Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 67 из 104)

В этой связи возникает вопрос — искоренима ли экс­плуатация в принципе, или человечество может стремить­ся только к смене одних форм эксплуатации другими, бо­лее гуманными? Веками социалисты-утописты, а позже социалисты, апеллирующие к науке, пытались построить каркас будущего общества без эксплуатации, где были бы реализованы идеалы свободы, равенства и братства. У всех трех мировых религий (буддизм, христианство и ислам) есть свой духовный путь достижения тех же благородных целей. Современные футурологи, описывая модели будуще­го, делают упор на средства и методы преодоления эксплу­атации, на обретение человечеством подлинной свободы.

Вопрос этот крайне сложен, но современная НТР мо­жет способствовать тому, чтобы труд миллионов людей перестал быть проклятием и приобрел черты творческого процесса. В обозримой перспективе человечество может преодолеть основную форму эксплуатации — экономи­ческую, если найдет в себе силы для решения глобальных проблем современности, а также старых как мир проблем отношений полов, рас, наций и т. д. Это не означает, что «светлое будущее» неизбежно наступит. Развитие мирово­го сообщества имеет и другие альтернативы. Ясно, одна­ко, что по этому пути следует идти большинству стран мира, а основой такого движения являются экономичес­кие и политические свободы. Для философского анализа важно то, что этот процесс должен быть саморегу­лирующимся и самоорганизующимся, ибо никаким са­мым точным и безупречным планом нельзя охватить все многообразие хода мировой истории. Очевидно также, что

319


ведущая роль в этом движении будет принадлежать интел­лектуальному и моральному потенциалу человечества.

В определенном смысле мировая экономика стоит на пороге новой Реформации, поскольку существующие эко­номические модели (даже в самых высокоразвитых стра­нах) близки к своему исчерпанию. Человечество уже не может исходить только из своих эгоистических интересов и бесконечно расширять производство. Точка опоры че­ловека и общества находится не внутри их, а вовне, что определяется логикой развития сложной системы, входя­щей как фрагмент в еще более сложную систему Космоса. Рассмотренные вопросы позволяют подойти к проблеме общественно-экономической формации.

Впервые термин «общественно-экономическая форма­ция» появился в работе Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» в декабре 1851 г. Впоследствии в работах Маркса и Энгельса он фигурирует более 40 раз; его мно­гократно использовал В. И. Ленин. Кратко понятие фор­мации определяется так: «Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют обще­ственными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исто­рического развития, общество со своеобразным отличи­тельным характером. Античное общество, феодальное об­щество, буржуазное общество представляют собой такие совокупности производственных отношений, из которых каждая вместе с тем знаменует собой особую ступень в историческом развитии человечества».

Можно сделать вывод, что формация — это историче­ски конкретный тип общества и этап всемирной истории, представляющий собой социальную систему, детермини­рованную способом производства. Структура обществен­но-экономической формации понимается в марксизме как совокупность сущностных сторон общественной жиз­ни, определяющую роль в которой играют производствен­ные отношения, соответствующие наличному уровню производительных сил. На основе разделения всех обще­ственных отношений на материальные и идеологические можно выделить два крупных структурных образования — базис и надстройку.

320


Движение истории понималось как разрешение проти­воречий между базисом и надстройкой, которое наступа­ет в эпоху социальной революции. Тогда происходит сме­на формаций и, согласно марксистской концепции, ход мировой истории, выраженный в виде строго последова­тельной смены одной формации другой — от первобытно­общинного строя до коммунизма, есть сущностная харак­теристика исторического процесса развития человеческого общества. Когда же речь шла о какой-либо отдельной стране, то общего формационного подхода было уже не­достаточно для характеристики уровня и состояния ее раз­вития, а кроме того использовалось понятие исторической эпохи. В целом формация как понятие служит для вы­ражения сущности качественно определенной, отличной от другой, ступени развития человеческого общества, сущ­ности, которая не лежит на поверхности явлений, а вы­является посредством теоретического анализа из громад­ного многообразия событий и фактов общественной жизни.

Развитие истории, равно как и обществоведческой мысли в XX в. выявило определенную ограниченность фор­мационного подхода. Во-первых, достаточно очевидно, что во всемирной истории можно выделить по крайней мере 3 основные формации: примитивные общества с добы­вающей экономикой, традиционные аграрные и индуст­риальные общества. С другой стороны, не менее очевид­но, что традиционная пятичленная схема (первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм) непри-ложима ко многим обществам, в связи с чем обсуждался т. н. «азиатский» способ производства. Развитие послево­енной Японии дало пример рывка по преодолению по крайней мере двух этапов индустриальной формации и переходу в постиндустриальное общество.

Во-вторых, во второй половине XX в. набирал силу
процесс глобализации экономики, что получило название
«мир-экономика». В этом мировом конгломерате выделя­
ют «ядро» и «периферию», что в целом образует «мир-си­
стему», живущую по законам своеобразной суперформа­
ции. Суть этого феномена состоит в том, что главным
товаром современного типа производства стала информа­
ция и все, что с ней связано. Это меняет представление о
11. Философия 321


линейном типе прогресса, это характерно для формаци-онного подхода к истории человечества. В-третьих, разви­тие России также однозначно не укладывается в рамки формационного подхода, что стало особенно очевидно в последнее десятилетие XX в.

В философской мысли, пытающейся охватить всю сложность исторического процесса, получил развитие иной подход, названный цивилизационным. Прежде чем описывать его, необходимо кратко остановиться на поня­тии «цивилизация», что, в свою очередь, требует анализа понятия «культура». Латинский термин «культура» озна­чает возделывание, обработку, воспитание, развитие, по­клонение. Эти понятия относились и к земледелию, и к животноводству, и к человеку.

К настоящему времени насчитывается множество оп­ределений культуры. В истории человеческой мысли тер­мин «культура» понимался как «воспитанность», соответ­ствие идеалам гуманизма и просвещения, следование Разуму. Особое значение это понятие приобрело в XVIII в. в трудах французских энциклопедистов. В самом широком смысле слово культура — это то, что создано и создается человеком (материальное и духовное), в отличие от природ­ных вещей и явлений. Культура — это природа, обрабо­танная особым, человеческим, образом в целях удовлет­ворения тех или иных потребностей. Но она не сводится к вещам, произведенным человеком, а распространяется и на общественные отношения, и на продукты духовного производства.

Можно, следовательно, говорить о культуре каждого человеческого существа, групп людей, объединенных по возрасту, полу, общественному положению, профессии, религии и т. д., а также о культуре человечества в целом. Все это — различные субъекты культуры, соотношение которых исторически изменчиво и подлежит исследованию.

Суть культуры может быть графически представлена в виде треугольника, у основания которого — воспитание и образование (двигатель культуры), а стороны — возделы­вание, обработка (смысл культуры) и поклонение, почи­тание (культ как своеобразный тормоз).

Понятие цивилизации является одним из наиболее упот­ребительных в философии, истории и других науках гума-

322


янтарного цикла. Оно родилось во Франции, в середине XVIII в. и обозначало идеальное устройство человеческого общества. Этимологически термин восходит к латинско­му слову «цивилис» — городской, что говорит о тесной связи цивилизации с городским типом культуры. В конце XX в. оформилось несколько подходов к трактовке этого понятия. Часто термин «цивилизация» выступает синони­мом термина «культура» или обозначает особый этап в развитии культуры.

Нужно подчеркнуть, что при всем многообразии под­ходов к определению соотношения культуры и цивилиза­ции основным является представление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой слое челове­ческого бытия. Цивилизация воплощает в себе технологи­ческий аспект культуры со ставкой не на качественные, а на количественные параметры бытия, с установкой на бес­предельное развитие со сменой целей этого развития. Главное в цивилизации — непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих по­требностей и возможностей человечества при законода­тельном обеспечении этого процесса. Такое представление о цивилизации основано в основном на успехах и дости-ляцниях научно-технической революции в странах Запада и на постулатах либеральной демократии.

В философской мысли XIX—XX вв. наибольшим при­
знанием пользуется концепция так называемых «локальных
цивилизаций», созданная усилиями Н. Х.(. Данилевского,
О. Шпенглера и А. Дж. Тойнби. Все народы в этой кон­
цепции делятся на первобытные и цивилизованные, а пос­
ледние — на определенные культурно-исторические типы
(от 8 до 21). Особый интерес здесь представляет феномен
«Вызов— и — Ответ», когда спокойное развитие сменя­
ется критической ситуацией. Она в свою очередь побуж­
дает цивилизацию к росту, вплоть до «надлома» и «смутных
времен». Авторы этой концепции пытались преодолеть
европоцентризм в понимании цивилизации, что нашло
позже развитие у К. Ясперса. Он выдвинул идею об «осе­
вой» культуре середины I тыс. до н. э., которая дала ряд
великих имен в разных концах планеты: Конфуций, Лао-
Цзы и Мо-Цзы в Китае; Будда и авторы Упанишад в Ин­
дии; Заратустра в Персии; Илия, Исайя и Иеремия в Па-
323