Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 99 из 104)

Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сво­дится к совокупности определенных правил, приемов, спосо­бов, норм познания и действия. Он есть система предписа­ний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении оп­ределенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правиль­ный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчай­шим путем.

Однако недопустимо впадать в крайности:

— недооценивать или отвергать роль метода и ме­тодологических проблем («методологический негативизм»);

— преувеличивать, абсолютизировать значение метода, превращать его в некую «универсальную отмычку» ко все­му и вся, в простой и доступный инструмент научного открытия («методологическая.эйфория»).

1 См. например: В. П. Кохановский. Философия и методология науки. Ростов н/Д, 1999; Т. Г. Лешкевич. Философия науки: мир эпистемологов. Ростов н/Д, 2000; А. Л. Никифоров. Философия на­уки: история и методология. М., 1998.

473


В современных методологических концепциях обычно стараются избегать указанных крайностей, хотя они и встречаются. В них указывается на недопустимость профа-нирования роли методологии или абсолютизации каких-либо методов как «единственно верных», подчеркивается необходимость освоения многообразных методологичес­ких подходов (методологический плюрализм).

Предмет, теория, метод. Метод как единство объектив­ного и субъективного. Любой научный метод разрабатыва­ется на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффектив­ность, сила каждого метода обусловлена содержа­тельностью, глубиной, фундаментальностью теории, ко­торая «сжимается в метод». В свою очередь, «метод расширяется в систему», т. е. используется для дальнейше­го углубления и развертывания знания, его материализа­ции в практике.

Теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, фор­мулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т. п., которые возвращаются в теорию (а через нее — в практику), ибо субъект может применять их в ка­честве регулятивов в ходе познания и изменения окружа­ющего мира по его собственным законам.

Поскольку в научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (совокупность знаний), но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживающий специфику именно данного предмета, то поэтому нельзя разводить предмет и метод, видеть в по­следнем только внешнее, независимое средство по отно­шению к предмету и лишь налагаемое на него чисто вне­шним образом.

Метод любого уровня общности имеет не только теоре­тический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всяко­го исследования, но в значительной мере должен форми­роваться каждый раз заново в соответствии со специфи­кой предмета.

474


Метод не навязывается предмету познания или дей­ствия, а изменяется в соответствии с их спецификой. На­учное исследование предполагает тщательное знание фак­тов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отно­шений и т. п. Итак, истинность метода всегда обусловлена содержанием предмета (объекта) исследования.

Метод не есть совокупность умозрительных, субъек­тивистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых независимо от материальной действительности, практики, вне и помимо объективных законов ее развития. Поэто­му необходимо искать происхождение метода не в голо­вах людей, не в сознании, а в практике, в материальной действительности. Но в последней — как бы тщательно ни искали — мы не найдем никаких методов, а отыщем лишь объективные законы природы и общества.

Таким образом, метод существует, развивается толь­ко в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод прежде всего объективен, содержателен, фактичен. Вме­сте с тем он одновременно субъективен, но не как чистый произвол, «безбрежная субъективность», а как продолже­ние и завершение объективности, из которой он вырас­тает.

Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные за­кономерности реальной действительности) формулируют­ся определенные принципы, правила, регулятивы. Каж­дый метод субъективен и в том смысле, что его носителем является конкретный индивид, субъект, для которого, собственно говоря, данный метод и предназначен. В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что метод есть «орудие», некоторое стоящее на стороне субъекта сред­ство, через которое он соотносится с объектом. В этом вопросе Гегелю вторил и Фейербах, утверждавший, что именно «человек — центр всей методологии».

Классификация методов и уровни методологии. Много­образие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть клас-

475


сифицированы по самым различным основаниям (крите­риям). Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. В настоящее время стало оче­видным, что система методов, методология не может, быть ограничена лишь сферой научного познания, она дол­жна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выде­лить методы формальные и содержательные, эмпиричес­кие и теоретические, методы исследования и изложения и т. п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и мето­дов социальных (гуманитарных) наук. В свою очередь мет тоды естественных наук могут быть подразделены на ме­тоды изучения неживой природы и методы изучения живой природы. Выделяют также качественные и количе­ственные методы, методы непосредственного и опосредо­ванного познания, оригинальные и производные и т. д.

В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общно­сти и сфере действия могут быть разделены на следующие основные группы.

I. Философские методы, среди которых важную роль играет диалектика, метафизика, феноменология, герме­невтика и др. Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две край­ние модели, которые сложились в решении этого очень сложного вопроса:

1. Умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории и т. п.), суть которого — прямое вы­ведение исходных принципов научных теорий непосред­ственно из философских принципов, помимо анализа спе­циального материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.

476


2. Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется (в первой модели), либо принижа­ется или даже вовсе отвергается (во второй модели). И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные по­зитивные результаты, однако указанная проблема не была решена.

История познания и самой философии показывает, что ее воздействие на процес развития науки и ее результаты выражаются в следующих основных моментах:

а) философия влияет на научное познание так или ина­че на всех его стадиях, но в наивысшей мере — при по­строении теорий (особенно фундаментальных). Это наи­более активно происходит в периоды крутой ломки понятий и принципов в ходе научных революций. Очевид­но, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руководствуется ученый;

б) воздействие всеобщих философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем — через методы, формы и концепции нижележащих методологических уровней;

в) философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учиты­ваться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (на­пример законы, категории, понятия, причины и т. д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой»;

г) принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую про­грамму самого «верхнего» уровня. Данная программа дол­жна быть не жесткой схемой, шаблоном, стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а лишь общим руководством для исследования;

д) философия разрабатывает всеобщие картины мира, модели реальности, сквозь призму которых ученый смот­рит на предмет исследования, выбирает всеобщие позна­вательные средства, категории, принципы, формы, опре-

477


деленные мировоззренческие и ценностные установки (особенно в гуманитарных науках), вооружается знанием общих закономерностей самого процесса познания, уче­нием об истине и путях ее достижения, о необходимости преодоления заблуждений и т. п.;