Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 52 из 104)

Выше уже было показано, что процесс вычленения.Я имел историю. Для древних греков оно было частицей Космоса. Платон предпочитал говорить «мы», и меньше — Я.

Усиленное внимание к проблеме Я появляется только в Новое время, что обусловило специфическое решение проблемы сознания в философии. Оно поднимается до ранга первичной реальности. Оторванное от Космоса, мира, Бога Я превратилось в «китайского императора Ев­ропы» (Ортега-и-Гассет) в том смысле, что последний из-за своего высочайшего ранга не мог иметь друзей, а пото­му был обречен на одиночество. Если Плотин не мог даже помыслить, чтобы начать философию с Я, то Декарт фор-мулирует главный тезис своей философии: «Я мыслю, сле­довательно существую».

Уединенность Я, погруженность в себя становится про­граммным тезисом многих философов. «Познай самого себя», — говорил Сократ. Фихте пояснял: Я — познающее и есть существующее. Штирнер заключал: «Возлюби себя всею душою твоею, всем сердцем твоим». А Ницше при­зывал: «Найди в себе себя, будь единственным, ничего, кроме себя, не признавай».

Русские мыслители конца XIX — начала XX в. называ­ли философию, в которой индивид и его сознание были признаны единственной несомненной реальностью, мета­физикой индивидуализма и эгоизма. Л. П. Карсавин при­водил следующие аргументы против абсолютизации Я. С его точки зрения, Я не является совершенным и самодос­таточным сущим, ибо есть только «здесь» и «сейчас», т. е. в настоящем: его нет в прошлом уже, а в будущем — еще. В своем настоящем бытии Я живет маленькой минуткой

248


между последним моментом прошлого и первым мигом будущего. Поэтому безумно строить философию, исходя из Я и его сознания.

Специфика понимания Я в философии Нового време­ни в том, что в нем абсолютизирована способность мыш­ления. Поэтому главной формой деятельности сознания было объявлено мышление. Направленность на внешний мир как на объект познания стала рассматриваться в ка­честве основной характеристики сознания. Это и приве­ло к отождествлению сознания, познания и мышления, к пониманию Я только как субъекта познания. Под созна­нием стали понимать только размышление с помощью ра­зума, который способен создавать понятия с ясными и чет­кими содержательными границами. Содержание сознания свелось к предметному. Тот факт, что Я не только размыш­ляет о мире и о себе, но и переживает, не учитывался.

С таким пониманием сознания не согласилась русская религиозная философия (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Н. Федоров и др.). Они выступали против, во-первых, рассмотрения Я в качестве автономной и самодов­леющей сферы бытия и, во-вторых, отождествления его с субъектом познания. Русские философы считали, что су­ществуют два соотносительных момента бытия: Я и Бог. Поэтому Я не может быть главной и первичной реально­стью мира. Мышление же, рассматриваемое как «чистая мысль», есть, с их точки зрения, наиболее безличностное в личном бытии Я. Живая человеческая личность несво­дима к субъекту познания, а ее внутренняя жизнь не ог­раничивается только деятельностью познания.

6. Сознание, память, самосознание

Время в структуре сознания. Наличие в структуре со­знания схематизма времени признают все философы. Вре­мя является специфической «формой сознания», в кото­рой настоящее, прошлое и будущее строго различены. Русский философ Б. П. Вышеславцев считал, что «необра­тимость временного ряда существует только для сознания. Отсюда грусть и трагизм сознания». Трагизм временнос-

249


ти был осознан уже в «Экклезиасте», а потому, по мнению многих ученых, эта книга есть книга грусти. Аналогичные мысли высказывал Плотин. Обнаружив, что в своем духов­ном опыте он может выходить за пределы привычной оп­позиции Я-не-Я, слиться с Божественным, услышать го­лос сверху, принадлежать к высшему миру и описывать эти состояния «божественной простоты», Плотин утверждал, что на этих высших уровнях духовного слияния Я пере­стает четко выделять и осознавать себя, но при этом де­лается более подлинным, чем в сфере, где оно знает себя и знает, что оно знает. Жизнь, где Я живет не раздвоен-ной жизнью, Плотин называл прекрасной и сетовал, что не может долго пребывать здесь, что после отдохновения в Божественном с неизбежностью приходится вновь опус­каться до рефлексии и рассуждения, до четкого осознания своего Я, т. е. переходить на уровень сознания. Сознание, по Плотину, есть отпадение от вечности, вступание в реку времени, а потому оно не есть самое лучшее состояние на­шего духа.

Проблема вечности, где нет сознания и времени, кото­рое входит в его структуру, была одной из центральных в трудах Св. Отцов Церкви. Известный знаток их трудов, философ Вл. Лосский, дал следующую интерпретацию соотношения вечности, времени и сознания в трудах Ва­силия Великого. Время как форма бытия сознания и че­ловека есть следствие грехопадения. Но после-пришествия Христа нет причин видеть во времени основания трагиз­ма. В воскресный день, знаменующий собой воскресение Христа-Спасителя, мы уже не рабы, подвластные законам времени. Мы символически входим в Царство вечности, где нет времени, и связанного с ним сознания уныния и печали. После пришествия в мир Спасителя, время обре-ло позитивное качество, которое состоит в том, что имен­но во времени созревает встреча Бога с человеком. Прео­долен трагизм времени и оно превращается в возможность человеческого преображения. Вечность, согласно Отцам Церкви, нельзя определять через противопоставление вре­мени, как это делал Плотин. Категория времени обозна­чает движение, перемену, переход из одного состояния в другое. Если определять вечность как нечто противопо-

250


ложное времени, то тогда вечность есть неподвижность, неизменность, статичность. Это — вечность философского толкования, умозрительного мира Парменида, Платона, Плотина. Так понятая вечность постоянно репродуциро­валась в философских трактатах в виде пропорций, гармо­нии, неизменных структур космоса, геометрии идей, истин, схожих с математическими понятиями, управляющими тварным миром. Вечность стабильна и неизменна. Веч­ность живого Бога не тождественна так понятой вечнос­ти. В православии Божественная вечность не может опре­деляться через противопоставление времени, ибо она трансцендентна времени.

В русской религиозной философии, в частности в фи­лософии Н. А. Бердяева, сознание рассматривается как следствие грехопадения человека. Но философ также ви­дит во времени позитивное качество, не дающее основа­ний для печали и скорби. Сознание, по Бердяеву, дано людям для того, чтобы.они осознали тяжесть совершен­ного ими греха, испытали муки души, потерявшей едине­ние с Богом. Но одновременно с этим оно оставляет воз­можность выйти на путь искупления и творческого восстановления утерянного единения с Богом. В сознании не только заложены предпосылки всех страданий челове­ка, но и дана возможность через искупление спастись и войти в вечную жизнь.

Следует отметить, что пессимизм в отношении погружен­ности сознания схематизмами времени высказывали в основ­ном мыслители, далекие от христианства. Отсюда и призна­ние Э. В. Ильенкова, что без сознания — этого «проклятого дара» человек был бы счастливее. Ницше также считал, что жизнь была бы вполне возможна и без сознания «сколь бы обидно ни звучало это для какого-нибудь более старого философа» (имеется в виду не возраст, а философские школы рационализма. — Т. М.). Преобладающая часть «мыслящей, чувствующей, водящей жизни» протекает в нас без участия сознания. «К чему вообще сознание, раз оно по существу излишне?» — писал он.

Время, составляющее глубинную внутреннюю структу­ру сознания, не тождественно физическому времени: оно свя­зано с надеждами, чаяниями и целями данного субъекта, что

251


и обусловливает отношение человека к настоящему, прошло­му, будущему. Немецкий социолог К. Мангейм обнаружил, что изменение формы утопического сознания в Новое время напрямую связано с изменением формы времени в структуре сознания. Так, либерально-гуманистическая идея как форма утопии, возникшая в борьбе с существу­ющим порядком, противопоставляет «дурной» действи­тельности «правильный» рациональный образ мира. Но она пользуется этим образом не для того, чтобы в любой момент времени гарантировать насильственное изменение;, мира, а для того, чтобы иметь «масштаб» для оценки на-стоящего. В сознании либерала доминирует вектор буду­щего: для него будущее — все, а прошлое — ничто. В от­личие от либералов, консерваторы ценят прошлое, считая, что оно создает ценности. Они не просто помнят прошлое: для них прошлое присутствует в настоящем. В структуре их сознания ценность прошлого, его присутствие в насто­ящем задает программу будущего. Поэтому в структуре сознания консерватора присутствуют все три измерения времени, но доминирует ценность прошлого.

Сознание и память. Наличие в структуре сознания вре­мени есть память, поэтому можно говорить о том, что па­мять входит в структуру сознания. Действительно, Я не­возможно без акта «Я помню себя». Плотин, например, сопрягал сознание и память, трактовал сознание как вос­поминание о пережитом душой блаженстве в состоянии «Божественной простоты». Сознание, с его точки зрения, необходимо человеку для того, чтобы вспомнить о том состоянии, где оно не присутствовало. Поэтому для Пло­тина сознание вторично. Наличие в нем воспоминания о "состоянии единения с Божественным помогает человеку сохранять свою идентичность.

В словаре Вл. Даля сознание определяется прежде все­го как «сознание себя», память о себе. X. Вольф, предста­витель немецкого Просвещения, писал, что личность име­нуется «вещью, которая осознает себя, и даже то, чем она была ранее в том или ином состоянии». Наличие воспо­минания — это сигнал о присутствии в сознании прошло­го времени. В этой связи Ф. Ницше видел отличие чело­века от собаки, в частности, и в том, что собака не может