Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 101 из 104)

482


том того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение сис­темы обусловлено как особенностями ее отдельных эле­ментов, так и свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, раз­вивающейся целостности.

и) Вероятностно-статистические методы — основаны на учете действия множества случайных факторов, кото­рые характеризуются устойчивой частотой. Это и позво­ляет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивает­ся» через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосред­ствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов).

III. Частнонаучные методы, т. е. совокупность спосо­бов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, со­ответствующей данной основной форме движения мате­рии. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

Что касается социально-гуманитарных наук (истории, социологии, археологии, политологии, культурологии, социальной психологии и др.), то в них — кроме философ­ских и общенаучных — применяются специфические средства, методы и операции, обусловленные особеннос­тями предмета этих наук. В их числе: идиографический метод — описание индивидуальных особенностей единич­ных исторических фактов и событий; диалог («вопросно-ответный метод»); понимание; интроспекция (самонаблю­дение); эмпатия (вчуствование) — восприятие внутреннего мира другого-человека, проникновение в его пережива­ния; тестирование; опросы и интервью; проективные ме­тоды; биографический и автобиографический методы;

16* 483


социальный эксперимент и социальное моделирование; ролевые и имитационные игры и ряд других.

ГУ. Дисциплинарные методы, т. е. система приемов, при­меняемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой ком­плекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования как сово­купность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная систе­ма многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т. п., которые всегда реализуются с уче­том конкретных условий.

4. Рост научного знания

Важнейшей характеристикой знания является его ди­намика, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п. Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной фило­софии, а Гегель сформулировал ее в положении о том, что «истина есть процесс», а не «готовый результат». Активно исследовалась эта проблема основоположниками и пред­ставителями диалектико-материалистической филосо­фии — особенно с методологических позиций .материали­стического понимания истории и материалистической диалектики с учетом социокультурной обусловленности этого процесса.

Однако в западной философии и методологии науки XX в. фактически — особенно в годы «триумфального шествия» логического позитивизма (а у него, действитель­но, были немалые успехи) — научное знание исследова­лось без учета его роста, изменения.

Дело в том, что для логического позитивизма в целом было характерно а) абсолютизация формально-логичес-

484


кой и языковой проблематики; б) гипертрофия искусст­венно сконструированных формализованных языков (в ущерб естественным); в) концентрация исследовательских усилий на структуре «готового», ставшего знания без уче­та его генезиса и эволюции; г) сведение философии к ча-стнонаучному знанию, а последнего — к формальному анализу языка науки; д) игнорирование социокультурно-го контекста анализа знания и т. д.

Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т. п., от незнания к знанию, от не­глубокого неполного к более глубокому и совершенному знанию и т. д.

В современной западной философии проблема роста, развития знания является центральной в философии на­уки, представленной особенно ярко в таких течениях как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпози­тивизм. Эволюционная эпистемология — направление в за­падной философско-гносеологической мысли, основная задача которого — выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном клю­че и, в частности, построение на этой основе теории эво­люции науки. Эволюционная эпистемология стремится создать обобщенную теорию развития науки, положив в основу принцип историзма, и пытаясь опосредовать край­ности рационализма и иррационализма, эмпиризма и ра­ционализма, когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук и т. д.

Один из известных и продуктивных вариантов рассмат­риваемой формы эпистемологии — генетическая эписте­мология швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже. В ее основе — принцип возрастания инвариантности зна­ния под влиянием изменений условий опыта. Пиаже, в частности, считал, что эпистемология — это теория дос­товерного познания, которое всегда есть процесс, а не состояние. Важная ее задача — определить, каким обра­зом познание достигает реальности, т. е. какие связи, от-

485


ношения устанавливаются между объектом и субъектом, который в своей познавательной деятельности не может не руководствоваться определенными методологическими нормами и регулятивами.

Генетическая эпистемология Ж. Пиаже пытается объяс­нить генезис знания вообще, и научного в частности, на основе воздействия внешних факторов развития общества, т. е. социогенеза, а также истории самого знания и особен­но психологических механизмов его возникновения. Изу­чая детскую психологию, ученый пришел к выводу, что она составляет своего рода ментальную эмбриологию, а психо­генез является частью эмбриогенеза, который не заканчи­вается при рождении ребенка, так как ребенок непрерыв­но испытывает влияние среды, благодаря чему происходит адаптация его мышления к реальности.

Фундаментальная гипотеза генетической эпистемоло-гии, — указывает Пиаже, — состоит в том, что существу­ет параллелизм между логической и рациональной орга­низацией знания и соответствующим формирующим психологическим процессом. Соответственно этому, он стремится объяснить возникновение знания на основе происхождения представлений и операций, которые в значительной мере, если не целиком, опираются на здра­вый смысл.

Пиаже выделил четыре основных стадии в когнитивном (интеллектуальном) развитии, для которого характерна строгая последовательность формирования: сенсомоторная, интуитивная (неоперациональная), конкретно-операцио­нальная и формально-операциональная. Одним из первых правил генетической эпистемологии является, согласно Пиаже, «правило сотрудничества». Изучая, каким образом возрастает (растет, увеличивается) наше знание, оно в каж­дом конкретном случае объединяет философов, психоло­гов, логиков, представителей математики, кибернетики, синергетики и других — в том числе социально-гумани­тарных наук.

Особенно активно проблему роста (развития, измене­ния) знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. XX столе­тия сторонники постпозитивизма — К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин и др. Обратившись

486


лицом к истории, развитию науки, а не только к формаль­ному анализу ее «застывшей» структуры, представители постпозитивизма стали строить различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эво­люционных изменений, совершающихся в мире. Они счи­тали, что существует тесная аналогия между ростом зна­ния и биологическим ростом, т. е. эволюцией растений и животных.

В постпозитивизме происходит существенное измене­ние проблематики философских исследований: если ло­гический позитивизм основное внимание обращал на ана­лиз структуры научного познания, то постпозитивизм главной своей проблемой делает понимание роста, разви­тия знания. В связи с этим представители постпозитивиз­ма вынуждены были обратиться к изучению истории воз­никновения, развития и смены научных идей и теорий.

Первой такой концепцией стала концепция роста зна­ния К. Поппера.

Поппер рассматривает знание (в любой его форме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как си­стему изменяющуюся, развивающуюся. Этот аспект ана­лиза науки он и представил в форме концепции роста на­учного знания. Отвергая агенетизм, антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с ростом нашего зна­ния. Но в своих пределах этот метод правомерен и необ­ходим. Поппер отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, его роста и про­гресса может в некоторой степени противоречить распро­страненному идеалу науки как систематизированной де­дуктивной системы. Этот идеал доминирует в европейской эпистемологии начиная с Эвклида.