающие нормальные пути разрешения глобальных проблем.

Становится очевидным, что для духовных революций нужны соответствующие формы демократического уст­ройства большинства стран мира, преодоление «бегства от свободы». Перефразировав известные строки, Марина Цветаева хорошо выразила суть изменения духовной си­туации в XX в.: «Нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины». Сейчас не может быть истинным то, что безнравственно, а оправда­ние насилия самыми благими целями и намерениями при­водит в конечном итоге к торжеству насилия и зла, к са­моуничтожению.

Итак, можно констатировать, что мировая цивилизация находится в состоянии кризиса, что определяет необходи­мость выработки стратегии ее дальнейшего развития. Одни футурологи разрабатывают разного рода катастрофические сценарии грядущего XXI в., среди которых можно упомя-

329


нуть «климатическую катастрофу», «конфликт цивилиза­ций», «религиозные войны», «конкуренцию между фаус­товским и конфуцианским типом общества». С этих по­зиций главный враг человека — сам человек, его агрессивная природа со слепыми инстинктами самоунич­тожения и разрушения среды обитания. В этом смысле мы обречены и нам следует терпеливо ждать конца истории, уповая, возможно, только на Бога.

Другая группа футурологов полагает, что не следует те­рять исторический оптимизм, а наука, ценности либераль­ной демократии, прорыв в Космос, добрая воля милли­онов людей и мудрость политических лидеров способны обеспечить устойчивое развитие мировой цивилизации в XXI в. Наконец, третья группа ученых полагает, что чело­вечество ждут большие потрясения, но оно сумеет достой­но ответить на вызов истории и ценою больших жертв найдет верный путь. В этом смысле большое значение придается культуре взаимопонимания людей разных ду­ховных ориентации, поиску компромиссов в обществен­но-политической жизни, устранению насилия как спосо­ба решения общественных и личных проблем. Вполне адекватен призыв: «Действовать локально, мыслить гло­бально».

В свое время Ф. М. Достоевский рассматривал историю человечества как путь от «неосознанного быть» через «осознанное иметь» к «осознанному быть». Разумеется, здесь нет и не может быть никаких гарантий, ибо хитрость Разума и ирония Истории всегда будут спутниками чело­вечества. Наивно в очередной раз уповать на грядущий «Золотой век». Среди людей всегда будут «правильные» и «неправильные», идущие в стаде, и своим, особым, путем. Речь не может идти о выведении особой породы «нового человека», который разом преодолеет все несовершенства мира, решит все глобальные проблемы и т. д. Размышляя над настоящим и будущим, приходится все чаще вспоми­нать слова Фауста, сказавшего перед смертью, что свобо­ду заслуживает лишь тот, кто живет, постоянно трудясь, борясь, с опасностью шутя. В этом бесконечном движе­нии рождаются мудрость и радость — вечные спутники философствования.

330


Литература

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия, М., 1999. Багратян Г. А. Общество и государство. М., 2000. Барулин В. С. Социальная философия. М., 1999. Васильева В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.

Гречко П. К. Концептуальные модели истории. М., 1995. Гобозов И. А. Введение в философию истории. М., 1999. ИвинА. А. Философия истории. М., 2000. Иноземцев В. Л. К теории постэкономической общественной формации. М., 1995. Канке В. А. Философия. М., 2000. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М., 1996. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

Макаров Е. М. Философия человеческого общества. М., 1999. Михайлова Т. М. Труд: опыт социально-философского изучения. М., 1999.

Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1999. Очерки социальной философии. М., 1994. Резник Ю. М. Введение в социальную теорию. М., 1999. Семенов Ю. И. Философия истории. М., 1999. Социальная философия. М., 1995. ТойнбиДж. А. Постижение истории. М., 1991. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М,, 1994.


Глава VIII ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

1. Человек в системе социальных связей. 2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость, лич­ность и массы, насилие и ненасилие. 3. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право. 4. Религиозные цен­ности и свобода совести. 5. Личность: проблемы сво­боды и ответственности.

1. Человек в системе социальных связей

Обратимся к рассмотрению социальных связей и отно­шений. Связь и отношение — это общие категории диа­лектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в пространстве, и взаимодей­ствие элементов определенной системы. Социальные свя­зи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

В материалистической трактовке общества они делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производствен­ные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и другие. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-эконо­мической формации и входит в понятие сущности чело­века.

Идеалистическое понимание социальных связей и отно­шений исходит из примата духовного начала как объеди­няющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т. п. В этом случае го­сударственная идеология выполняет роль скелета обще­ственного организма. «Порча» идеи приводит к развалу государства и деградации человека. Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую форму-

332


лу, следование которой обеспечивает благополучие обще­ства и каждого человека.

Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значе­ние материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходи­мость центральной идеи, объединяющей разные элемен­ты общества в единое целое. Современное философское знание обращает внимание на анализ социального про­цесса, в котором участвуют люди, вещи и идеи. В вещах социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, где закрепляется культурная традиция, люди являются движущей силой исторического процесса, а идеи выпол­няют роль связующего начала, придающего смысл пред­метной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое.

Сущность общественных связей и отношений, соеди­няющих людей, вещи и идеи в единое многомерное целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опо-средуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с пред­метом означает, по сути дела, его общение с другим челове­ком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете. Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникаю­щей именно в процессе деятельности в обществе. Соци­альные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно оп­ределяют жизнь человека и общества. Подобно явлениям потребительной стоимости и стоимости, анализ диалекти­ки которых составляет научную заслугу К. Маркса, чело­век и мир человека двойственны, и осознание этого фак­та позволяет дать качественный анализ общества как системы.