Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 28 из 104)

2. Структура диалектики, ее регулятивный характер и основные функции

Структура диалектики. Материалистическая диалекти­ка представляет собой не хаотический набор отдельных своих сторон и моментов, не искусственную схему, которая определяется лишь ее внутренними потребностями. Она есть не закрытая, а открытая, целостная органическая сис­тема, совокупность устойчивых отношений и связей меж­ду элементами которой образует структуру диалектики.

Структура диалектики как своеобразной системы зна­ния обусловлена структурой ее объективно существующе­го предмета — реального всеобщего. Это значит, что ма­териалистическая диалектика как научная развивающаяся система знания строится в строгом соответствии с систе­мой универсальных всеобщих законов развития объектив­ного мира.

Элементы диалектики представляют собой целостную, развивающуюся, субординированную систему категорий, законов и принципов, которые в своей совокупности от­ражают единство, целостность развивающегося реально­го мира в его всеобщих характеристиках. Различия между элементами диалектики относительны, условны и по­движны.

Категории диалектики — это такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и суще-

133


ственные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-мате­риальной деятельности людей, общественной практики.

Основные категории материалистической диалекти­ки — материя, сознание, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причина и след­ствие, необходимость и случайность, содержание и фор­ма и др. — являются универсальными, предельно общими, и применимы поэтому ко всем без исключения явлениям действительности. Категории возникают на базе многократ­ного повторения практических действий над предметами посредством орудий труда. Они представляют собой всеоб­щие определенности бытия и познания, практически осво­енные в активной социальной деятельности.

Категории диалектики, будучи отражением реального мира в сознании человека, имеют объективный характер, т. е. не являются плодом выдумки, фантазии человека, а, отражают то, что существует в природе и обществе, неза­висимо от воли и сознания людей. Они являются не «по­собием» человека, а выражением всеобщих закономернос­тей природы и общества. Объект всех категорий один — реальный мир. Различные философские категории позволя­ют увидеть его каждый раз с новой стороны, представляют собой своеобразные его «срезы». Каждая категория имеет свое специфическое содержание соответственно тому, какие аспекты, моменты объективной реальности и познания (в их всеобщих характеристиках) выражаются в ней.

Вместе с тем категории субъективны в том смысле, что представляют собой ступени выделения человека из при­роды, т. е. ступени познания мира. Категории диалекти­ки, с одной стороны, характеризуют всеобщие свойства реальных предметов, а с другой — являются логическими формами, в которых фиксируется знание о данных пред­метах. Поэтому субъективный характер категорий выра­жается также в том, что они являются абстракциями, от­влечениями от объективной действительности и представляют собой сокращения бесконечной массы час­тностей внешнего мира и деятельности.

Поскольку в окружающем нас мире все явления взаи­модействуют, изменяются, развиваются, то и категории

134


диалектики неразрывно связаны между собой, представля­ют целостную динамичную систему. В этой системе они расположены не произвольно, а находятся в отношении субординации, выведены одна из другой путем восхожде­ния от абстрактного к конкретному, от простого к слож­ному в процессе диалектического отражения развиваю­щейся действительности. В процессе все более полного и глубокого отражения последней происходит как обогаще­ние содержания давно известных категорий (качество, движение, противоречие и др.), так и возникновение но­вых понятий (система, структура, элемент и др.), которые будучи доведенными до определенной философской «кон­диции» могут быть включены в содержание диалектики.

Следовательно, категории материалистической диалек­тики как Логики и теории познания в их развивающейся системе имеют: во-первых, онтологическое значение, по­скольку являются отражением в ходе практики связей и отношений объективной действительности в ее целост­ности и развитии, выражают ее всеобщие закономернос­ти; во-вторых, гносеологическое значение, поскольку вы­ступают этапами процесса познания, дают самую общую картину этого процесса; в-третьих, логическое значение, поскольку являются формами мышления; в-четвертых, методологическое значение, поскольку представляют со­бой способ движения мысли от незнания к знанию, от менее глубокого знания к более глубокому, более полно­му; в-пятых, мировоззренческое значение, поскольку в них выражена определенная система взглядов на мир, ко­торая дает диалектико-материалистическое понимание происходящих в нем событий и соответствующим образом ориентирует людей в их жизни; в-шестых, «практически-действенное» значение, поскольку, взятые в их системе, категории диалектики есть всеобщие регулятивы не толь­ко познания, но и изменения мира.

Связь и взаимодействие определенных философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противополож­ностей, вскрывающий самое основное в развитии - его источник, каким является противоречие (единство проти­воположностей). Противоположности — это такие сторо-

135


ны, моменты, предметы, которые одновременно: а) нераз­рывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и — при определенных условиях — переходят друг в друга (положительное — отрицательное, ассимиляция — диссимиляция, теория — практика, мате­риальное — идеальное и др.). Единство (тождество) кон­кретных противоположностей образует противоречие (ди­алектическое). Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс воз­никновения, роста, обострения и разрешения многообраз­ных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающе­го источника, движущей силы их развития,

Закон взаимного перехода количественных и качествен­ных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные кате­гории закона — качество, количество, мера, скачок.

Качество — философская категория, выражающая от­носительную устойчивость предметов и явлений. Каче­ство — такая внутренняя определенность предмета, бла­годаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предметов обнаруживается через их свойства.

Свойство — сторона предмета, проявляющаяся в его способности определенным образом взаимодействовать с другими предметами. Однако качество предмета не своди­мо к отдельным его свойствам, элементам и т. д. Оно свя­зано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Сложной проблемой современной науки является выявление уровней организации каче­ственной определенности предмета (например, агрегатные и аллотропические состояния вещества, клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз и др.).

Количество — философская категория, выражающая та­кую определенность предмета, изменение которой в соот-

136


ветствующих границах непосредственно не означает пре­вращения данного предмета в другой. К количественной определенности предмета относятся: величина составляю­щих его элементов, объем, размеры, степень выражен­ности и интенсивность развития его свойств, темпы про­текания процессов, скорость изменения предметов и другие числовые характеристики. Количество существует прежде всего как отношение между вещами (или сторона­ми внутри них), которое выражается в науке (в первую очередь в математике) с помощью таких исходных поня­тий, как величина и число. Применение количественных, математических методов за последнее время значительно расширилось, углубилось, проникло в считавшиеся ранее недоступными сферы — гуманитарные науки, искусство, быт людей и т. п. Указанные методы надо применять ра­зумно, осторожно, с учетом особенностей предмета, что­бы абстрактные формулы и математический аппарат не заслоняли (а тем более не вытесняли) реальное содержа­ние качественно-своеобразных процессов, превращаясь в модную «игру с формулами».

Мера — философская категория, выражающая целост­ное единство качественной и количественной определен-ностей предмета. Мера — количественные границы суще­ствования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных изменений. Данный интервал может быть сравнительно широк или очень узок, превращаясь порой в точку. Зна­чение границ этого интервала изменяется с изменением условий, положение границ может быть нечетким и труд­ноопределимым — особенно это относится ко многим со­циальным и духовным явлениям.

Скачок — философская категория, выражающая: а) пе­рерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изме­нений вообще, которые никогда не прекращаются; б) бы­строту изменений: «скорость» скачка, темпы его проте­кания, интенсивность и глубина изменений гораздо выше, чем в границах меры; в) превращение в противополож­ность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; г) единство бытия и небытия, возникновение нового и