Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 95 из 104)


ная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспро­изводимость, открытость для критики, свобода от предвзя­тости, строгость и т. д. В других формах познания рассмот­ренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

Специфика познания социальных явлений. Долгое время анализ науки и научного познания проводился по «моде­ли» естественно-математического знания. Характеристи­ки последнего считались свойственными науке в целом как таковой, что особенно наглядно выражено в Сциентиз­ме. В последние годы резко возрос интерес к социально­му (гуманитарному) познанию, которое рассматривается как один из своеобразных видов научного познания. Когда о нем идет речь, то следует иметь в виду два его аспекта:

— любое познание в каждой из своих форм всегда со­циально, поскольку есть общественный продукт, и детер­минировано культурно-историческими причинами;

— один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы — общество в целом или его отдельные сторо­ны (экономику, политику, духовную сферу, различные ин­дивидуальные образования и т. п.).

При этом в исследовании недопустимо как сведение социального к природному, в частности, попытки объяс­нить общественные процессы только законами механики («механицизм») или биологии («биологизм»), так и про­тивопоставление природного и социального, вплоть до их полного разрыва.

Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующих основных моментах:

1. Предмет социального познания — мир человека, а не просто вещь как таковая. А это значит, что данный пред­мет имеет субъективное измерение, в него включен чело­век как «автор и исполнитель своей собственной драмы», которую он же и познает. Гуманитарное познание имеет дело с обществом, социальными отношениями, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т. п., где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определен-

454


ные цели и т. д. Обычно это прежде всего субъект-субъек­тное познание.

2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т. е. на развитие общественных явлений. Главный интерес тут — динамика, а не статика, ибо обще­ство практически лишено стационарных, неизменных со­стояний. Поэтому главный принцип его исследования на всех уровнях — историзм, который был гораздо раньше сформулирован в гуманитарных науках, чем в естество­знании, хотя и здесь — особенно в XX в. — он играет исключительно важную роль.

3. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникаль­ному), но на основе конкретно-общего, закономерного.

4. Социальное познание — всегда ценностно-смыс­ловое освоение и воспроизведение человеческого бытия, которое всегда есть осмысленное бытие. М. Вебер считал, что важнейшая задача гуманитарных наук — установить, «есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире». Но в решении данного вопроса должны по­мочь религия и философия, но не естествознание, ибо оно таких вопросов не ставит.

5. Социальное познание неразрывно и постоянно свя­зано с предметными ценностями (оценка явлений с точ­ки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.) и «субъективными» (установки, взгляды, нормы, цели и т. п.). Они указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительнос­ти. Таковы, в частности, политические, мировоззренчес­кие, нравственные убеждения человека, его привя­занности, принципы и мотивы поведения и т. д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс со­циального исследования и неизбежно сказываются на со­держании получаемых в этом процессе знаний.

6.Важное значение в социальном познании имеет про­цедура понимания как приобщение к смыслам человечес­кой деятельности и как смыслообразование. В предыду­щей главе об этом уже шла речь.

7. Социальное познание имеет текстовую природу, т. е. между объектом и субъектом социального познания сто-

455


ят письменные источники (хроники, документы и т. п.) и археологические источники. Иными словами, тут проис­ходит отражение отражения: социальная реальность пред­стает в текстах, в знаково-символическом выражении.

8. Весьма сложным и очень опосредованным является характер взаимосвязи объекта и субъекта социального по­знания. Здесь связь с социальной реальностью обычно происходит через источники — исторические (тексты, хроники, документы и т. д.) и археологические (матери­альные остатки прошлого). Если естественные науки не­посредственно нацелены на вещи, их свойства и отноше­ния, то гуманитарные — на тексты, которые выражены в определенной знаковой форме и которым присуще значе­ние, смысл, ценность. Текстовая природа социального познания — характерная его черта.

9. Особенностью социального познания является его преимущественная ориентация на «качественную окрас­ку событий». Явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов в социальном познании намно­го меньше, чем в науках естественно-математического цикла. Однако и здесь все шире развертываются процес­сы математизации, компьютеризации, формализации зна­ния и т. п.

10. В социальном познании «нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами», ни тем бо­лее сложнейшим научным оборудованием — все это дол­жна заменить «сила абстракции». Поэтому здесь исклю­чительно велика роль мышления, его форм, принципов и методов. Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо «природа молчит»), то в гу­манитарном познании — это диалог (личностей, текстов, культур и т. п.). Диалогическая природа социального по­знания наиболее полно выражается в процедурах понима­ния (Об этом говорилось в предыдущей главе).

11. В социальном познании исключительно важную роль играет «хорошая» философия и верный метод. Толь­ко их глубокое знание и умелое применение позволяет адекватно постигнуть сложный, противоречивый, сугубо диалектический характер социальных явлений и процес-

456


сов, природу мышления, его формы и принципы, их пронизанность ценностно-мировоззренческими компо­нентами и их влияние на результаты познания, смысло-жизненные ориентации людей, особенности диалога (немыслимого без постановки и разрешения противо­речий-проблем) и т. д.

Вненаучное знание. Кроме научного, существуют и дру­гие формы знания и познания, которые не укладываются в вышеперечисленные критерии научности, но тем не менее они существуют. О некоторых из них уже ранее шла речь — обыденное, философское, религиозное, художе­ственно-образное, игровое и мифологическое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят так­же магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мис­тическое и эзотерическое познание, так называемые «ок­культные науки» и т. п. А это значит, что познание не может быть ограничено только сферой науки, оно суще­ствует и за ее пределами1. Причем многие формы внена-учного знания (например, астрология) старше знания, признаваемого в качестве научного (например, астроно­мии), а алхимия старше химии как науки. Теория позна­ния не может ограничиваться анализом только научного знания, а должна исследовать и все другие его многооб­разные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания.

Достаточно убедительно эту мысль обосновал совре­менный американский методолог науки П. Фейерабенд. В своей концепции науки он исходит из того, что в обще­стве существуют различные идеологические течения (ис­торичные по своему существу), одним из которых является наука. Последняя не может заменить другие течения и не есть тем более «единственно возможный способ решения проблем», — наряду с такими способами, как религия, миф, различные иррациональные подходы, магия, колдов­ство и т. п. Всякий иной подход, по мнению Фейерабен-да, искажает сущность науки и ее место в обществе. Вот почему он убежден, что наука, претендующая на облада-

1 Подробнее о вненаучных формах знания см., например: За­блуждающийся разум?: Многообразие-вненаучного знания. М. 1990; Знание за пределами науки. М.; 1996.

457


ние единственно правильным методом и единственно приемлемыми результатами, представляет собой идеоло­гию и должна быть отделена от государства, и в частно­сти от процесса обучения.

Подчеркивая недопустимость абсолютизации науки и ее методов, американский исследователь считает, что все-таки наука «обладает не большим авторитетом, чем любая другая форма жизни» — религиозные сообщества, племе­на, объединенные мифом др.

Фейерабенд ни в коей мере не принижает роль науки, а наоборот, всемерно подчеркивает ее важное значение для жизни общества в целом и каждого человека. Вместе с тем он постоянно напоминает, что наука — лишь один из глав­ных инструментов, которые человек изобрел для того, что­бы «овладеть своим окружением», один из способов изу­чения мира. Причем это отнюдь не единственный и совсем не непогрешимый «инструмент». Уважая «большую науку», и ее колоссальные возможности, Фейерабенд, тем не менее, рекомендует «поставить науку на ее место» как интересную, но ни в коем случае не единственную форму познания, обладающую большими преимуществами, но не лишенную и многих недостатков. Именно потому, что наука в наше время стала слишком влиятельной, очень опасно оставлять ее в «состоянии непогрешимости», абсолютизировать ее роль в обществе.

Фейерабенд полагает, что чисто рационалистический «образ науки» — особенно при его абсолютизации — слу­жит препятствием для ее развития, а попытка сделать на­уку более рациональной и точной уничтожает ее. В то же время, по его мнению, «расплывчатость», «хаотичность», «отклонения и ошибки» внеразумного, иррационального характера являются предпосылками научного прогресса.